Избавлять актюбинцев от адских мучений начнут в марте
Благодаря настойчивости Ассоциации семейных врачей и вмешательству экспертов ВОЗ, безнадежно больные пациенты смогут получать морфин в таблетках. Почему последние дни онкобольных сегодня превращаются в ад, рассказывает директор филиала ассоциации.
Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Эта боль может коснуться каждого. Число онкобольных неуклонно растет. Рак косит пожилых и совсем юных. Часто о заболевании актюбинцы узнают лишь незадолго до смерти. Из-за многочисленных изъянов казахстанской медицины последние недели неизлечимо больных пациентов превращаются в муки.
Избавить от мучений призвана грамотная паллиативная помощь, развитием которой в нашей области вот уже 5-ый год занимается филиал Ассоциации семейных врачей, возглавляемый Татьяной Острецовой. Благодаря поддержке актюбинского облздрава, ассоциации удалось добиться многих положительных результатов. Но немало проблем осталось.
Заснула без боли перед смертью
- Обратилась к нам женщина. У нее последняя, четвертая стадия рака поджелудочной железы, - рассказывает Татьяна Острецова. - Две недели я билась за то, чтобы ей выписали адекватное лечение! Морфин (инъекционный) она получила за 3 дня до смерти. Родственники сказали спасибо за то, что одну ночь они спали спокойно, потому что она спала эту ночь. Происходящее не укладывается ни в какие рамки!
О ситуации, в которой оказалась актюбинка, ассоциации стало известно благодаря специальному проекту, финансированному облздравом. В Актобе действует «горячая линия» для паллиативных больных.
- Еще один случай: у пациента четвертая стадия рака. Метастазы – в мозг! А поликлиника приглашает, как ни в чем не бывало, на скрининг! – удивляется Татьяна Петровна. – Или такой случай: молодая женщина в послеродовом периоде. Обращается в скорую помощь с явлениями асцита – 5 литров жидкости в животе. Как же вы, простите, ее наблюдали?! Тут даже дело не в паллиативной помощи. Но и ее сейчас женщина будет получать.
Морфин будет!
Во всех развитых странах основным обезболивающим препаратом, назначаемым паллиативным больным, является морфин, причем не в инъекциях, а таблетках. В Казахстане же, как и в соседней России, с назначением морфина - большая проблема.
- К сожалению, у наших врачей морфинобоязнь, - объясняет Острецова. - Они оттягивают назначение морфина пациенту на как можно больший срок. Вместо него назначают трамадол. Хотя его можно применять не более 8 дней. О чем заявляют эксперты МАГАТЭ и ВОЗ. И вот недавно пришла радостная новость – нам пообещали честно-пречестно, что в марте таблетированный морфин зарегистрируют на территории Казахстана. Такое решение приняли под воздействием ВОЗ-овских специалистов.
Вместо необходимых пациентам препаратов медики очень часто назначают абсолютно не нужные лекарства.
- Выписывают всякую ерунду, извините меня за выражение: витамины, гордокс, эссенциале. Человек, нуждающийся в паллиативной помощи, уже уходит от нас. Что ему нужно? На первое место нужно ставить уход: – создайте для него нормальные условия! – говорит Острецова.
Денег выделят меньше
Для верного ухода необходимы еще и так называемые сопутствующие препараты, которые больным приходится закупать за собственные средства.
- Кроме обезболивающих, нужны противорвотные, противодиарейные и слабительные. Есть препараты для снятия других тягостных симптомов, – перечисляет врач. – И вот нам удалось подать список для включения их в перечень бесплатных лекарств. Но, как нам объяснили в Астане, денег в 2017 году на лекарственное обеспечение будет выделено меньше. Потому что лекарства подорожали. Но все-таки какие-то препараты из этого списка включат.
Без лишних трат бюджета
За 5 лет Ассоциация семейных врачей провела десятки обучающих семинаров по паллиативной помощи. Посетила большую часть клиник и больниц области. О проблеме не просто заговорили, а перешли к реальным действиям. Одно из основных достижений – создание в Городской поликлинике №3 мультидисциплинарной команды, которая теперь и занимается паллиативными пациентами.
- В команду вошли психолог, онколог, участковые врачи, социальные работники, которые посещают больных, есть бригада скорой помощи, которая обслуживает на дому этих пациентов, и медсестры. Это очень хороший вариант! Но чего не хватает этой бригаде, на мой взгляд? Не хватает врача по обезболиванию, - считает глава филиала ассоциации.
Положительным стало и то, что создание и работа такой команды не потребовали дополнительных финансов, новые должности тоже не создавали.
Все делается в тех возможностях, которые имеет любая поликлиника! Вот возникал вопрос: нужно ли в поликлинике открывать для паллиативной помощи специальный кабинет? Поликлиника №3 обслуживает 55.000 человек. А нуждающихся в паллиативной помощи у них всего 14 человек. То есть вопрос снимается сам. Даже кабинеты открывать не надо! – говорит Острецова и радостно отмечает: - У нас очень четко начали работать психологи. За что им огромная благодарность!
Бизнес повернулся задом
Остро нуждаются паллиативные больные в ходунках, спецкреслах, противопролежневых матрасах. Ассоциация семейных врачей в прошлом году разослала более 60 писем в различные предприятия города. Просила бизнесменов оказать помощь в приобретении этих спецсредств.
- Никто не откликнулся, хотя стоят они, в принципе, копейки, - сожалеет Татьяна Петровна.
Пока актюбинские медики не могут помочь всем паллиативным пациентам. Ведь это не только онкобольные на последних стадиях рака. Помощь нужна неизлечимо больным туберкулезом, пациентам со СПИДом, неврологическим больным.
- Мы еще не поднимаем тему детской паллиативной помощи, как будто этой проблемы нет. Но и дети у нас болеют. И умирают. И мы вынуждены признать, что детей, нуждающихся в паллиативной помощи, станет больше, - констатирует Острецова.
Автор: