Экс-депутата Ундиргенова прокуратура просит посадить на 10 лет
С Ундиргенова и его топ-менеджера Ербола Адилова прокуратура потребовала солидарно взыскать 4,5 миллиарда тенге. А также передать в бюджет три коттеджа и миллионные суммы в евро, долларах и тенге.
София УМНАЯ
aktobetimes@list.ru
aktobetimes@list.ru
Прокуратура: Ундиргенову – 10 лет, Адилову – 8 лет
Прения сторон прошли по делу учредителя ОЮЛ «Компания Емшан – Emshan Co» Мейржана Ундиргенова. Его обвиняют в хищении 4,5 миллиарда тенге из бюджета.
- Считаю, что действия Мейржана Ундиргенова правильно квалифицированы по статьям: «Вымогательство в особо крупных размерах», «Незаконное лишение свободы», «Мошенничество в особо крупных размерах», «Создание и руководство ОПГ», «Отмывание денег, добытых преступным путем в крупных размерах», - сказала гособвинитель Амангуль Жумагалиева.
Она потребовала определить для Мейржана Ундиргенова 10 лет колонии строгого режима.
Бывшего директора ТОО «Автопарк» Ербола Адилова прокуратура просила признать виновным по статье «Мошенничество в особо крупных размерах» и «Участие в ОПГ».
- Окончательно назначить Ерболу Адилову 8 лет колонии общего режима, - сообщила суду свое мнение Амангуль Жумагалиева.
Кроме того, гособвинитель считает необходимым удовлетворить иск ГУ «Аппарат акима города Актобе» в полном объеме и взыскать солидарно с Ундиргенова и Адилова 4 миллиарда 502 миллиона тенге.
По эпизоду потерпевшего Пирманова, который свидетельствовал о незаконном лишении свободы и вымогательстве, суд потребовал взыскать с Ундиргенова 11,7 миллиона тенге. Эта сумма сложилась из экспертиз, показавших стоимость 10% доли уставного капитала ТОО «Акжол ЛТД» и стоимости автомашины.
В части легализованного Ундиргеновым имущества прокуратура запросила обратить в доход государства три объекта недвижимости. Это двухэтажный дом площадью 230 квадратных метров с земельным участком по улице Марата Оспанова, квартира по улице Есет батыра в городе Актобе, частный дом в Есильском района города Астана, пять единиц спецтехники, а также крупные денежные средства.
Речь идет о суммах более 267 миллионов 350 тысяч тенге, 8 миллионов 720 тысяч долларов, 4 миллионов 490 миллионов евро и почти 330 тысяч российских рублей.
Следующим наказанием гособвинение потребовало солидарно взыскать процессуальные издержки в размере 2,7 миллиона тенге. А также лишить права занимать должности в госорганах и лишить Мейржана Ундиргенова всех государственных наград.
- Для обеспечения гражданского иска и возможной конфискации имущества обратить взыскание на доли в уставных капиталах ТОО, входящих в ОЮЛ «Емшан», 637 единиц движимого и 185 недвижимого имущества, - завершила обвинение прокурор.
Мейржан Ундиргенов начинал бизнес с торговли сигаретами
В прениях выступил потерпевший Бауржан Пирманов.
- Мы с Ундиргеновым знакомы с 1994 года, когда еще мы вместе возили сигареты на продажу, - выступил в судебных прениях по уголовному делу по хищению из бюджета 4,5 миллиарда тенге и вымогательству потерпевший Бауржан Пирманов. - После этого Мейржан работал водителем на 15 маршруте, потом стал личным водителем руководителя «Автопарка» Сагиева. После смерти Сагиева фирма по воле случая досталась Ундиргенову, он ее не создавал...
Никто не мог распоряжаться средствами фирмы без заявки, подписанной Ундиргеновым. Вот я, будучи директором фирмы ТОО «Акжол ЛТД» с миллиардным оборотом, не мог без визы Ундиргенова даже пополнить баланс телефона.
Пирманов утверждал в прениях, что под угрозой разборок шалкарских парней с него потребовали переписать на другого человека свою долю в уставном капитале ТОО «Акжол ЛТД» и отдать иномарку.
«Органы не ошибаются!»
Защита требовала оправдать Ербола Адилова, который в 2009 году руководил ТОО «Автопарк».
- В 36-37 годах появился лозунг: «Органы не ошибаются!», - выступил адвокат Валерий Якубенко. - Я изучал расстрельные дела. Это папочка в три листочка: донос, протокол допроса с признанием вины и – расстрелять. Приговор обжалованию не подлежит! Я понимаю, почему в те годы чабан Айтекебийского района, который дальше райцентра не выезжал, признавал, что был шпионом на японскую и немецкую разведку.
Бывший директор ТОО «Автопарк» Ербол Адилов не имеет ни домов, ни вилл, банковских счетов в тенге или в иностранной валюте. У него единственное богатство – жена и двое восьмилетних детей.
За что полгода сидит в сизо Адилов? В обвинительном акте не расписано, как Адилов похищал 4,5 миллиарда. Везде идет речь только об Ундиргенове. Почему Адилова притягивают за уши? Потому что он не признал себя виновным!
Еще пятерым работникам «Автопарка» предъявляли обвинение по той же статье - мошенничество в особо крупных размерах. Они признали свою вину и остались на свободе. Законно ли их отпустили? Всем известно, что преступление, совершенное в группе, не может быть прекращено за деятельным раскаянием.
«Мы годами создавали, один человек может все разрушить»
- Гособвинитель запросил для меня 10 лет строгого режима, - сказал подсудимый Мейржан Ундиргенов. - За что? За последние десять лет мы заплатили бюджету 565 миллиардов налогов! Я профессионал своего дела. Знаю, как делаются деньги и бизнес. Как открыть предприятие, дать людям возможность заработать на квартиру, на машину…
У нас работает 1,5 тысячи человек. Но один человек может разрушить то, что годами создали люди. Восстановить всё это будет очень трудно.
Как рассказала в суде защитник подсудимого Ирина Осокина, с 1994 года в Казахстане предусмотрены выплаты частным компаниям по нерентабельности перевозок. При этом по всей стране шла одна и та же практика. Заключали договоры субсидирования, а фактически оплата шла за перевозку льготников.
- Таким же путем выплачивались субсидии второму перевозчику в Актобе - ТОО «Пассажирское автотранспортное предприятие» и компаниям в других городах Казахстана, - выступала Ирина Осокина. – Однако уголовное дело возбудили только на учредителя ТОО «Автопарк».
Высказалась защита и по поводу миллиардных сумм, найденных в офисе «Автопарка».
- Ундиргенов – не чиновник, в сейфе которого на работе нашли крупную сумму денег, а руководитель солидной компании, успешный бизнесмен, - напомнила адвокат.
Защита говорила, что субсидии ТОО «Автопарк» получало из бюджета по остаточному принципу. Сколько денег перечислить перевозчику, решал отдел ЖКХ. Полученные суммы не компенсировали всех затрат на перевозку льготников.
- Почти год после отмены субсидий «Автопарк» возил льготников бесплатно, - напомнила Ирина Осокина. - Это тоже показывает лицо компании. Они могли бы сказать: «Нашего бастыка посадили, ходите пешком!».
22 июля подсудимые скажут последнее слово, потом им вынесут приговор.
Автор: