Актюбинские инвалиды хотят быть полезными
В кризисный период и здоровому человеку найти работу нелегко, что уж говорить об инвалидах. О проблемах трудоустройства людей с ограниченными возможностями узнавал корреспондент «АТ».
Дмитрий ШИНКАРЕНКО
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Об инвалидах, как о социально уязвимых слоях населения, говорят много. Мол, помогать им надо, с высоких трибун призывают окутать их заботой и вниманием. Почему-то в США и Европе подобные слова обязательно покрепляются делами, а у нас пока это остаётся на уровне планов и мечтаний. Впрочем, кое-какие попытки трудоустройства наше государство всё же предпринимает.
Пассивный бизнес
Как следует из информации департамента по контролю и социальной защите Актюбинской области, за последнее два года органами занятости трудоустроено 169 инвалидов, 76 из которых нашли работу в этом году. Однако больше всего обеспечили работой в 2014 году - 135 людей с ограниченными возможностями. Связано это с тем, что в тот год вышло Послание Президента, в котором затрагивались интересы особенных людей.
- Надо усилить внимание к нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом. Во всём мире этим занимаются. Мы вовлечём их в активную жизнь, они будут не просто получать пособия, а будут осознавать себя членами общества, полезными работниками. Более полумиллиона казахстанцев с инвалидностью должны иметь возможность трудоустроиться, - призвал глава государства.
Поначалу слова лидера Казахстана предприниматели приняли с энтузиазмом, однако со временем их пыл начал угасать. Сейчас специалистам центра занятости в буквальном смысле приходится уговаривать бизнесменов принять на работу инвалидов. И это при том, что работодатель, который обеспечит их занятость, имеет послабление в налоговом бремени.
- Сейчас предприниматели неохотно соглашаются идти навстречу: им проще платить налоги, чем создавать рабочие места – для бизнеса это и затратно, и затруднительно. Это действительно проблема общества, которую нужно решать общими усилиями, - подчёркивает начальник отдела мониторинга центра занятости Актобе Эльвира Жуминова.
На сегодня в трудоустройстве нуждаются 95 инвалидов, и это только те, кто обратился за помощью в органы занятости.
Волшебные руки
Похоже, 2014 год войдёт в казахстанскую летопись, как поворотный пункт в поддержке инвалидов. Впервые в Казахстане на базе актюбинского медицинского колледжа создан массажный центр «Зрячие руки». Суть специальной программы в том, чтобы помочь инвалидам освоить новую для них профессию. Искусству массажа студентов обучал известный в Казахстане актюбинский врач - мануальный терапевт Жумаберген Жантекенов:
- Достаточно сложно было работать с таким особенным контингентом людей – им ведь нужно было ощущать человека руками. Месяцами отрабатывали, практиковались. Думаю, что сейчас настало время, когда дают понять инвалидам, что и они нужны обществу. Для них важно приносить пользу.
Обучение длится 1 год и 10 месяцев – за это время инвалиды по зрению изучают не только искусство массажа, но ещё и различные медицинские предметы, в частности, анатомию, физиологию. Дмитрий Чавдарь – один из семи первых выпускников центра. Через две недели актюбинцу исполнится 34 года. Через две недели он оформит документы для работы массажистом при центре. Через две недели он сделает шаг к своей мечте: быть полезным.
- Слепым я был не всегда: с рождения страдал миопией высокой степени, но я всё видел. Получил специальность программиста в колледже, потом поступил в университет Жубанова, даже успел поработать инженером на крупном предприятии. Так получилось, что начала отслаиваться сетчатка глаз, потерял зрение, - рассказывает свою историю Дмитрий.
Отчаиваться молодой человек не стал, а начал приспосабливаться жить в темноте. «Новые правила» выживания привели его в общество слепых, а после и в центр «Зрячие руки». Курсы массажистов Дмитрий окончил с красным дипломом...
- Слепые лучше чувствуют человека - мы видим мир не так, как другие. Не визуально, а внутренне. Вы не представляете, как важно инвалидам чувствовать себя нужными обществу! Мы можем помогать тем, кто перенёс инсульт, паралич, применяем лечебную физкультуру. В наших планах – открыть массажный кабинет, где каждый мог бы получить нашу помощь.
На сегодня курсы массажистов осваивают восемь человек, 1 сентября за парты медколледжа сядут ещё столько же незрячих актюбинцев.
Терпение и труд - всё перетрут?
Двенадцать лет назад Михаил Холостенко лишился обеих ног. Стать инвалидом первой группы для двадцатилетнего парня – это не просто трагедия. Но он справился, решил доказать всем (а в первую очередь самому себе), что и он может быть чем-то полезен. По «Дорожной карте» освоил профессию сапожника, открыл с приятелем небольшую мастерскую. Бизнес шёл ни шатко ни валко, а в летний период заказы и вовсе снизились до минимума.
- Полностью ушёл в спорт, но потом снова решил попробовать себя в профессии. В прошлом году проработал видеотекарем при обществе парализованных граждан, получал по 20 тысяч в месяц. Знаете, тут же важна не сама сумма, а то чувство нужности. Когда приходишь на работу, общаешься с людьми, рассказываешь о жизни, сам слушаешь. Это очень нужно инвалидам, это стимул для жизни. С 1 января снова без работы – что и говорить, если в кризис и здоровому человеку тяжело трудоустроиться. Не отчаиваюсь и буду искать дальше, - оптимистично говорит Михаил.
Помогаем и обучаем
ТОО «Учебно-производственное предприятие «Шебер қол» создано два года назад при Центре поддержки парализованных граждан. Помимо поставки мебели, мягкого инвентаря и хозтоваров в различные госучреждения, по возможности, занимается ещё и трудоустройством инвалидов. Сейчас получили работу семь человек. 38-летняя инвалид первой группы Сымбат Нагметова трудится вязальщицей.
- Сидя дома, принимала заказы и вязала, начиная от носков до платьев. Последнее время вяжу уже при учебном предприятии. Зарабатываю 25 тысяч тенге – деньги небольшие, но хоть какая-то поддержка для семьи. На самом деле сейчас инвалидам очень тяжело устроиться на работу, поэтому я рада, что у меня есть стабильный заработок, - говорит Сымбат.
Идеальная мебель
Глухонемой Бекболат Уразов и сам уже не помнит, сколько лет трудится на Актюбинской мебельной фабрике. Переехав в Актобе из Темирского района в начале 1990-х, он сразу же начал искать работу. Освоив мебельное дело, мужчина поработал у частника, а потом перешёл на крупное предприятие. Со своим мастером Бекболат общается с помощью записок, впрочем, сейчас их становится всё меньше и меньше: 56-летний мужчина обходится без подсказок.
- За сборку мебели получаю по-разному, от заказов зависит. Зарплата в 50-60 тысяч тенге меня устраивает. Сейчас говорят о том, что трудно найти работу, так я готов прийти на помощь, готов обучать молодёжь всему, что знаю сам. Инвалидам нельзя падать духом, нельзя отчаиваться. Я счастлив уже тем, что живу. Нам дана жизнь, даже в таком виде, в каком она есть у нас, а значит, надо приносить пользу обществу. Это и есть счастье! – с гордостью сообщил Бекболат.
Без формализма никуда?
Своё мнение по поводу трудоустройства инвалидов высказал начальник департамента Генеральной прокуратуры Канат Сейдгапбаров.
- Трудоустройство инвалидов изобилует формализмом. Есть примеры, когда вроде бы распределяются с начала года квоты, но конкретной привязки к предприятиям при этом нет. Смысл установления таких квот совсем непонятен. Это так называемое исполнение требований закона «для галочки». Всего среди инвалидов - около 70 процентов трудоспособных. Это значит, речь идёт о 400 тысячах человек. И здесь надо сказать, что в год у нас трудоустраивается около 2,5 тысяч человек. Между тем их трудоустройство несло бы в себе не только большой социально-психологический эффект для самих инвалидов, но и для общества было бы экономически очень выгодно. В США провели анализ: даже переоборудование рабочих мест на предприятиях не несло серьёзной нагрузки для экономики, потому что в 56 процентов случаев никакой адаптации и не требовалось. В оставшихся случаях - это были единовременные затраты в размере 600 долларов. Зато инвалид, который обладает знаниями и, возможно, опытом в этой сфере, на этом рабочем месте работает много лет. И как для самого предприятия, так и для экономики это зачастую оказывается тоже выгодным. А уж о том, какой позитивный эффект это имеет для самого человека с ограниченными возможностями, даже говорить не приходится.
Автор: