Государевы мужи «газуют» по полной
Сжиженный газ в Актобе выдают по талонам, бюджет недобирает налогов, работники ГНС сидят без зарплаты, костанайская компания нарушает законодательство. Зато правоохранители области отчитались о громком «газовом деле». А результат где? Кому жить-то стало хорошо?
Оксана УГЛОВСКАЯ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Мартовские километровые очереди на газовых заправках завершились спецоперацией. Казалось бы, всё теперь заработает по правилам. Автолюбители и водители компаний вздохнут с облегчением – да будет газ!
И худо-бедно какое-то время так и было, но недолго. Всё вернулось на круги своя. И не ворует уже никто, и злоумышленники обезврежены, и акиматы, якобы, взяли всё под контроль. Но газа от этого больше не стало, и проблемы владельцев авто в Лету не канули.
Радует одно – скопления машин на газовых заправках нет, и вдоль дорог никто не толпится, загромождая проезжую часть. Но этому есть простое объяснение: нет газа! Хотя непонятно, почему. Ведь до апреля на область выделялось 5 000 тонн сжиженного газа, тогда как сейчас этот объем равен 8 тысячам. Так где газ?
«На лапу» никто не отменял
Эх, жаль чиновники перестали читать дедушку Ленина. А ведь его «контроль и учет» творили чудеса в послереволюционный период разрухи. Ну да ладно, Ульянов нам, конечно, не эталон, но своего лозунга у нас, судя по ситуации, пока не придумали. Именно потому, как в мультфильме: мед если есть, то его сразу нет.
Но таксисты, с которыми пообщался корреспондент «Актобе Таймс», перефразировали: «Даже если газа нет, то он всегда есть! При определенных условиях…».
- Как же вы возите пассажиров, если заправляться нечем? – интересуюсь у водил.
- У нас всё есть, только надо знать, как это добыть, - отвечают мужчины, перемигиваясь и весело хохоча.
- И где? – не отстаю от них.
- Только не фотографируйте, тогда все скажем.
Соглашаемся на конфиденциальность.
- Вот вас, журналистов, еще учить, - начинают с нравоучений разговор водители. – Как будто не знаете, как добыть то, чего не может быть. Приезжаете на заправку, а там, естественно, газ только по талонам. Договариваетесь с заправщиком. Суете ему тенге 300-500 сверху (это зависит от индивидуальной жадности) и – полный бак газа. Вот и все хитрости. Мы же на Востоке, - резюмируют мои собеседники.
Подольше пообщавшись с водителями, выясняю, что они в часы простоя вырабатывают свои версии выхода из ситуации.
- Вот у нас полные коридоры власти. Если такая тяжелая ситуация в области с газом, неужели нельзя ее контролировать пожестче? Возможно, вообще газ не продавать за наличку, а ввести талонную систему, но чтобы он был, и мы бы так не мучились, как в последние месяцы. Кто-то будет смеяться, но мы готовы, чтобы было дороже, но хватало. Что это за беспредел? У нас газ жгут на факелах, отравляют нам атмосферу, выбрасывают в небо миллиарды народного добра, а мы даже заправиться не можем! Это что, хозяйский подход? И пока в соседней России газ продают по 20 рублей, а у нас он стоит около 50 тенге, и нет контроля, то одна машина, то другая будут вывозить газ к соседям. Это человеческий фактор.
Очень созвучно с тем, что говорил аким Мангыстауской области, когда там тоже были газовые проблемы: «Мы в Таможенном союзе с Российской Федерацией, и пока у нас не сравняются цены, дефицит газа будет случаться».
В конце разговора с водителями один из них бросил странную фразу: «И с поставщиками тоже засада, два стоят, а один - сам себе господин. Вот где разберитесь».
Чьи законы работают в нашей области?
Объективности ради корреспондент «АТ» пошел по пути, указанному таксистами. И выяснилась интересная картина.
В Актюбинской области есть три крупные компании, поставляющие сжиженный газ на заправки. Из них в данное время ТОО «Голд Степс» не работает, так же как и ТОО «Ас Газ Логистик». Их емкости опечатаны. А поставкой газа занимается единственная компания ТОО «КС-А/Кепiл Сапа-А». О ней подробнее.
Сразу следует отметить, что физически эта фирма находится в городе Костанай: база, емкости, оборудование. Но присутствует на рынке Актюбинской области. Именно ей сейчас распределяют объемы сжиженного газа. Почему это важно? Да потому, что в соответствии с казахстанским законодательством ТОО «КС-А/Кепiл Сапа-А» должно получить объемы, привезти их к себе на базу в Костанай и отгружать со своей ГНС. Но получается, что данные правила и самой компании, и чиновникам, и правоохранителям по боку. А как еще объяснить присутствие костанайских «гостей» в нашей области? Как понять их комфортное пребывание, которое им обеспечивают настолько, что они уже стали чуть ли не монополистами на рынке сжиженного газа в нашем регионе?
У читателя может возникнуть вопрос: а как же ТОО «КС-А/Кепiл Сапа-А» отгружает топливо, если у него нет здесь емкостей для хранения. Да очень просто: выписывает доверенности, и машины получают топливо напрямую. Законно ли это?
Если обратиться к Закону РК «О газе и газоснабжении», то данная компания и иже с ней грубо его попирают, так как изменения в правовой акт были внесены, и они четко прописывают процедуру, где каждая аккредитованная компания обязана доставлять сжиженный газ к себе на базу и строго с нее производить реализацию. Но объемы ТОО «КС-А/Кепiл Сапа-А» до Костаная не доезжают. Ну, зачем это им – далеко, дорого, да и тут неплохо кормят.
Более того, у ТОО «КС-А/Кепiл Сапа-А» есть договор, где прописано, что данная компания арендует подъездные пути у «Ас Газ Логистик». И это, не имея собственной ГНС на территории Актюбинской области. А ведь это тоже явное нарушение законодательства. И дело вот в чем.
В правилах аккредитации газосетевых организаций есть четкое определение: «Газонаполнительная станция – комплекс технологически взаимосвязанных производственных и иных объектов, предназначенных для хранения, слива и налива сжиженного нефтяного газа в железнодорожные цистерны, автогазовозы…».
Как это может быть, чтобы подъездные пути находились в Актобе, а резервуары для хранения - в Костанае? И даже отметим больше, у ТОО «Ас Газ Логистик» есть действующая аккредитация на ведение деятельности, и пути принадлежат именно этой компании. Как это возможно, чтобы на одну аккредитацию работали две компании? Возможно, в этом тоже пожелает разобраться кто-то из компетентных органов…
Тогда почему же у нас спокойно работает ТОО «КС-А/Кепiл Сапа-А»? Это большой вопрос, который хотелось бы задать и прокуратуре, и власть предержащим. Что мы в рамках дальнейшего журналистского расследования и сделаем, дабы выяснить истину.
Выбрали честного?
Ничего против ТОО «КС-А/Кепiл Сапа-А» не имеем. Думается, что на нарушения законодательства пошли, чтобы дать зеленый свет фирме с незапятнанной репутацией. Но и тут неувязочка. Данное ТОО уже «засветилось» в Атырауской области, где транспортные прокуроры и финансовые полицейские задержали пять автоцистерн с российскими номерами, перевозивших сжиженный газ. Об этом сообщал портал http://www.m-astana.kz.
По документам автоцистерны перевозили 80 тонн сжиженного газа от ТОО «Топливно-энергетическая компания Атырау». Газ, якобы, полученный в городе Актобе у ТОО «КС-А/Кепiл Сапа-А», изначально предназначался только для внутреннего (казахстанского) рынка. Однако проверкой было установлено, что ТОО «Топливно-энергетическая компания Атырау» не имеет никакого отношения как к оптовым, так и к розничным поставкам.
Транспортный прокурор подчеркнул, что у этой частной компании не имеется собственных или арендованных газонаполнительных пунктов, автозаправочных станции (АЗС) или других технологических комплексов, предназначенных для хранения и реализации сжиженного газа. И Атырауской транспортной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 24 УК РК и пункта «а» части 2 статьи 177 УК РК (Мошенничество) в отношении должностных лиц ТОО «Топливно-энергетическая компания Атырау» и ТОО «КС-А/Кепiл Сапа-А».
Режиссера – на сцену
Как бы там ни было, еще в марте были жалобы на несправедливое распределение объемов. Информированные источники поделились с редакцией, что нынешним распределением сжиженного газа занимается штаб при областном акимате.
Опять же пришлось обратиться к законодательству. Оказалось, что таковой орган там не прописан, а значит, не понятно: на каком основании и в соответствии с каким положением ведется работа этого штаба. Из Закона «О газе и газоснабжении» стало ясно, что данные функции возложены на недропользователя (в нашем случае - на «СНПС – Актобемунайгаз»), но почему идет явная подмена – абсолютная загадка.
Конечно, государственные люди, по тому же Закону, могут выступать в роли рекомендателей, но создавать специальный штаб… Тоже вопрос к надзорным органам – не праздный. Да и рекомендации власть имущих, понятное дело, как правило, выполняются неукоснительно, как приказ в армии. Но регулировка подобного рода в рыночной экономике никогда до добра не доводила.
Ни зарплаты, ни налогов?
Как уже упоминалось выше, в данный момент две ГНС в Актобе не функционируют. Например, газ в емкостях у «Голд Стапс» есть, но его, как считают адвокаты, незаконно опечатали и не разрешают продавать. Притом в период, когда в городе остро не хватает газа! И это не единственная проблема.
Второй месяц как на газоналивной станции ТОО «Голд Степс» работает только половина коллектива. Остальных работников из-за простоя предприятия пришлось отправить в отпуска без содержания. У каждого из них – семьи, кредиты, платы за съемное жилье и многие другие проблемы. Сотрудники обратились в редакцию с жалобами.
- Мне 55 лет, - рассказывает Быржан Батымбаев. – Я приехал в город из Яйсана, у нас там работы вообще нет. С трудом нашел место разнорабочего на газонаполнительно станции. Жилья в городе нет, снимаем с женой квартиру за 30 тысяч тенге в месяц. Нас предупредили, что на следующий месяц тех, кто сейчас в отпуске без содержания, вызовут на работу, а нас отправят в отпуск. Не представляю даже, на что мы с женой будем жить в следующем месяце. Возвращаться в поселок не вижу смысла. В Яйсане практически нет предприятий, где есть рабочие места.
- У всех коллег кредиты, а тут еще и отпуск без содержания! - высказывается машинист нефтяного компрессорного оборудования Марат Жанабаев. – Мне каждый месяц приходится отдавать 60 тысяч тенге: 30 тысяч за съемное жилье с комуслугами и 30 тысяч – кредит за автотранспорт. За апрель до сих пор не видели зарплату. Пришлось залезть в долги. Когда расплачусь с долгами – сам теперь не знаю. На газоналивной станции я работаю второй год. Так радовался, что постоянное место и зарплата вовремя. И вдруг все разрушилось...
Следует отметить, что не только люди сидят без зарплаты, но и бюджет недополучает налоги. Кроме того, тот же «Голд Степс» не может выполнять договорные обязательства перед другими поставщиками и несет многомиллионные убытки. Кому это выгодно? По «газовому делу» ведется следствие, виновных определит суд. Но зачем блокировать бизнес?
В городе среди бизнесменов идут разговоры о том, что это своеобразный вид рейдерства. «Утверждать не можем, но подозрения такие есть», - поделился мыслью один из предпринимателей. С трудом не верится, что в цивилизованном государстве такое допустимо.
Редакция «АТ» будет следить за развитием событий.
Автор: