Крупные предприятия обеспечены заказами на 10-15%
Зимой производители простаивают, а с весны выживают за счет тендеров.
Заводы ищут заказы
- При союзе у предприятий были заказы, они работали стабильно, - рассказывает генеральный директор АО «Актюбинский завод неметаллических тpуб» Ян Тампаев. - А сейчас как? В этом году объекты взяли, отработали. На следующий год заказов может вообще не оказаться. Мы в зимний период обычно стоим, выполняем разве что мелкие заказы. Сейчас мы ждем заказчиков. Есть договора, заключенные после выигранных тендеров. Идет финансовое оформление. Три года подряд выпускали трубы для 45 километров Кундактыкырского водозабора. Нефтяники хорошо берут нашу продукцию, но сейчас у них с деньгами тоже проблема. Мы планируем поставлять продукцию на Атырауский нефтехимический завод. Трубы на 2 миллиарда долларов в первую очередь, до 6 миллиардов долларов - во вторую очередь. Мы в свое время выиграли тендер, сейчас идет уточнение. Если финансовое положение заказчика будет нормальное, предприятие будет стабильно работать.
АО «Актюбрентген» внедряет новое направление – нефтяное оборудование. В этих приборах нет ничего общего с рентгеновскими излучателями.
- Вместе с российскими оборонными компаниями мы начинаем производство нефтяного оборудования для станций управления нефтяными скважинами, - объясняет исполнительный директор Марс Махмутов. - Нашими заказчиками могут стать все крупные нефтяные компании. Мы надеемся подписать соглашения. Политика Казахстана позволяет производить закуп через «Самрук Казына» на казахстанских предприятиях. Фирмы, заинтересованные в сбыте, идут на сближение с казахстанскими фирмами. У нас идет металлообработка, сборка и настройка оборудования. В результате продукция получается уже не российской, а казахстанской. Таким путем многие иностранные предприятия сейчас заходят на рынок Казахстана.
ТОО «Каспий Плюс» предложил горнодобывающим компаниям использовать облегченные арки для шахт.
- Мы можем создавать арочную крепь для шахт высотой до 6 метров, - говорит инженер по снабжению ТОО «Каспий Плюс» Болат Пангереев. - Наша крепь раза в три дешевле, чем та, которую сейчас используют в шахтах. Она легче и быстрее монтируется. В Темиртау мы покупаем арматуру и жесть. Вырезаем, делаем профиль, варим крепь. Получается стопроцентное казахстанское содержание. Испытания наших арок провели в Германии. Они не подведут. Нашу продукцию использует ТОО «Восход Ориел», ТОО «Шахтбау Казахстан», сейчас идет разработка договоров с «Казах Алтын» и «Актюбинской медной компанией». Раньше ТОО «Восход Ориел» завозил шахтные крепи из Австралии.
Кроме того, мы занимаемся импортозамещением. Например, производим пальцы для грузовых автомашин «Катерпиллер». Мы взяли оригинал, вырезали из него пробу металла и отправили образец в «Московский институт стали и сплавов». Они дали нам формулу металла, из которого выплавили эту сталь. Мы нашли ее в продаже и заказали болванки для пальцев. В Актобе довели их до нужной кондиции в цехе металлообработки. Если заказывать те же пальцы на заводе, 90 дней уйдет на размещение заказа, 90 дней на его изготовление и еще 90 дней на доставку. Выходит 9 месяцев на палец. Мы можем отдавать заказчику продукцию через неделю. И цена ее будет намного ниже, чем с самого завода «Катерпиллер».
Производство труб и нефтепродуктов практически встало
Производство полиэтиленовых труб ждет тендеров по программе «Нурлы Жол».
- Сейчас мы ощущаем проблему нехватку заказов, загружены только на 10-15 процентов, - объясняет директор ТОО «Актюбстройхиммонтаж» Серик Ахметалин. - Но в скором будущем, мы надеемся, благодаря программе «Нурлы Жол» откроются проекты в рамках обеспечения питьевой водой. Наши трубы подходят для водоснабжения, газификации, в них можно укладывать кабеля. Мы надеемся, что курс рубля скоро выровняется, потому что у нас есть прямые контракты с российскими заводами. Мы открылись в 2011 году, быстро вышли на плановую мощность. В 2014 году мы хорошо отработали, зарекомендовали себя в Оренбургской, Атырауской, Мангыстауской и Кызылординской областях. Благодаря поддержке акима области, мы получили прямые контракты на поставку полиэтилена.
ТОО «Актобе Нефтепереработка» работает только четыре года.
- Мы только частично окупили себя, - объясняет начальник отдела маркетинга и логистики ТОО «Актобе Нефтепереработка» Азамат Кушкинбаев. - Проектная мощность предприятия – 25 тысяч тонн переработки нефти в месяц. Таможенный Союз предъявляет высокие требования к очистке нефтепродуктов от серы. У нас нет оборудования, которое могло бы отделить серу от нефти. Когда мы строили завод, таких требований не было. Раньше мы могли около 60% готовой продукции отправлять на экспорт. В 2012 году мы отправляли нефтепродукты в Финляндию. С начала 2014 года, когда Казахстан вошел в Таможенный Союз, мы стали работать по общим правилам, экспортировать легкие и средние дистилляты запретили. Мы приостановили выработку этой продукции. Наши партнеры есть в Нидерландах, Финляндии, Латвии, Эстонии, Азербайджане, Грузии, Узбекистане и Афганистане. На местный рынок мы потихоньку выходим, так как нефть дорогая. Мы покупаем коммерческую нефть. В начале декабря она стоила около 400 долларов за тонну, мы закупили определенный ее объем. А в конце декабря цена ГСМ значительно упала из-за снижения курса рубля. Границы были открыты, в страну завезли очень большой объем нефтепродуктов из России.
У предприятия есть проблемы с сырьем. Завод рассчитан на 300 тысяч тонн продукции в год, но не работает на полную мощность.
Форум принес бизнесменам 3,5 миллиарда
- Местные производители уже подписали меморандум с семью крупными компаниями почти на 45 миллиардов тенге, - говорит перед началом форума глава области Архимед Мухамбетов. - Спустя примерно два месяца подписано около 600 договоров. На форуме они подпишут договора на 3,5 миллиарда тенге с крупными предприятиями, которые работают в нефтегазовой сфере, горной металлургии. Наша задача - работать в этом году оперативнее, чем в прошлом. Полностью сопровождать и отслеживать каждый государственный закуп.
- Обычно до конца марта проходили все крупные тендера. В этом году предприятия до сих пор ждут заказов. Почему нет тендеров?
- По программе «Нурлы Жол» крупные тендера состоятся в апреле. Туда входит строительство автодороги Актобе-Атарыу, ремонт теплосетей. По программе «Дорожная карта занятости» отремонтируют на сумму более 700 миллионов тенге 32 объекта в районах. Таких направлений немало. Конечно, крупного строительства в этом году не будет. Зато мы работаем с крупными Национальными Компаниями. С «КТЖ» и «КазМунайГаз» местные предприятия подписали договора на 44 миллиарда тенге. Сейчас главная задача – сохранить рабочие места.
Татьяна ТОКАРЬ
Автор: Редакция