Современный университет мирового уровня
Решая вопрос о будущем страны, ее развитии, о ее месте в этом мире необходимо стремиться понять, куда движется мир, какое общество утверждается на планете.
Главная тенденция мирового развития современного тысячелетия обусловлена интенсивной трансформацией экономики ряда стран в стадию постиндустриального развития. В русле названной тенденции проходит становление экономики всего мирового сообщества при неимоверной разносторонности и сложнейшей противоречивости процесса.
Мировое развитие показывает, что предметом специального интереса является не прямая производственная деятельность, сколько создание и обеспечение условий для развития конкретного человека, человеческого капитала в целом как ведущего фактора развития страны в современный период. Создание условий для устойчивого развития человеческих ресурсов становится важнейшим фактором и залогом экономического роста. Современный научно-технический потенциал и наукоемкие технологии будут опираться на человеческий фактор и, особенно, на его интеллектуальное развитие. На сегодняшний день актуальна конкуренция в сфере интеллектуального развития человеческих ресурсов и рационального использования их интеллектуального потенциала.
Обществу и экономике требуются производители знания и опытные потребители. Новый синтез науки, инноваций через организацию научных исследований и технических разработок, а также путем создания новых методов технического прогнозирования откроет возможности для систематического и организационно-технологического прогресса. Именно этот синтез «является одной из самых фундаментальных основ постиндустриального общества».
В XXI в. наиболее значительной движущей силой экономического развития и наращивания конкурентоспособности страны становятся повышение роли высшей школы в создании наукоемкой экономической системы и демократического общества. И образование, в частности, университет становится важным центром в производстве знания в выпуске большого числа технологов, управленцев, образованных потребителей, которые обслуживают постиндустриальный мир.
В этой связи хотелось бы поделиться успехах и поговорить о путях развития Казахского Национального университета им. аль-Фараби.
По итогам исследования международного рейтингового агентства, разработанный в 2004 г. QS World University Rankings. (Великобритания) считается одним из наиболее влиятельных глобальных рейтингов университетов. КазНУ им. аль-Фараби вошёл в топ-300 университетов в 2016 г., заняв 236 место среди 800 лучших мировых университетов.
Рейтинг рассчитывался на основе следующих показателей:
- активность и качество научно-исследовательской деятельности;
- мнение работодателей и карьерный потенциал;
- преподавание и интернационализация.
Уровень достижений того или иного университета оценивается на основании результатов комбинации статистического анализа деятельности учебного заведения, включая информацию по индексу цитирования из базы данных Scopus, а также данных глобального экспертного опроса представителей международного академического сообщества и работодателей, которые высказывают свое мнение об университете.
Данный рейтинг на мировом образовательном пространстве означает способность конкурировать на глобальном рынке образовательных услуг, благодаря приобретению, адаптации и созданию передовых знаний.
Вуз не может провозгласить сам себя университетом мирового класса. Статус мирового университета подтверждается на основе внешней международной оценки. До определенного времени статус вуза в стране и за его пределами опирался на основе субъективной оценки - временем пребывания в образовательном пространстве, репутацией вуза, учеными, внесшими заметный вклад на отечественную и мировую науку, уровнем подготовки квалифицированных кадров.
Рассматривая слагаемые успеха КазНУ им аль-Фараби, понимаешь, что этому способствовали, во-первых, роль правительства на национальном, региональном и местном уровне и ресурсы, привлекаемые для повышения статуса университета. В этой связи образование в нашей стране признано одним из важнейших приоритетов долгосрочного развития страны. В стратегии «Казахстан-2050» Н.А. Назарбаев подчеркнул, что знания и профессиональные навыки - ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров.
Президент РК ставит задачу − модернизировать систему образования в свете «Стратегии Казахстан-2050» и обеспечить доступ к лучшим образовательным ресурсам, независимо от времени и места расположения, а также создать прямую и обратную связь внутри образовательного сообщества.
Во-вторых, это вклад самого учебного заведения, то есть проведение необходимых процессных изменений, которые создадут возможности стать университетом мирового класса. В Казахском национальном университете им.аль-Фараби за прошедший период проведена комплексная структурная модернизация, внедрены: процессный менеджмент; система управления, ориентированного на результат и рейтинговая оценка достижений.
В КазНУ им. аль-Фараби разработаны и внедрены экспериментальные образовательные программы, соответствующие международным стандартам и прошедшие международную аккредитацию.
За последние годы в университете создан и эффективно функционирует технологический коридор «от генерирования идеи до ее коммерциализации».
Университет предоставляет широкий выбор профессий из более 180 гуманитарных, естественнонаучных, технических специальностей бакалавриата, магистратуры, докторантуры.
КазНУ им. аль-Фараби внедряет многоканальные системы финансирования через введение платы за обучение, коммерческую деятельность, контрактные НИОКР, пожертвования и т.д. Поскольку университет создает условия для многопрофильного и многоуровневого финансирования. Прежде всего, базовое финансирование плюс частные фонды, единовременные пожертвования, гранты для углубленной подготовки специалистов по фундаментальным исследованиям.
Следует отметить, что не все университеты стран СНГ сумели достичь таких результатов в рейтинге лучших 800 университетов мира. В 2015 году в эту группу вошли только 2 вуза стран СНГ – МГУ им. Ломоносова и КазНУ им. аль-Фараби».
Безусловно, за сравнительно небольшой период КазНУ им. аль-Фараби добился больших успехов, вместе с тем, для закрепления успеха и продвижения своих новаторских преобразований следует принимать во внимание и мировой опыт развития крупных университетов мирового образовательного пространства. Мировой опыт уже дал примеры того, какими ключевыми характеристиками должен обладать элитный вуз – это высокая концентрация талантов, изобилие ресурсов и гибкое управление.
Отсюда важно всемерно развивать имеющийся человеческий капитал и создавать ему все новые и цивилизованные условия для развития. Без повышения качества человеческих ресурсов в ХХI веке трудно надеяться на решение стратегических задач, поставленных перед страной Президентом страны. Оценивая перспективы образования как непосредственного фактора экономического развития, важно верно осмыслить отношение к образованию. Новые мотивации и стимулы в образовании должны сочетаться с социально-ориентированными государственными планами и программами, что позволит адаптировать данный сектор. Кроме того, происходят серьезные изменения в промышленности, в технологиях связи и коммуникаций, интенсивными темпами начинают развиваться средства массовой информации, на новый технологический уровень выходят продукты индивидуального потребления.
В этих условиях поднятие и выравнивание процессов образования перестает быть частным делом и становится важнейшим фактором политического и экономического порядка и гарантией социального равенства между людьми. От общего уровня образования и внедрения принципа непрерывности зависит возможность подключения страны к мировому рынку, что особенно актуально в современных условиях глобализации экономики. Так уровень развития национального образования становится уже не только важнейшим условием экономической и политической самостоятельности страны, но и необходимой предпосылкой наиболее эффективного подключения к мировому экономическому сообществу.
Более того, современный университет не может быть изолирован от уровня социально-экономического развития страны. В современный период мы являемся свидетелями возрастания роли и значения современных наукоемких технологий в экономических системах. Нарастают процессы глобальной интеграции, способствующие взаимопроникновению и переплетению национальных производственных процессов, имеют место перманентные социальные колебания, требующие их регулирования. В этих условиях высвечивается заново роль высшей школы в общем развитии страны.
Стратегия создания университета мирового класса и ее осуществление должны быть соподчинены со стратегией экономического и социального развития страны. Следует принимать во внимание и текущие изменения и планируемые реформы системы общеобразовательного и профессионального образования, чтобы создать интегрированную систему образовательных, исследовательских учреждений ориентированных на новую глобальную реальность Республики Казахстан.
Выпускники КазНУ им. аль-Фараби
Аубакирова Ж.Я., д.экон.н., профессор, КазНУ им. аль-Фараби
Айтбембетова А.Б., д.экон.н., доцент, КазНУ им. аль-Фараби
Аубакирова Ж.Я., д.экон.н., профессор, КазНУ им. аль-Фараби
Айтбембетова А.Б., д.экон.н., доцент, КазНУ им. аль-Фараби
Автор: