Человека не похищали, на джихад не собирались
«Я переписывался с подстрекателем ВКонтакте. Он активно наталкивал меня на возбуждение религиозной розни», - заявил в суде Нурлан Умербеков.
Татьяна Токарь
аktobetimes@list.ru
аktobetimes@list.ru
«Я не думал, что Канат Мухитов нас оговорит»
Напомним, что Нурлана Умербекова, Руслана Жанажанова и Руслана Бердешева судят за похищение человека и вымогательство. Якобы они вытащили приятеля из дома, вывезли для разборок в гараж. Там его избили, а потом вывезли на съемную квартиру по проспекту Абая и сначала требовали 5 миллионов тенге для поездки на джихад в Сирию, а потом согласились на переоформление на их имя квартиры жертвы.
Умербекову предъявляют еще и пропаганду терроризма с возбуждением религиозной розни. Все трое в суде не признали своей вины.
Нурлан Умербеков рассказал на процессе, что знает потерпевшего Каната Мухитова восемь лет. Из них семь они оба провели в колонии строгого режима города Жем.
- Каждый день мы с Мухитовым за одним столом сидели, - сказал Нурлан Умербеков. - Я знал, что у него есть квартира. Такое в колонии не утаишь. Вымогать у Мухитова 5 миллионов тенге я никак не мог, потому что знал: у него денег нет.
«Я не знал, что ИГИЛ запретят в Казахстане»
Обвинения в пропаганде терроризма Нурлан Умербеков тоже отрицал:
- Я отправлял видеоматериалы только одному человеку. И в них не было призывов к терроризму. На одном из них показывали бомбежку в Сирии, на втором шла проповедь Халида Ясина. В ходе досудебного расследования моего знакомого ВКонтакте не опрашивали. Мне не известно его настоящее имя, он зарегистрировался ВКонтакте под псевдонимом, как и я.
Нурлан Умербеков пояснил, что понятия не имел, что ИГИЛ признали в Казахстане террористической организацией и запретили. Видеозаписи он скидывал приятелю ВКонтакте в мае и в сентябре прошлого года. Адвокат подсудимого акцентировал, что Есильский районный суд Астаны признал ИГИЛ террористической организацией только 15 октября 2015 года. А значит, Нурлан Умербеков не мог знать, что проповедники и видео этой организации опасны для общественности.
Что касается обвинения в возбуждении религиозной розни, то Нурлан Умербеков назвал его надуманным.
- Меня обвинили по словам в частной переписке. Я переписывался с неизвестным, он был активным собеседником и наталкивал меня на возбуждение религиозной розни. Я только слушал и все.
Обвинение в похищении Каната Мухитова подсудимый тоже не признал.
- Я даже не думал, что Мухитов пойдет в полицию и нас оговорит, - признался Умербеков.
«Канат Мухитов в тот вечер был пьян до беспамятства»
Подсудимый Руслан Жанажанов рассказал, что в гараже между Умербековым и Мухитовым произошел конфликт из-за девушки. Мужчины подрались. При этом о вымогательстве денег или квартиры между ними речи не было. Руки Мухитову в гараже не связывали.
- На следующий день Руслан Бердешев находился у меня, мы собирались на работу, - сказал в суде Руслан Жанажанов. - В это время Руслану позвонила хозяйка квартиры. Она сказала, что кто-то выломал дверь, а внутри лежит труп. Мы поехали на съемную квартиру, потому что не чувствовали за собой вины. На проспекте Абая нас встретили 6-7 полицейских и СОБРовцев. При этом Канат Мухитов показывал на меня пальцем и говорил, что ночью я его пытал. Я не знал, что Канат Мухитов ранее судим, у меня нет с ним никаких счетов, и мотива избивать не было. Почему у Каната появились ко мне претензии, я не знаю. Он в тот вечер был настолько пьян, что вообще едва ли что-то помнит.
Потерпевший подтвердил в суде, что в гараже его били руками и ногами сначала Шаповалов, потом Умербеков и Жанажанов. Бердешев его пальцем не тронул.
- Моя вина только в том, что я там находился, но я никого не избивал и не пытал, - заявил Руслан Бердешев. - Потерпевший садился в машину сам, его никто не заставлял и не похищал.
Судебный процесс продолжается.
Автор: