Бабушку 24-го года рождения держат взаперти уже больше года
При этом «ключники» утверждают, что являются родственниками бабушки и преследуют только благие цели.
Анвар КУРМАНГАЛИЕВ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Из соцсетей мы нередко узнаем о проблемах и о различных тяжелых жизненных обстоятельствах, с которыми сталкиваются актюбинцы. Так, в сети недавно появилось видео, на котором одна очень старая бабушка безудержно и неистово колотит в свои окна, отчаянно взывая о помощи. Чтобы прояснить ситуацию, корреспонденты «АТ» связались с автором этого видео. Им оказался Ерболат Алманов, сосед, проживающий в том же доме этажом ниже.
Закрывают, чтобы не потерялась
- Ее зовут баба Таня, говорили, что ей около 90 лет и что у нее старческий маразм. Она живет одна, но ее пару раз в день навещает какая-то женщина. Говорит, что родственница. Покормит, наверное, и уходит. Обязательно закрывает ее на ключ, - рассказал сосед запертой старушки. - Проблема в том, что когда бабушка остается одна, она начинает тарабанить в двери, стучать по окнам, громко и жалобно кричит, чтобы ей помогли и выпустили ее. Это происходит и днем, и ночью. Она может начать стучать в 3-4 часа ночи. Мы все соседи из-за этого просыпаемся. Продолжается это с прошлой зимы, с того момента, когда она вышла одна из дома и потерялась, говорят, тогда ее еле нашли, и она обморозила себе руки. С тех пор ее вот так вот закрывают на ключ одну дома.
Нужна ли такая помощница?
Ерболат Алманов подсказал, где искать женщину, которая приходит кормить бабушку Таню. Оказалось, что она живет на той же улице, буквально в двадцати метрах. Как мы узнаем позже, ее зовут Тамара Агапова. К сожалению, Тамара Агапова не захотела общаться с прессой, при встрече вела себя крайне вызывающе, корреспонденты «АТ» услышали от нее в свой адрес много оскорблений и нецензурной брани, что дало серьезный повод задуматься о ее компетентности как человека, якобы ухаживающего за старой бабушкой.
В центре соцпомощи решают вопрос
Не добившись ответов на вопросы: почему глубоко пожилая женщина фактически лишена свободы и почему ей не обеспечен необходимый круглосуточный уход, если она действительно больна и является недееспособной, – корреспондент «АТ» решил прояснить данную ситуацию в ГУ «Городской центр социальной помощи». Руководитель центра Айганым Саркулова ответила на многие наши вопросы. Она рассказала, что бабушку зовут Домашенко Татьяна Павловна, и что она 1924 года рождения, родом из соседней Украины. У нее нет родственников в нашем городе, и она состоит на учете в центре с 2012 года.
- В 2013 году я лично собрала все необходимые документы для того, чтобы поселить Татьяну Павловну в дом престарелых, - вспоминает Айганым Саркулова. – Когда все уже было готово, в последний момент Татьяна Домашенко отказалась жить в богадельне, собственноручно написав соответствующее заявление. Это ведь не тюрьма, и никто не имеет права принуждать бабушку жить там, а ее заявление имеет юридическую силу, так как официально она не признана недееспособной. И она теперь живет в своей квартире. 2-3 раза в неделю ее обязательно посещают наши соцработники. Поскольку бабушка очень старенькая, ей уже 92 года, у нее явно старческое заболевание, у нее нет памяти, она ведет неосознанный образ жизни, она как маленький ребенок. Она не может самостоятельно готовить пищу, стирать вещи, делать уборку в квартире. Старческий маразм налицо, потому что когда она одна дома, она ходит в туалет, где придется, унитаз вообще не признает. Она может уйти и где-нибудь потеряться, поэтому приходится запирать ее дома. Наши девчата ухаживают за ней.
От Айганым Саркуловой мы узнали, что Тамара Агапова, та женщина, которая тоже приходит к бабушке и имеет ключи от ее квартиры, приходится дочерью покойной подруги Татьяны Домашенко, с которой бабушка очень хорошо дружила. Когда подруга бабушки была жива, был составлен документальный договор, по которому она обязалась оказывать Татьяне Домашенко такую же помощь, что и соцработники. Корреспонденты «АТ» видели копию этого договора, о круглосуточном уходе там не было сказано ни слова. После смерти Татьяны Павловны, квартира переходила в собственность подруги, но после смерти последней договор утратил свою силу. Если Тамара Агапова это понимает, выходит, что она приходит и ухаживает за бабушкой бескорыстно.
Однако Айганым Саркулова сообщила, что Агапова с недавних пор стала говорить о том, что она якобы является родственницей Татьяны Павловы. Но такое заявление не имеет документального доказательства. Возможно, Тамара Агапова только сейчас поняла, что она официально не имеет никакого отношения к этой бабушке и не может претендовать на ее собственность. По словам Айганым Саркуловой, ей было предложено стать полноценным опекуном бабушки Татьяны и вести за ней круглосуточный уход, но под всевозможными нелогичными предлогами Агапова отказывается.
По просьбе редакции «АТ» специалисты городского психоневрологического диспансера осмотрели Татьяну Домашенко, диагноз «деменция» (в просторечии маразм) подтвердился. Но, оказывается, такой диагноз не является основанием для присвоения ей статуса недееспособной. Как объяснила Айганым Саркулова, чтобы признать человека недееспособным, необходимо подать в суд коллективное заявление соседям и родственникам предполагаемо недееспособного человека.
Держать бабушку взаперти до конца ее жизни нельзя, это аморально и жестоко, руководитель соццентра согласилась с этим. Опекуна, который обеспечит круглосуточный уход за бабушкой, они не имеют права искать, так как официально бабушка является дееспособной. Единственный выход из этой ситуации это постараться уговорить бабушку жить в доме престарелых, чем в настоящее время и занимаются сотрудники соццентра. Если бабушка в очередной раз откажется жить в приюте, если ее не получится убедить, или ей там не понравится, тогда будет необходимо обращаться в суд всем жильцам ее дома, с просьбой признать бабушку недееспособной. Только после этого необходимо еще найти ей опекуна, который будет жить вместе с ней.
Автор: