Старики с трудом выживают на урезанную на 70% пенсию



Пенсионерка Валентина Завада отказывается содержать на свою пенсию бомжей из Дома престарелых, просит отменить «неправильный» закон и выдавать ей все заработанное. Женщина подала иск в суд.

Дмитрий ШИНКАРЕНКО
aktobetimes@list.ru


Через слезы и нервы
Каждый день Валентина Завада плачет: иногда – сидя у окна, но чаще в подушку… Душа у пенсионерки, которой в октябре исполнится 78 лет, изболелась за своих двух правнучек. Если раньше львиная доля пенсии старушки уходила на их содержание, то теперь две трети своих денег бабуля отдаёт государству. Слезами делу не поможешь, справедливости Валентина Семёновна решила искать в суде. В начале сентября по иску Завады к дому престарелых начнутся первые слушания.
- Я здесь уже девять лет, претензий не было, но с этого года наступил кошмар. На руки мне дают чуть больше 25 тысяч тенге, а как мне на них помочь своим родным, да ещё и себе немножко оставить? – вопрошает пенсионерка.

Простой судьбу Валентины Завады уж точно не назовёшь: после школы и техникума пошла работать электрообмотчицей на химзавод, потом трудилась мотористкой в системе ЖКХ и горводоканала. За три года до пенсии ушла на ТЭЦ. 39 лет официального трудового стажа. Трудные 90-е годы каждый пережил по-своему, Валентина Семёновна подрабатывала техничкой в одном из торговых домов.

Не сказать, что бабушка могла хорошо заработать: со здоровьем были проблемы – микроинфаркт, камни в почках. Причина «трудоголизма» в том, что нужно было помогать своим близким. Родной сын, с которым она делила квартиру, уехал в Россию. Жилплощадь продали, чтобы он там смог приобрести крышу над головой. Уехал и уехал, про мать вспоминает лишь изредка.

Не всё в порядке было и с дочерью: узнав об измене, её убил зять Валентины Семёновны. Вместо того, чтобы взяться за ум и помогать бабуле, внучка начала вести не совсем правильный образ жизни. Сначала у неё появился один ребёнок, потом второй… Без мужа, без работы и денег. Все четверо жили на бабушкину пенсию, а потом её стало не хватать.
- Мы решили, что я буду жить в доме престарелых, а деньги им пойдут. Отдавала по 50 тысяч раньше, 14 тысяч себе оставляла. Всё ради правнучек… Им жить надо, - плачет Завада.

Как только пенсию урезали, жизнь постоялицы дома престарелых стала нервной. Казалось бы, живи на 25 тысяч тенге в месяц (притом, что ни за коммуналку, ни за еду, ни за лекарства и одежду платить не нужно) и радуйся. Но нет, забота о детях/внуках прежде всего! Свою правнучку (старшей в этом году стукнет 17 лет), Завада не видела больше года, а её мать – внучка Валентины Семёновны – проведывает старушку раз в месяц. Догадываетесь когда? Как только законные 25 тысяч попадают в руки бабушки, она звонит 36-летней внучке, которая приезжает и забирает двадцать тысяч.
- Я им помогаю, чем могу! И дальше буду помогать, потому что это моя кровинушка. Единственное, что хочу, так это то, чтобы мне полностью отдавали мою пенсию. Почему я зарабатывала себе ее много лет, а теперь мои деньги идут на всяких пьяниц и тех, кто не работал? Надеюсь, через суд докажу свою правоту, - надеется Валентина Семёновна.


Ради своих правнучек Валентина Завада готова судиться с домом престарелых.

Сказать, что что-то улучшилось в жизни пенсионерки после того, как 70 процентов пенсии Завады стало забирать государство, значит, не сказать ничего. Нехитрый подсчёт (около 40 тысяч Х на 8 месяцев = 320 тысяч) показывает, что на эти деньги бабушка могла бы неплохо жить. НО… в июне от дома престарелых и инвалидов Валентина Семёновна получила два рулона туалетной бумаги, по два кусочка душистого и хозяйственного мыла, мочалку и шампунь. В июле привезли постельные принадлежности.
- Я отказалась брать одеяло и подушку. Зачем они мне? У меня своя постель в хорошем состоянии. Меня возмущает другое: сейчас они у меня забирают мои же деньги, но покупают вещи уже всем тем, кто здесь содержится. Это несправедливо! – возмущается моя собеседница.

Без вины наказанные
Почти аналогичная ситуация у ещё одной здешней обитательницы: в январе Вера Полуэктова надеется справить свой 80-й день рождения. Вот только доживёт ли или нет – не знает.
- Родилась на Украине, детьми прятались от бомб, пережили это. Нам грех жаловаться, но всё же хочется лучшей жизни… - едва слышно шепчет Вера Андреевна.

Только 40% постояльцев Дома престарелых получают пенсию.

В юности и молодости старушка трудилась в колхозе: была дояркой, с раннего утра вставала на сенокос. Отучившись в пединституте, стала работать учителем русского языка и литературы в хобдинской средней школе. Чуть позже передавала свои знания в училище и четвёртой вечерней школе. Выйдя на пенсию, Вера Андреевна уже думала о том, что судьба к ней благосклонна, но нет. Единственный сын заболел, квартиру, в которой он проживал, пришлось продать, а из её дома на два хозяина пенсионерку выжили соседи.
Три года назад Вера Полуэктова оказалась «в застенках» дома престарелых и инвалидов. Тихую и незаметную старушку несколько раз обворовывали. За это время она сменила пятый навесной замок на дверях, а окошко в комнатку постоянно прикрывает табуреткой, чтобы «охочие до чужого добра» не залезли снова.

- Что мне жаловаться… Помыться есть где, кормят – и слава Богу. Только от несправедливости слёзы сами наворачиваются: я тридцать лет отдала на благо государства, а сейчас на мои деньги кормятся другие. Не должно быть так! – считает бабушка.
Кстати, выданные месяц назад постельные принадлежности Вера Андреевна не признаёт, подушки и покрывала до сих пор остаются не распакованными.
- А откуда я знаю: они на мои деньги куплены или нет. Мне тапочки нужны, а постель не нужна! – отрезала пенсионерка.

2.300 тг день выделяет государство на содержание каждого постояльца в Домах престарелых.

Сырой закон, но работать надо
В самом доме престарелых и инвалидов признают, что изданный закон о 70 процентах, сырой и содержит много непонятных вопросов. Едва только он заработал, на администрацию посыпались доносы и проклятья. То ли от перенапряжения, то ли от утомления, но руководитель учреждения уже второй месяц проходит курс реабилитации после инфаркта. Не в лучшем физическом состоянии и исполняющий обязанности директора Болат Исаев:
- Получается, что все шишки на нас, но ведь не мы этот закон разрабатывали и принимали! Наши подопечные возмущаются, что часть их пенсий у нас расходуется неправильно, но поймите: это уже не их деньги, а средства государства. К тому же наличности у нас нет – все средства поступают от пенсионного фонда на один общий счёт. Посредством электронных закупок мы закупаем необходимые вещи: мыло, порошок, постель. Причём всё выбирает компьютерная система – тот поставщик, кто предложит меньшую цену, тот и выиграл. В апреле к нам начали поступать деньги, пока одна комиссия, другая, тендер опять же, вот и получается, что первые вещи мы начали давать нашим подопечным только в июне.

Кстати, если в прошлом году в доме престарелых числилось около 300 человек, то после пресловутого закона на сегодня здесь проживают 267 постояльцев. Из них только у 106 человек удерживается 70-процентная часть. Получается, что сотня старушек и стариков содержат и себя, и того, кто прибыл сюда из центра адаптации и реабилитации.
- Недовольных много, и не только в Актобе. По всему Казахстану такая ситуация, мы специально ездили в Уральск, там у них аналогичные проблемы. После того, как начались возмущения, мы написали письмо в минздрав с просьбой точнее изложить механизм распределения пенсионных средств наших подопечных. До того момента, пока нам не придёт ответ, мы временно приостановили расход пенсионной части, а значит, пока ничего не покупаем на эти деньги, - говорит Исаев.

Бухгалтерские счета дома престарелых подтверждают, что помимо средств личной гигиены и постельных принадлежностей, на закупку необходимых медикаментов со счёта пенсионеров сняли 4 миллиона тенге. И это притом, что из государственной казны на содержание учреждения выделяют 261 миллион тенге (в день на каждого опекаемого тратится 2.300 тенге).
Как бы то ни было, но войско недовольных пенсионеров только множится: если их мольбы не услышат на самом верху, то придётся руководству домов престарелых и инвалидов запасаться терпением и валидолом.

За счёт получателей пенсии всем 267 жителям Дома престарелых покупают лекарства, постель и туалетные принадлежности.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031