Родители и Минобразование устроили геноцид нации?
Как попытки вырастить вундеркиндов губят здоровье казахстанских детей, объясняют психологи.
Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Казахстанцы массово увлеклись выращиванием сверхчеловеков. Неимоверное количество центров по раннему развитию детей расплодилось в Актобе. С дошкольных лет учат ментальной арифметике, языкам. Родители с начальной школы отдают малышей на всевозможные секции. Раннее развитие пропагандируется с экранов телевизоров – пример тому российское телешоу «Лучше всех».
Всех посадят
Свой вклад в «вундеркиндеризацию» всей страны вносит министр образования Ерлан Сагадиев - менеджер и дилетант от педагогики с дипломом экономиста. Оглядываясь на Европу, Сагадиев решил посадить за парты шестилеток. И даже нашел научную основу для своего решения.
«6-летний возраст ребенка - наиболее важный. Это максимальное количество синапсов головного мозга. После 6 лет они начинают сокращаться. Это научно доказано. Если мы этим возрастом не воспользуемся, то дальше становится очень трудно. Именно в этом возрасте, в 6 лет, у тех, кто сидел за партой, и у тех, кто не сидел за партой, начинает закладываться разница в образовательном уровне, и особенно сильно между аулом и городом», - объяснял министр.
Верните детям детство!
- Наша система образования сама имеет деструктивный характер, - считает дипломированный психолог Юлия Денисенко. Она возглавляет казахстанскую Ассоциацию центров изучения религий и считает, что противостоять расширению радикальных идеологий невозможно без решения проблем образования и воспитания.
- Мне кажется, то, что сегодня происходит в образовании, в том числе в дошкольном, – не что иное, как геноцид нации. Чуть ли не с первых дней жизни начинают ребенка водить на тысячи разных курсов. Простите, но до 12 лет наш организм устроен так: энергия должна тратиться на формирование физиологии. И это было доказано педагогикой Советского Союза. У нас же популяризируются все эти коммерческие структуры, которые грузят дошкольника. Вместо того чтобы у ребенка правильно формировались печень, сердце, вся эта энергия идет на мозговую деятельность. В итоге в 14 лет мы получаем хронические заболевания. А у нас всё спрашивают, откуда такой рост заболеваемости? Ребенок должен идти в школу и учиться там азбуке. Когда у него появляются физиологические признаки готовности к повышенной интеллектуальной нагрузке – тогда, пожалуйста, - секции кружки. Один из признаков такой готовности - выпадение молочных зубов и замена их на постоянные. И происходит это не в 2, не в 3 года… Дайте детям детство!
Аналогичного мнения придерживается и актюбинский психотерапевт Марина Болотских.
Начинаются проблемы с общением
- Я работаю четверть века в психиатрии и отлично понимаю: отдать ребенка в раннем возрасте на обучение – это не значит хорошо, - считает Болотских. - Мы, врачи, видим последствия: развивается вегето-сосудистая дистония, астенические синдромы, быстрая утомляемость. В итоге дети быстро теряют интерес к учебе. Встречаясь со своими сверстниками, которые не ходят на дополнительные занятия, не посещали курсов до школы, таким детям просто не о чем с ними разговаривать. Отсюда возникают проблемы коммуникации, выстраивания отношений.
Марина Болотских отмечает: число детей с нарушениями, вызванными попытками ускоренного развития, с каждым годом растет.
- Все эти дистонии не становятся легче и с трудом поддаются коррекции, встает вопрос о психологической коррекции, - говорит Марина Васильевна.
С 6-и лет рано
Психотерапевт признает, что сажать детей за парты с 6-и лет - абсолютно неправильно!
- Есть определенные сроки, когда формируется физиологические, нервно-психологические возможности. Почему в советской школе именно в 7 лет вели в школу? Потому что к этому возрасту у ребенка достаточно сформирован позвоночник. С этого возраста ребенок может без лишней нагрузки на позвоночник сидеть в течение 45-и минут, концентрировать свое внимание, усваивать новое и при этом физически не истощаться. Если ребенок начнет обучение с 6-и лет, его костная система не готова. Поэтому развиваются сколиозы, патологические лордозы и кифозы (типы искривлений позвоночника. – Авт.). Из-за нахождения в сидячем состоянии сокращается питание хрящей, костей, органов. Отсюда и возникают нарушения.
Задержка, а не ускорение
Марина Болотских признает, что в науке существует такое понятие, как акселерация. Объединенная этим термином группа гипотез позволяет предположить, что за последние 150 лет физиологическое развитие человека несколько ускорилось.
- Да, есть отдельные индивидуумы, у которых развитие идет чуть быстрее, но это не поголовно, - говорит психиатр.
Более того, исследования, проведенные сотрудниками нашего медвуза, показывают, что у детей из нескольких актюбинских районов и даже областного центра наблюдается задержка в физическом развитии и половом созревании. О какой акселерации вовсе можно вести речь?
Нужен осмотр
Надеемся, министр-новатор одумается и займется близкими ему экономическими вопросами. А родители актюбинских малышей перестанут отыгрывать на детях собственные комплексы неполноценности, забудут о желаниях прославиться и перестанут растить из детей полукиборгов.
- С маленькими детьми все моменты обучения должны проходить в игровой форме. Не нужно навязывать и директировать. Если своего ребенка вы отдали в секции, кружки, то в любом возрасте необходим регулярный осмотр врачами, - советует Марина Болотских.
Автор: