Приговор двум майорам по делу о теракте вызвал недоумение у адвокатов



Осужденный Тастамбеков заявил, что все доказательства его невиновности были умело уничтожены. Цель подлога, по мнению военного, – назначить козлов отпущения и увести от наказания руководство части.

Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru


Оглашение приговора двум майорам - Кайнарбеку Тастамбекову и Каиргали Оразжанову - проходило в актовом зале воинской части №6655 – той самой, на которую 5 июня 2016 года напали исламские экстремисты. Суд признал обоих мужчин виновными в нарушении правил несения службы, приведшим к тяжким последствиям (часть 2 статьи 447 УК). Кайнарбеку Тастамбекову назначили 4 года и 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Каиргали Оразжанов, раскаявшийся и признавший свою вину, получил срок в 3 года и 6 месяцев.
И адвокатов, и самих подсудимых решение суда удивило. Поскольку гособвинитель запрашивал для Тастамбекова только 3 года лишения свободы, а Оразжанов полагал, что получит условный срок.
- Я не доволен приговором. Будем подавать апелляционные жалобы, - сообщил адвокат Тастамбекова Станислав Никифоров и обратился к журналистам: - Вы присутствовали при оглашении и слышали, что приговор противоречивый.
Повесили две смерти?

В оглашенном приговоре прозвучало, что при нападении террористов оба майора не применили личное оружие (имели при себе пистолеты с 16 патронами), оставили в опасности рядовых. Также суд счел, что Тастамбеков, являющийся на момент теракта дежурным по части, не оповестил о нападении необходимые подразделения и не ввел в действие специальный оперативный план «Камал». Суд признал, что из-за бездействия военнослужащих погибли майор Майлыбаев, рядовой срочной службы Сапар, а также был ранен рядовой Шайсултан.
В доказательство этого судья привел ряд показаний свидетелей, которые адвокат Никифоров и называет противоречивыми.
- В приговоре указывается, что не было оповещения, в то же время свидетели говорят, что Тастамбеков оповещал. Также свидетели говорят, что Тастамбеков отстреливался. Тем не менее, их признали виновными по каким-то причинам. И эти причины для меня не ясны и не понятны, - сказал адвокат.

Нашли крайних?
За день до оглашения приговора, 17 января, подсудимым дали последнее слово. В тот день майор Тастамбеков, позже лишенный воинского звания, как и Оразжанов, прямо заявлял, что процесс над ним заказной. Основная цель – увести от наказания командование части, не предпринявшее меры для достойной обороны от экстремистов.
- Все доказательства отсутствия моей вины умело уничтожили, скрыли отстреленные мною гильзы, уничтожили видеозаписи с регистраторов камер видеонаблюдения. И, на мой взгляд, военнослужащим, оставшимся служить по контракту дали указания: – представить в суде лживые, не соответствующие действительности показания.

По словам Тастамбекова, он спас от гибели несколько солдат, уведя их от пуль в здание штаба. Оказать сопротивление террористам рядовые не могли, поскольку вооружены были лишь резиновыми дубинками. Затем Тастамбеков ринулся в завязавшийся во дворе части бой, покинув штаб через окно туалета. Во время перестрелки он израсходовал 14 патронов из 16 имеющихся. Также Тастамбеков заявляет, что не мог ввести в действие план «Камал», поскольку его с ним никто не ознакомил.
- Как я мог дослужиться до майора, не иметь ни одного взыскания – и за несколько дней превратиться в преступника, по мнению следствия, спрятавшегося от страха в туалете? – удивлялся Кайнарбек Тастамбеков. – Еще в ходе следствия мне открыто сказали, что если бы меня убили или хотя бы ранили, я был бы героем. А так - я крайний, и за мой счет по службе продвинутся виновные люди.

Честь дороже
Также актюбинец заявил, что в случае признания своей вины мог бы рассчитывать на меньший срок, но честь для него дороже. Еще 17 января, понимая, что оправдательный приговор суд не вынесет, Тастамбеков сообщил, что направил открытое письмо президенту Казахстана:
- Я намерен добиваться правосудия. В письме изложил всю картину происходящего и просил разобраться в этой критической для меня ситуации, - сказал Тастамбеков.
После оглашения приговора на обоих осужденных надели наручники. Ждать освобождения будут их жены и дети. Оразжанов – отец троих малышей. У Тастамбекова – двое детей.


Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930