«В доме по колено воды, но нам сказали, что это нормально!»
Вода пошла на спад, но многим актюбинцам от этого не легче. Их жилища нуждаются в капитальном ремонте. Мебель и бытовая техника пришла в негодность. Несчастные, вытирая слезы, просят помощи у государства и своих соотечественников.
Иван ГАЙВАН
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Пострадавшие с надеждой в глазах встречали комиссию
Время паводка прошло. Вода начала отступать, а специальная комиссия направилась к пострадавшим описывать их потери. Корреспонденты «АТ» в минувшую пятницу приехали в садоводческий коллектив «ЗапКазЭнерго» в районе Кривого озера.
Десятки людей собрались на дороге. В руках они держали документы, и рассказывали друг другу о потерях. Так они ждали комиссию, чтобы провести экскурсию по своим домам.
- Мы здесь живем уже два года, - рассказывает Вера Кочеткова. – Когда топило, спасатели нас вывезли на лодке. Неделю кантовались у знакомых. Сейчас вот ждем очереди, чтобы показать комиссии свои потери. Все документы на дом имеются. Надеюсь, нам помогут.
«Уже неделю я бомжую и не могу попасть домой. Комиссия сказала – это нормально!»
Надежда на помощь у многих пропала уже после осмотра мобильной группой первых домов.
- Вот посмотрите, сколько воды на моем участке! - задыхаясь от горя, говорит Жансая Аманжолова. – Комиссия даже домой ко мне не зашла. Подошли к калитке и сказали: «Нормальный у вас дом. Можно отштукатурить тут все и жить спокойно».
У Аманжоловой двое детей. Из-за потопа они простудились, и все это время лежали в больнице.
- Сегодня сказали, что нас выписывают, и куда мы теперь пойдем? Куда? - вопрошает Жансая. – «У вас говорят, потоп на улице, а дом нормальный, сухой». Идите, посмотрите - там воды по колено! Все пропало. Говорят: «Можно к вам прийти на чай». Приходите. Как мы здесь будем жить? Как? Поймите нас, вы же тоже люди.
По мнению комиссии, в нормальном состоянии жилище и семьи Жиембаевых. Глава семейства отправил своих родных в город, а сам уже неделю скитается по затопленным дачам.
- Мой дом тоже считают нормальным, - вытирая слезы, говорит мужчина. – Домой попасть не могу уже неделю. Хожу - бичую. Это называется нормально? На днях эти дома развалятся, штукатурки уже полметра упало. На участке вода по грудь. Зачем нам такая комиссия? Показухой занимаются.
- Какие потери вы понесли?
- Вся одежда, бытовая техника, стройматериалы пришли в негодность. Весь огород вымыло. Сарай развалился. Они сказали, что за все это они не отвечают. Все это мне придется восстанавливать самому. Сколько на это ушло денег, здоровья и сил? Жить не хочется после такой комиссии. Лучше пусть они вообще тут не ходят.
«За питьевой водой мы ходим в школу»
Практически все пострадавшие от потопа радушно встретили журналистов. Каждый из них приглашал прессу в свои дома, просил помощи и рассказывал о пережитом.
- Я живу в коллективе «ЗапКазЭнерго», участок сорок один, - обращается ко всем людям Жанагуль Диярова. - Живу я здесь двенадцать лет и впервые столкнулась с такой бедой. В этом году мы ожидали паводок, но сидели дома до последнего. Потом меня и троих моих детей эвакуировали в сороковую школу. Пробыли там четыре дня и вернулись назад. Там очень много людей, находиться там трудно. У старшего сына два дня болела голова. Он не мог подняться с постели, хотел вернуться в свой дом.
Сейчас на участке Жанагуль вода ушла, но в доме стоит запах сырости. Женщина с детьми ютится в одной комнате, а под ними погреб, заполненный водой и пропавшими овощами.
- Этот маленький домик - все, что есть у моей семьи, - признается Жанагуль. - Пожалуйста, если есть добрые люди, помогите нам. Мы будем рады любой помощи. Сейчас нам нечего даже есть. Питаемся тем, что передадут родственники. Я не работаю. Семью содержит супруг, но денег не хватает. Мы потеряли всю мебель и многие вещи. Даже питьевой воды нет, за водой хожу в школу. Мне надо спасать детей. Я очень надеюсь на комиссию. Бог даст – нам помогут.
Напоследок Жанагуль поблагодарила школу №40, которая была ее домом в самое тяжелое время.
Одинокой матери нечем платить за кредит
Как оказалось, в этом районе проживает очень много одиноких женщин с маленькими детьми. У Багилы Жадыгеровой трое детей. До потопа она выращивала овощи, брала кредиты и мечтала, что ее дети всегда будут жить в комфорте. Но природа решила иначе.
- Насосы, АОГВ, вся мебель и даже телевизор под воду ушел, - рассказывает о потерях актюбинка. – Все эти вещи я брала в кредит. Как теперь платить, я не знаю? Я прошу банк приостановить мне кредит. Ежемесячно мне надо оплачивать сорок тысяч, но сейчас все силы уйдут на восстановление дома. Работаю я неофициально. Раньше продавала овощи и фрукты, которые выращивала. Теперь не знаю, что тут будет расти. Понятное дело, нам никто не поможет восстановить жилище, но дать отсрочку ведь можно?
Воруют на глазах
Многие дачники не могут покинуть затопленные домики по одной простой причине – тут процветает воровство.
- У меня украли все вещи, - разводит руками Алмагуль Тажиева. – На днях к дачам подъехал белый внедорожник. Я его видела, когда шла к соседям погреться. Думала, это МЧС, а оказались мародёры! У меня пропали все вещи и мелкая бытовая техника. Остался только холодильник и то он, наверное, не работает. Обворовали на глазах. Сегодня последнюю пару резиновых сапог унесли. Что за люди пошли? На чужом горе счастье строят.
В доме женщины до сих пор стоит вода, ее младшая дочь уже который день живет в школе, сын-студент ночует у друзей, а старую мать приютили родственники. Она осталась одна следить за жилищем.
- За месяц до потопа я взяла кредит и сделала ремонт, - продолжает Алмагуль. – Как оказалось, сделала зря. Теперь придется выплачивать деньги и ремонтировать снова. Сейчас тут ходят эксперты. Оценивают. Может быть, найдутся добрые люди и помогут нам.
«Боролись с водой, но она победила»
У Олега Нечаева и его семьи еще совсем недавно был красивый и уютный дом, но теперь все изменилось. Когда вода шла на дачи, он всеми силами пытался уберечь свой дом. Вода победила.
- Когда все началось, я отправил супругу с детьми к родителям в поселок, а сам с друзьями остался тут, - вспоминает Олег. – Два дня мы боролись с водой. Привезли КамАЗ балласта и огородили дом. Но вода все-таки прорвалась и все затопила. Теперь от уюта и ремонта тут ничего не осталось. Вся новая мебель, техника пришла в негодность.
По словам Олега Нечаева, многих соседей обокрали.
- Когда вода зашла в дом, я с друзьями залез на крышу беседки и караулил. Мы там и ночевали четыре дня.
- Как давно вода спала?
- Два дня мы своими силами откачивали воду, поэтому ее больше нет. Своими силами нам, скорее всего, придется восстанавливать и электрический кабель. Будем опять скидываться. Если честно, мы тут всегда все делаем за свой счет, даже дорогу посыпаем щебнем сами.
И все же Олег, да и все остальные, надеются, что государство поможет каждому, кто пострадал от наводнения.
«В Актобе нет затопленных домов» Аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев :
- Я хочу внести ясность в отношении затопленных домов. Дом считается затопленным, когда вода доходит до крыши. У нас таких домов нет. Эти дома не затоплены, а подтоплены. В них зашла вода на 20-50 сантиметров. В Актобе подняли какой-то ненужный шум. Все твердят, что затопило 578 домов. Это не-правильно. И потом ЧС давал разъяснения: 90% этих домов нежилые. Это - дачи. Многие люди, проживающие на дачных участках, стоят в очередях на землю или квартиру. Мы создали семь мобильных групп, которые работают по этому вопросу. Если дома, в которых они живут, разрушены и непригодны для жилья, тогда конечно, этих людей надо переселять в первую очередь.
Кто возместит ущерб за дома без документов
Правила возмещения вреда (ущерба), причиненного пострадавшим вследствие ЧС природного характера не распространяются: - на временные строения,
- хозяйственно-бытовые и иные постройки, не относящиеся в соответствии с законодательством РК об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности к объектам недвижимости,
- на незаконно построенные объекты,
- на ценную одежду, предметы роскоши либо изделия из драгоценных металлов.
Источник: сайт акимата города Актобе
Автор: