КТО и КАК лишал Актобе газа
Причину дефицита газового топлива и виновных в нем назвали в акимате.
Ренат ТАИПОВ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Перебои с газом в Актюбинской области не прекращаются. Подкачали, как выяснилось, в первую очередь чиновники.
Потребность в сжиженном газе у области в этом году сильно выросла. Число машин на газовом оборудовании увеличилось на 42 процента и достигло 23.697 единиц. 850 из них - авто, принадлежащие акиматам. Их перевели на газ по поручению Бердыбека Сапарбаева. О том, что потребность выросла, в Министерстве энергетики знают, но меры пока не принимают.
- Объем потребления в прошлом году был 3.600, в этом году – более 5.000, - говорит заместитель руководителя областного управления энергетики Айбек Кайыр.
О КРЕМе забыли
Вторым ударом, приведшим к дефициту, стал приказ, отданный Министерством энергетики 26 июля. Ведомство повысило предельную стоимость сжиженного нефтяного газа более чем в два раза – с 11.033 тенге за тонну до 23.106 тенге.
Из слов Кайыра следует, что часть газовых организаций Актюбинской области признаны субъектами естественных монополий, а потому находятся под контролем Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМ). То есть без ведения комитета стоимость газа установить не могут.
- Те автозаправочные станции, которые были зарегулированы, просто немножко приостановили свою работу. Они начали продавать по талонам, - объясняет Айбек Кайыр, не желающий никого обвинять, но констатирующий факты. - Если министерство энергетики утверждает новую предельную цену, то соответственно, КРЕМ должен быть к этому готов, но КРЕМ не был готов. Должны были систематизированно отработать, чтобы не было такого… Чтобы потребитель не чувствовал. Но так получилось…
Отгрузить не могли
Третьим ударом стал плановый ремонт на нефтегазоперерабатывающем заводе «СНПС – АМГ». Работы длились с 3 по 9 августа.
- У них два завода ГПЗ-1 и ГПЗ-2, - разъясняет Кайыр. – Газ вывозится либо автомобилями, либо по железной дороге. ГПЗ-2, который продолжил работать, не имеет специального оборудования для автовывоза и выдает газ по «железке». Несмотря на то, что автовывоза не было, железнодорожным транспортом отгружали по 200 тонн через сутки. Вот 6 августа пришел вагон. А с 8 августа они начали принимать доверенности, и с 9 числа автовывоз начался.
Надежда на невидимую руку
По мнению заместителя главы управления энергетики, после 11 августа очереди за газом должны исчезнуть. Сколь долго продержится новая максимальная стоимость литра, установленная в 33 тенге, Айбек Кайыр сказать не может, полагая, что невидимая рука рынка сама всё отрегулирует.
Условия для непрекращающегося дефицита не исчезли. В августе поставят 5.000 тонн сжиженного газа, а потребность области в нем составляет 5.800. И растет она, как отмечает Кайыр, каждый месяц.
Автор: