«Я не сторонник того, чтобы в черте города отводили много земель для ИЖС»



Нурлан Боранбаев,
главный архитектор области

«В детстве бредил морем»


В детстве мне нравилось рисовать корабли. Мечтал пойти на кораблестроение, бредил морем. В классе девятом я уже определился, кем стану, и после школы поступил в Алматинский архитектурно-строительный институт. Архитектор всегда балансирует между функциональностью и эстетикой, за что я и люблю свою профессию.

Хочешь хозяйство – живи в поселке


Когда открылась самая первая жилищная программа, мы испытали дефицит земли для постройки высотных домов. Я не сторонник того, чтобы в черте города отводили много земель для ИЖС. Та же Родниковка, сейчас она богом забытая. Там прекрасная природа, но ужасная дорога, проблемы с коммуникациями. Я думаю, лет через десять ситуация в поселке нормализуется. Надо выводить на периферию тех жителей, кто хочет дома с личным подсобным хозяйством. А город должен развиваться за счет высотного строительства.

Железную дорогу переделают под… наземное метро?


Вот, говорят, архитекторы вечно выдумывают, витают в облаках. Конечно, наша основная задача – обеспечить генпланом населенные пункты. Но мы должны предвидеть, как город будет развиваться через пять-десять лет. В нынешнее время прогнозировать тяжело. К примеру, через городскую территорию проходит железная дорога. Для полноценного развития Актобе это – большое препятствие. Идут тепловозы, от которых дым, мазут, что пагубно сказывается на экологии. В новом генеральном плане предусмотрено железную дорогу все-таки сделать обводной, чтобы она не проходила через город, и ее можно было использовать под какой-нибудь экологический вид транспорта, допустим, наземное метро. Сейчас эта идея кажется фантастической, но она вполне реальная.

Алюкобонд, керамогранит и отсутствие архитектурного стиля


К сожалению, у Актобе пока нет собственного архитектурного стиля. К этому, действительно, надо очень долго идти. Во-первых, должно быть значительное количество профессионалов. У нас очень мало архитекторов. К тому же, архитектор – это лишь одно из звеньев. Все диктует заказчик. Город у нас не бедный, но надо привлекать больше заказчиков и инвесторов.

Когда-то «переболели» алюкобондом, сейчас другая беда – керамогранит, делают его некачественно. Кое-где он уже отваливается. Далеко за примером идти не надо - здание областного акимата местами «расползается».

Символ Актобе пока не построили


Перенять чужой стиль, конечно, можно. Другой вопрос, приживется ли он у нас? Допустим, в Петербурге хорошо смотрятся дома яркого цвета. Это северный город, солнце там «слабое». В Актобе дома в такой цветовой гамме будут смотреться вычурно и выбиваться из общей палитры. Неслучайно старая часть города и Жилгородок когда-то были окрашены в охристый цвет. Мягкие, теплые оттенки желтого идеально подходят при нашей освещенности. Очень хочется, чтобы у города появился свой негласный символ. На мой взгляд, у нас нет такого ярко выраженного объекта, который бы ассоциировался именно с Актобе.

«Мне больно смотреть на дома Жилгородка»


Нам недостает пешеходной зоны. Как-то была идея перекрыть в старой части города какую-нибудь улицу и сделать ее пешеходной, но все осложняется транспортным потоком. Очень нравится скверик на улице Карасай батыра. Вот где надо делать Арбат! Вообще в старой части города лучше дышится и чувствуется уют.

В Жилгородке тоже хорошо, но он сильно пострадал от стихийной реконструкции. Мне больно смотреть на старые дома с оригинальными подвесными балконами, которые сейчас перестраивают на современный лад. Обкладывают все кирпичом. Я представляю, как раньше люди выходили на такие террасы, пили там чай…

В свое время мы поднимали вопрос о придании статуса архитектурного наследия некоторым объектам, но он так и остался открытым. Тот же «Локомотив», у меня нет ощущения, что этот памятник архитектуры защищен законом. Он просто находится на совести владельцев. А если его кто-то выкупит, нет гарантии, что сохранят. Хотя не в каждом городе есть такой уникальный проект.

Самым экологически чистым районом считается «Нур Сити»


В район «Нур Сити» нужно постепенно переносить ряд государственных учреждений, тогда туда уже потянутся коммерческие застройщики. А значит, появятся супермаркеты, места отдыха и другие объекты. Конечно, «Нур Сити» немного отдален от города. Но здесь вопрос лишь одного нового моста через Илек и расширения трассы. Если сделаем хорошую дорогу, то будет легко ездить туда по объездной. «Нур Сити» считается самым экологически чистым районом Актобе. В ближайшем будущем это станет одним из главных критериев в выборе места для проживания.

«На выходные уезжаю на дачу. У меня там маленькая мастерская, акварель…»


Приходит человек оформлять документы в какое-нибудь ведомство. Элементарно нужно улыбнуться, принять у человека бумагу, объяснить, ответить на вопросы. Даже на это у многих сотрудников почему-то не хватает терпения. Люди обижаются, что им не уделили внимания и идут на прием к главным лицам. Бывали даже случаи, когда ко мне приходили горожане с жалобами на моих же подчиненных. И вообще люди часто жалуются друг на друга. Один сосед что-то построил, не учел мнение другого, сюда примешиваются зависть, наглое отношение, так и начинается вражда.

Я считаю, что никто никому не обязан. Когда человек делает тебе добро, значит, для него это важно. Если не делает, на это тоже нельзя обижаться. Люди ничего вам не должны.

Мне нравятся люди, пусть со своими «тараканами» в голове, но интересные, нестандартные личности. Не люблю однообразия. Хоть и работаю на госслужбе, но все-таки искусство мне ближе. Наверное, у каждого есть такие коридоры, куда он иногда уходит житейских проблем. На выходные стараюсь уехать на дачу. У меня там маленькая мастерская, акварель… Рисую для души и этим живу.

Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031