Об «общаке» «Емшана» рассказала бухгалтер
Как олигарх Мейржан Ундиргенов открывал на своих подчиненных миллионные счета, регистрировал на них квартиры и землю.
Татьяна ТОКАРЬ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
aktobetimes@list.ru
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Миллионы долларов собирали по 55 тенге
В специализированном межрайонном суде по уголовным делам допросили кассира ТОО «Автопарк» Кулянду Айсагалиеву. Через ее руки с 2004 года проходила касса ТОО «Автопарк». По совместительству она работала бухгалтером ОЮЛ «Компания Емшан - Emshan Co». В объединение входили ТОО «Автопарк», «Акжол ЛТД», «Нагыз бетон», «Ал Актобе», «Мизам» и «Мизам авто». Эти фирмы тоже сдавали Айсагалиевой заработанное. Как выразился на процессе судья Ахметкали Молдагалиевой, кассир держала «общак» олигарха.
- Мы выросли с Мейржаном Сагидуллаевичем в одном поселке Шалкарского района, - рассказывает 51-летняя Кулянда Айсагалиева. – Он был моим хорошим знакомым, принял меня на работу после декретного отпуска. С 2004 года я работала кассиром ТОО «Автопарк». В мои обязанности входил учет приема и расхода наличных денег. У меня была рабочая тетрадь, на ней написано ТОО «Автопарк». В ней я записывала ежедневную сумму выручки.
Сейчас я в «Автопарке» не работаю.
Кроме Кулянды Айсагалиевой были два вечерних диспетчера-кассира, которые работали по очереди с 20 до 1 ночи. Они принимали выручку от водителей и на следующий день с 9 до 10 утра передавали деньги Айсагалиевой.
- Диспетчеры-кассиры в последнее время приносили по 4-5 миллионов тенге в день, - сообщила свидетель. - Весь неучтенный оборот записывался в моем журнале. Около 50-60% мы учитывали по бухгалтерии. Я вела журнал только для себя, потому что бумажки постоянно терялись. О существовании этой тетради знали только я и Ундиргенов.
Почему кассир оприходовала в кассу «Автопарка» одну сумму, а бухгалтеры приносили приходные ордера на сумму меньше, кассир Айсагалиева ответить не могла. Также без ответа остался вопрос об уплате налогов с неучтенных денег.
Свидетель объяснила, что точную сумму денег, которые находятся в кассе, она не знала.
- Для производственной необходимости у меня всегда хранились деньги, - объяснила Айсагалиева. - Когда нужно, обычно по два раза в неделю, мы доставали деньги и инкассировали от 6 до 16 миллионов тенге. У меня была не одна касса, а всех подразделений «Емшан». ТОО «Акжол ЛТД», «Нагыз бетон» тоже иногда приносили выручку. Сколько в кассе именно автопарковских денег, я сказать не могу.
Прокуратура интересовалась, почему в кассе оказалась иностранная валюта. Оттуда изъяли 2,8 миллиона долларов и 200 тысяч евро.
- Это общие деньги «Емшана», - пояснила Кулянда Айсагалиева. - Как я слышала, ТОО «Нагыз бетон» закупало оборудование в Германии и собирало деньги в инвалюте для его приобретения.
На подчиненных открывали счета по 5-30 миллионов тенге
- После ареста Ундиргенова наложили арест на ваше имущество и других лиц. Поясните происхождение этой собственности? - спросила на суде гособвинитель Амангуль Жумагалиева.
- Точно не помню, но на мое имя был открыт счет на 30 миллионов тенге в «Евразийском банке», на 30 миллионов тенге в «Банке Центр кредит», на 25 миллионов тенге в «Цесна банке», - рассказала Кулянда Айсагалиева. - Я этими деньгами не распоряжалась, но по указанию Ундиргенова складывала суммы в банки второго уровня на свое имя. Когда срок депозита заканчивался, обычно через два года, я снимала и оприходовала все в кассу. После каждого снятия я докладывала руководству сумму дохода, сколько принесла обратно. Счета открывали на многих, не только на меня.
- Откуда брали деньги, чтобы положить на счета? – интересовались прокуроры.
- Их годами собирали в кассе, а потом перечисляли в банки, - пояснила свидетель.
Среди недвижимости, оформленной на кассира Айсагалиеву, записан двухэтажный дом по улице Оспанова.
- Я им не распоряжалась, он мне фактически не принадлежит, - сообщила суду Кулянда Айсагалиева. - В ходе следствия мы ездили туда. Коттедж арендует фирма. Договор со мной она не заключала. Я давала доверенность на приобретение этого дома.
Свидетель подтвердила, что на ее имя записан земельный участок в районе Village города Астана, квартиры в столице, квартира в доме по улице Есет батыра в Актобе.
- В квартире по Есет батыра жил сотрудник нашей фирмы, - сообщила Кулянда Айсагалиева. - Это было имущество Ундиргенова, записанное на меня. Я давала доверенности на покупку и продажу этой недвижимости.
Женщина рассказала, что в 2015 году все банковские счета обнулили, открытым остался лишь счет в «Казахбанке» на 650 тысяч долларов, открытый на ее имя.
Кроме Айсагалиевой, банковские счета открывали на других сотрудников компании. Кассир назвала фамилии владельцев счетов – Адилов, Сарсенгалиев, Бурамбаев, Сейтмагамбетов, Елемесов, Сагиндыков и другие. На них открывали банковские депозиты в размере от 5 до 30 миллионов тенге.
Кассир перечислила список индивидуальных предприятий, открытых на подчиненных Ундиргенова. Снятием денег со счетов этих ИП занималась кассир.
- По потребности я снимала деньги с их счетов, у меня находились чековые книжки ИП и доверенности их владельцев, - рассказывает кассир Айсагалиева. - Я снимала по 2-3 миллиона тенге со счетов ИП один раз в 3-4 месяца. Часть этих средств владельцы ИП по заявочкам забирали из моей кассы.
Среди владельцев таких ИП кассир назвала бухгалтера «Мизам авто», завхоза и нескольких сотрудников ТОО «Автопарк».
- В декабре у вас шло массовое вложение денег на депозиты частных лиц: 30, 30, 30, всем по 30 миллионов тенге, - говорил судья Ахметкали Молдагалиев. – Почему?
- Мы сделали это, чтобы не оставлять в кассе много денег на праздники. Это опасно, хотя касса всегда находится под охраной.
Ежемесячная сумма выручки ТОО «Автопарк» от работы автобусов общественного транспорта и выезда автобусов на заказ составляла, по сведениям Айсагалиевой, 115-120 миллионов тенге.
Озвучили план сборов с автобусных маршрутов
Суд допросил кассира-диспетчера ТОО «Автопарк» Амангуль Утегенову. Она тоже оказалась родом из одного аула с Ундиргеновым, знакома и общается с его женой. Официальная зарплата Утегеновой – 36 тысяч тенге.
- Как же вы работает за 36 тысяч тенге в ночное время, семья дома не кормленная, дети без внимания? – удивился на процессе судья Ахметкали Молдагалиев.
- Есть ли у вас нерентабельные маршруты?
- Нет, они всегда возвращаются с выручкой, - ответила Утегенова.
По информации кассира-диспетчера, ежедневный план сбора с маршрута № 15 составляет 38 тысяч тенге, с 24 маршрута – 36 тысяч тенге, с 13 маршрута – 14 тысяч тенге, с 3 маршрута – 19 тысяч тенге. Утегенова объяснила, что план зависит от времени года. В летнее время, когда студенты и школьники не ездят на занятия, он ниже.
Судебный процесс по делу олигарха продолжается.
Допрошенные свидетели пока не сообщили суду о бюджетных деньгах, которые получал общественный перевозчик.
Напомним, что ОПГ под руководством Ундиргенова вменяют хищение из бюджета с 2009 по 2015 годы более 4,5 миллиарда тенге. 43-летнего олигарха Мейржана Ундиргенова судят за создание и руководство ОПГ, мошенничество в особо крупных размерах, отмывание денег, полученных преступным путем в крупных размерах, вымогательство в особо крупных размерах, незаконное лишение свободы из корыстных побуждений.
Что касается второго подсудимого, бывшего директора ТОО «Автопарк» Ербола Адилова, то ему предъявляют мошенничество в преступной группе в особо крупных размерах и участие в организованной преступной группе.
При обыске дома у него была обнаруженостолько наличности, что ее почти пятьчасов подряд считали на машинках.
В деле депутата 72 тома, 108 свидетелей. Сторонузащиты представляют 9 адвокатов.
Мейржан Ундиргенов высказался из-за решетки
«Проиграли все: мы сидим в тюрьме, государство платит больше, а пассажиры общественного транспорта ездят за деньги».
Президент ОЮЛ «Компания Емшан – Emshan CО» во время перерыва в судебном заседании высказался перед журналистом газеты «АТ».
- Мы недополучали прибыль, когда возили бесплатно десятки тысяч льготников: пенсионеров, инвалидов, со скидками перевозили студентов, - сообщил президент ОЮЛ «Компания Емшан – Emshan CО» Мейржан Ундиргенов. - У нас есть договор с акиматом о бесплатном провозе льготников, а нам говорят, что мы похищали деньги. В обвинительном заключении нет ни слова о бесплатном провозе граждан. Я считаю, что следственные органы необоснованно завели уголовное дело.
Раньше «Автопарку» платили по 600-700 миллионов тенге в год, а теперь на выплату социальной помощи тем, кто вчера ездил бесплатно, уходит больше миллиарда тенге. В чем экономия бюджета?
Раньше пенсионеры ездили без ограничений. А теперь далеко не всем из них платят по 24 тысячи тенге в год в счет социальной помощи. На эти суммы много не наездишься!
Посчитайте сами. Если пенсионер в день тратит по 110 тенге на дорогу в оба конца, в месяц получается 3.300, в год почти 40 тысяч тенге. А им платят из бюджета только 24 тысячи. Теперь пенсионеры будут ограничивать себя в поездках по городу. Раньше пожилой человек едет на базар, по дороге зашел куда хотел, потом сел в автобус и дальше поехал. Теперь он уже думает: выходить из автобуса или нет? Ведь потом ему опять нужно отдавать 55 тенге за проезд. А выплаты маленькие. И гарантии нет, что завтра проезд не подорожает до 100 тенге. Тогда в год будет уходить почти 80 тысяч.
Кто выиграл от того, что нас закрыли? Мы сидим в тюрьме, государство платит больше денег в счет адресной помощи, а пенсионеры, инвалиды и студенты уже не ездят, сколько хотят.
Отмена субсидий за проезд сэкономила бюджет
После отмены выплат перевозчику городская казна выиграла и перераспределила на другие социальные нужды города свыше 200 миллионов тенге.
До 2015 года сумма социальной помощи нуждающимся горожанам и субсидии «Автопарка» и другого перевозчика – «ПАТП» превышали в сумме около 1,4 миллиарда тенге. На 2016 год городской бюджет заложил, по данным руководителя ГУ «Отдел занятости и социальных программ» Найли Буртибаевой, 996,7 миллиона тенге на различную социальную помощь нуждающимся слоям граждан. Дотаций для перевозчиков больше нет.
- Получается, что на отмене субсидий и бесплатного проезда бюджет сэкономил?
- Я считаю, что произошло уточнение бюджета, и эти деньги были перераспределены на другие социальные вопросы, - считает Найля Буртибаева. - На то же открытие детских садов. У нас сейчас много желающих открыть частные детские сады по государственно-частному партнерству. Теперь эти деньги тратят на благоустройство, на ту же зарплату учителей. Это бюджет, он постоянно уточняется, перераспределяется.
Размер социальной помощи вырос, и она стала конкретно адресной. Количество получателей социальной помощи в 2016 году увеличилось. Если в прошлом году у нас было 16.043 человека, то в этом году стало уже 22 тысячи человек.
Раньше эти суммы шли в «Автопарк» независимо от того, ездит человек в общественном транспорте или нет.
Автор: