Бездомный философ рассказал об ужасах жизни в Актобе
Кто приглядывает за актюбинцами, не жалея глаз? В какие дни активизируется преступный мир? Как женщин превращают в рабынь? Где находят смерть бездомные звери? Об этом в интервью «АТ» рассказывает философ и дворник в одном лице, поклонник Ницще, Шопенгауэра и Хайдеггера, знатный кошатник Ростислав Рябов.
Каждый человек обречен на свободу – писал один французский профессор философии. А бездомный – свободен вдвойне. Если следовать формуле, то репортеру «АТ» удалось встретиться с одним из самых свободных актюбинцев – Ростиславом Рябовым. 45-летний мужчина, живущий без дома, но приютивший, как минимум 6 кошек, известен многим, по крайней мере тем, в чьих дворах он наводит порядок.
Ростиславу, философу по образованию, уже несколько лет приходится служить в родном Актобе дворником. Если признавать верным, что задача философов, пришедших на праздник жизни, заключена в наблюдении, то Ростислав и сейчас ее исполняет. Поскольку лицезреть ему приходится многое, многое из того, что для взгляда актюбинского филистера остается тайной.
- Зачем нам говорить об Украине, когда у нас здесь у самих… «ништяк»! – заключает Ростислав, оценивая обстановку в мире и Казахстане.
Охватывает ужас
Философ, следящий за чистотой в старом Актобе не мало может поведать о жизни превращающейся в трущобы «железной дороги», и бытийствовании привокзальной площади, уже давно обратившейся в «Двор чудес».
- Привокзалка – это ужас: синяки и бездомные! Сколько работы надо чтобы все вот это почистить. Целый район живой, но Богом забытое место. Здесь точно глухомань…
Во дворах шныряют смотрящие и мелкие сошки из низин криминальных пирамид. В запустелых домах, заселенных пенсионерами и квартирантами, процветают бордели. На привокзальной площади и денно, и нощно дежурят гетеры. А по улице Кереева у обелиска Победы, у пушки, в праздничные дни страшно ходить.
- Как-то нашел портмоне. Звоню. Берет трубку девушка. Спрашивает: «Что денег не осталось?» «Нет», - отвечаю. И она даже боится за ним приходить. Вывод один – на них нападают. Под Новый год как-то парень девушку прижал. Я начал разбираться, он убежал.
Действует как секта
Актюбинский философ поражается тому, в какую грязь сегодня втоптан «гендерный вопрос» - уважение к женщине потеряно. 5 лет назад Ростислав трудился разнорабочим в Эмбе. Там ситуацию спасали, по словам философа, войсковые формирования.
- Девиц, знаю, тащили на общак. Скотство вот такое! Пребывает это как полусекта – находится женщина, общак собирается, и каждый должен к ней «подойти». Считается, так нужно уважить весь общак, а после этого отдают женщину одному из них в пользование. В то время в Эмбе войска стояли. Этих полулысых они попросту мочили. Но потом войска вывели, и что сейчас творится, не знаю.
- Оно есть и здесь в Актобе, - полагает философ. - Девушка идет по привокзалке, а защитить себя не может. Ситуация со многими такая: девушка из неблагополучной семьи доходит до определенного возраста, а затем и говорят: «Ты сырье». Так и становятся проститутками.
«Мочкануть» нельзя
Разговор с Ростиславом у нас состоялся на улице. В свою комнатенку, которую ему выделил КСК, приглашать он не стал. Там и шести его кошкам места не много. Обходя философовы пределы, заметили мы и «синяков», зависающих гроздьями на теплых трубах. Заприметили мы (да и они нас) так называемых присматривающих за дворами и переулками.
- Есть подсадные, которые смотрят за тобой, и избавиться от них очень сложно, - продолжает рассказ Ростислав Рябов. - Они посланцы от общака – прикрепляют. Посланца мочкануть можно, но сразу придут 20 человек. Они и по дворам сидят, везде сидят. Если же во дворе живет какой-нибудь бздын, то подсадные не сунутся.
По праздникам, как рассказывает Ростислав, в старом городе активизируются карманные воры.
- Тусуются по «проспекту» – по улице Кереева. Видимо, им поставлено: сколько-то жертв они должны поиметь, - и в праздники там кошмар!
Работникам КСК, естественно, тоже приходится сталкиваться с преступным миром.
- Один раз КСК обнесли. Но после разговоров они все вернули. Так что у нас работа в тактическом поле.
Жить как свиньи
Практически каждый день актюбинским дворникам приходится на себе испытывать воспитанность местных жителей. А уровень воспитания зачастую бьет через край. Приходится философу воевать с жильцами, самовольно и безнаказанно срубающими во дворах деревья.
- Смотрю недавно, два дерева лежат во дворе. Говорят, что какой-то мужик спилил и сказал, чтобы я вынес ветки. Потом этот дядька мне заявил: «Не вынесешь, я тебе по башке дам». Парень рядом сидел, говорит: «С районскими не связывайтесь». У КСК нет никаких законодательных актов. Дело такое: любой му…нь вышел, спилил дерево, и с ним ничего сделать нельзя.
Не меньшую проблему составляют особы еще более воспитанные, разбрасывающие продукты жизнедеятельности у подъезда.
- Вы представляете уровень? Подходишь к подъезду - по 10 пакетов с мусором лежит. На Киреева так, на Кобландина так…
Возмущает Ростислава и отсутствие контроля за оборудованными детскими площадками. Одну из них по улице Киреева облюбовали бездомные.
- Вот на Киреева, 2 площадки – там, в основном, собираются «синяки». А ведь должны дети играть, а туда приходишь и выгоняешь «синяков». Патруль их пачками собирает. Все спровоцировано для того, чтобы они собирались, и привет... Было бы неплохо, если бы кто-то на это внимание обратил.
Городская легенда
Пугают философа устоявшиеся отношения не только человека к человеку, но и актюбинцев к животным. Ростиславу не раз сообщали о том, что в Актобе действует некий питомник смерти, забирающий кошек.
- Якобы получают гранты на содержание кошек и убивают их. Потом свозят в яму – там лежит яд. Если даже кошка до ямы не погибла, то оттуда уже не выберется.
Сам Ростислав, как и многие мыслители, представителей кошачьего семейства любит с детства. Детство провел в Алма-Ате, затем в Актюбинске, учился в 11 школе. После уехал учиться в Ленинград в политическом училище, ныне переименованном в юридический институт МВД. Познакомился там с Сергеем Степашиным, преподававшим историю марксистской философии, а в предпутинские времена возглавившим российское правительство. После учебы хотел остаться на кафедре философии родного вуза. Подвело увлечение. А увлекся выпускник политучилища немецкой экзистенциальной философией.
- Спросили меня, над чем работаю? Ответил, что работу пишу по Мартину Хайдеггеру. «Ну, тогда тебе в Сибирь», - ответили. Так в Барнаул и распределили. В звании лейтенанта в 1991 году ушел на гражданку. Жил в Алма-Ате, подрабатывал журналистом. Затем перебрался к родным пенатам – в Актобе, остался без квартиры.
Как мы «гикнулись»
- Проблема всех гуманитариев – после 40 лет они никому не нужны, - констатирует Ростислав. - С моими данными и самое главное с отсутствием жилья мне тяжело здесь развиться. Философ, чтобы где-то был с работой - это уникально. Друзья и в Америке есть, но когда они уезжают – они дико забывают о наших условиях – им намекаешь. У них понимания нет, что человека отсюда нужно вытаскивать за уши, что у нас в этом плане болото. Я в свое время не урыл – все в Чехию звали. Так мы «гикнулись».
Мотаюсь в свободное время в основном по компьютерным клубам, темы разыскиваю, новости смотрю. Жизнь… как в песне Макаревич поет «Ничего нету – вся любовь в Интернете». Вот и все, нечего больше теперь рассказывать.
Несмотря на бытовую неустроенность актюбинский философ далек от уныния. Если и смотрит в бездну, то не засматривается. Зная Хайдеггера, он помнит, что ужасы бытия человеческая мысль постигла уже давно, а «через глубокую тоску открывается все сущее в целом».
Ренат ТАИПОВ,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: Редакция