Газовый передел и силовой захват ?
Бизнес душат. Газ с перебоями. Прокуратура не желает отвечать на вопросы, подставляя под удар акимат, законность решений которого вызывает сомнения.
Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
«Рейдерский захват бизнеса» - именно так называют работники ТОО «Gold Steps» происходящее на их предприятии. В начале апреля был арестован директор этой фирмы. Вина его еще далеко не установлена. Но компания «Gold Steps» уже находится на грани банкротства, и не по вине руководства, а из-за действий службы экономических расследований. Борцы с хищениями невольно (а быть может, и с умыслом) запустили целую цепь последствий: население страдает из-за перебоев с газом на заправках, фирмы не могут работать, сотрудники и их семьи остались без средств к существованию.
Как кость в горле
«Gold Steps» - газосетевая компания, закупающая топливо у «СНПС – АМГ» и «Казахойла» и продающая его автогазозаправкам.
- 4 апреля сотрудники службы экономических расследований опечатали все наши семь резервуаров для хранения газа. Наши счета не были арестованы, деятельность компании не была остановлена, потому что следственные органы не нашли для этого оснований. Но всё равно мы работать не можем, - рассказывает новый директор «Gold Steps» Нурлан Кенжегарин.
Часть емкостей содержала социальный газ для продажи автозаправкам. Несколько резервуаров были наполнены коммерческими пропаном и бутаном для продажи в Южный Казахстан. В еще один резервуар следователи залили газ, принадлежащий другой газосетевой организации – ТОО «Ас Газ Логистик», руководство которой тоже оказалось под следствием.
- Теперь этот газ мы не можем ни слить, ни продать. Поэтому предприятие встало. Других таких резервуаров у нас нет, - поясняет Кенжегарин. – Копятся долги по кредитам. Мы не можем выдать зарплату рабочим. Стоит вопрос о роспуске коллектива предприятия.
По мнению директора, действия сотрудников службы экономических расследований незаконны.
- Есть процедура, установленная правительством РК от 9 декабря 2014 года за № 1291 «Об утверждении Правил изъятия, учета, хранения, передачи и уничтожения вещественных доказательств, …» Когда товары (нефтепродукты, газ, как в нашем случае) опечатываются, то должны взять образцы топлива для экспертиз, а все оставшееся продать. Деньги от продажи переводят на депозит следственного органа. Их судьбу должен решить суд. Если суд признает этот газ вещественным доказательством, то деньги – в доход государства, если не признает – деньги возвращаются фирме. Вот уже второй месяц проходит, но эту процедуру следственные органы не применяют, - возмущен Кенжегарин.
И душить будут?
Стоит отметить, что деятельность службы экономических расследований не раз подвергалась жесткой критике. Именно сотрудники этой службы, как заявляли в Генпрокуратуре, чаще всего душат бизнес.
«Вы дискредитируете всю экономическую политику, которую ведёт глава государства! Видите, вот, вот какой кошмар. Вас надо отправить самих в бизнес и пусть поработали бы сами, руками своими», - распекал бравых борцов генеральный прокурор Казахстана Жакип Асанов.
Почему газа нет
Замороженные следственными органами резервуары – часть газонаполнительной станции, которая арендуется ТОО «Gold Steps». ГНС оснащена по последнему слову техники, а потому уникальна для всего Казахстана. Теперь она фактически не действует. А из трех газосетевых компаний, снабжающих автозаправки, работает только одна - «КС-А/Кепiл Сапа-А».
- С апреля министерство увеличило Актюбинской области объемы газа с 5 тысяч тонн до 7 тысяч, - объясняет Кенжегарин. – И одна компания с транспортировкой такого количеством газа справиться не может. Поэтому на автозаправках до сих пор километровые очереди.
Все в минусе
Из-за заморозки резервуаров с газом пострадали многие. В том числе и автозаправки. Одна из них за газ заплатила 15 миллионов тенге фирме «Gold Steps», топлива на сумму в 2 миллиона она успела выбрать до апреля. Остальные 13 миллионов «зависли». Газ – опечатан.
- Мы были вынуждены брать оплату наперед, потому что «СНПС-АМГ» с начала года потребовала от нас 100-процентную ежемесячную предоплату, - поясняет Кенжегарин.
Около 120 тонн пропана и бутана, остающихся опечатанными, должна была купить южно-казахстанская фирма. Осталась не у дел.
Убытки терпит и ТОО «Холдинг Актобе Агро». У этой организации «Gold Steps» арендует газонаполнительную станцию. Даже если холдинг расторгнет договор, емкости на ГНС все равно останутся занятыми. Привлечь новую компанию невозможно.
- А представьте себе, какой размер налогов теперь недополучает наш бюджет! – говорит Кенжегарин. – Это очень большие суммы.
Отобрали деньги
Ни за что страдает и еще одна фирма – ТОО «Бургазпром», владеющая автозаправкой. Данная компания и «Gold Steps» пользовались услугами одного бухгалтера. В день, когда в офис «Gold Steps», нагрянули с обыском, сотрудники автозаправки принесли 3 835 000 тенге от продажи газа бухгалтеру для инкассации в банк. Следователи изъяли и эту сумму. И возвращать пока никак не хотят.
Роль прокуратуры
После ареста предыдущего директора ТОО «Gold Steps» получало неоднократные сигналы от властей, что теперь работать с газом компании не дадут.
- Должна действовать презумпция невиновности, тем более, наша фирма к нарушениям не причастна. Но в штабе, созданном при областном акимате для распределения газа, постоянно ссылаются на какие-то последствия уголовного дела, - удивляется Кенжегарин.
Редакция «Актобе Таймс» в целях разобраться в проблеме и определить законность происходящего в области направляла журналистский запрос в Актюбинскую транспортную прокуратуру. В том числе мы пытались определить законность работы штаба при акимате. Но прокуратура не решилась ответить и перенаправила наше письмо заместителю акима области – Кайрату Бекенову. Тому самому, который и курирует созданный штаб. И это при том, что действующий закон не позволяет перенаправлять обращения в органы, деятельность которых обжалуется или ставится под сомнение!
Нежелание прокуратуры вмешаться в проблему настораживает. Вспоминаются слова заместителя генпрокурора Марата Ахметжанова: «Госконтроль используется для устранения конкурентов либо для оказания давления на бизнес». Об этом же говорил и генпрокурор Жакип Асанов, не исключающий, что действия госорганов порождены заказами бизнес-конкурентов или даже корыстной заинтересованностью самих представителей госорганов.
Соотносимо ли сказанное прокурорами с ситуацией в Актобе? Пока утверждать рано, но складывается впечатление: газовый рынок очищают от актюбинских компаний для вывода на арену новых игроков.
Автор: