«Актобе нужна балетная школа»
Кази Жасекенов,
художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Актобе»
Я режиссеру говорю: «Почему вы приглашаете худсовет, который не читал сценария и смеет критиковать вашу работу?»
Отец был заведующим отдела культуры. В Аральске папа открыл самый первый казахский театр и оркестр Казангапа. Хочу сказать, что в этом оркестре работали Калдаяков, Тлендиев, в театре - самый лучший алматинский режиссер. На сцене я первый раз появился в возрасте семи месяцев. В это время выступал отец. За мной не уследили, и я пополз к папе. Он взял меня в руки и сказал перед зрителями: «Этот из моих шестерых со сцены не слезет».
В пионерском лагере я считался хорошим горнистом. Но постоянно хулиганил, поэтому в пионеры меня не принимали. Всегда шел впереди пионерского отряда с горном. Потом с меня снимали галстук и давали двадцать копеек на мороженое. Это были мои первые шабашки. Пионером я так и не стал.
Когда возглавил областной отдел культуры, был самый молодой и единственный специалист, окончивший институт культуры. Остальные были бывшие юристы, математики, агрономы. В культурной сфере и сейчас остается такая беда. Как-то пришел с художественным советом смотреть предпоказный спектакль в театре. Худсовет посмотрел и внес свою критику: «Свердлов на сцене какой-то не такой». Я их спросил: «Вы, наверное, сценарий читали этого материала?» Ответили, что нет. «А как вы обсуждаете?». И режиссеру говорю: «Почему вы приглашаете худсовет, который не читал пьесу, и смеет критиковать вашу работу? Даже Станиславский десять раз перечитывал сценарий, прежде чем сказать свое мнение.
Я выгнал худсовет, который занимался критиканством, нашел на эти должности других людей. Поставили в театре спектакль о царе Федоре. История о проблемах Московской губернии. Как это связано с Актюбинском? На спектакль ушло огромное количество денег, не окупилось даже десять процентов. В это время в Москве шла «Интердевочка». Я поехал в столицу, купил и привез к нам сценарий. По расходу он был недорогой: обычная одежда, мебель. Был там один момент: в одной сцене девушка по пояс обнаженная. Услышав о пикантной сцене, работник обком партии, который никогда не ходил в театр, три раза побывал на этом спектакле.
За два месяца вперед на «Интердевочку» были проданы все билеты. На третий месяц поехали с гастролями в Уральск. Повезли три спектакля. Но большинство зрителей покупали билеты только на «Интердевочку». За пять месяцев выполнили годовой план. Везде аншлаги. Министерство культуры возмущалось, что в Актобе пошла революция. Вот, там показывают историю о девушке легкого поведения! Я, будучи дерзким и напористым, тогда им ответил: «А что, тема социального падения в обществе вас не волнует? Больше беспокоит умерший Ленин и царь Федор?».
«Людям за сорок-пятьдесят лет некуда пойти. У нас нет такого места, где есть живая музыка и можно самому спеть, как-то выразить себя».
Меня всегда интересовал вопрос: сколько у нас уже было министров культуры, и я ни одного из них не видел в Актобе. Почему они не ездят по областям? Если приезжает куда-нибудь, у акима покушает куырдак и улетает. Вот министр, например, уходит в парламент, и за два года своих полномочий не успел объехать республику. Зато постоянно бывал за границей.
Я руководил отделом культуры шесть лет. За это время открыл казахский театр, камерный оркестр, создал группу «Свет». Собирал музыкальный коллектив, на меня пошла атака, что развел самодеятельность. Когда посетил театр, увидел кипу жалоб друг на друга. Там были люди, которые за двадцать лет не сыграли ни одной роли. И за что они получали зарплату? Обратился к режиссеру, говорю: либо увольняй их или давай хоть какую-то роль. Пусть хотя бы вместо собаки гавкнет за углом. И так было не только у нас. В театрах драмы Ауэзова и Лермонтова работало триста-четыреста человек. Некоторые так и ушли на пенсию, ничего не сыграв.
Я от чиновничьей жизни уже устал. Мне она неинтересна. Почитал последний кодекс о чиновничьей этике и сказал, что легче застрелиться. Такие запреты, как: не вздумай брать рюмку в руки, не дай Бог женщине «построишь» глазки – значит, домогаешься. И если кто-то скажет мне девятиэтажным матом, должен ему ответить: «Простите». Я решил заниматься созданием коллектива. Хотел пропагандировать живую музыку. В это время как раз процветала халтурная фонограмма. Стал набирать музыкантов в вокально-инструментальный ансамбль.
Хочется, чтобы вокально-инструментальные ансамбли играли в каждом ресторане, в домах культуры, накрупных предприятиях. К сожалению, хозяева ресторанов не хотят живую музыку в своих заведениях. Людям за сорок-пятьдесят лет некуда пойти. У нас нет такого места, где есть живая музыка и можно самому спеть, как-то выразить себя. В будни рестораны пустуют. Отдайте вы один день на выступление вокально-инструментального ансамбля! Строят здание за – 100-250 миллионов тенге и жалко один миллион потратить на ансамбль.
«Если, допустим, откроются подряд шесть-семь балетных школ, двести-триста детей будут охвачены хореографией»
В последнее время стали говорить о передаче учреждений культуры в частные руки. Вот скажите, кто возьмет драматический театр? Какой от него доход? Это нужно поменять все спектакли, оставить небольшую сцену и все остальное превратить в ресторан. То же самое городской дом культуры. Кто возьмет это здание, ему будет чихать на культуру. Он будет думать прежде всего о прибыли.
Не понимаю, почему приглашают специалистов откуда-то извне. Зачем нам профессионал из другого города? Разве у нас нет своих?
Недавно Нур Отан дал концепцию развития сферы культуры. Там много таких слов, как актуальность, добиваться, обогнать, сохранение и преумножение. Это сложно назвать концепцией, скорее, соединили перспективный план предприятий. Настоящая концепция определяет, какие проекты ты хочешь открыть, сколько нужно на это денег.
Могу рассказать о своей концепции. У Актобе нет балетного коллектива. Открытие балетной школы повысит уровень танцевального коллектива. Если, допустим, откроются подряд шесть-семь балетных школ, двести-триста детей будут охвачены хореографией. В камерный оркестр областной филармонии нужно добавить человек пятнадцать и сделать из него эстрадно-симфонический. Вы заметили на последних концертах, сколько людей приходят? В районах нет домов культуры. В Хромтау есть школа, у которой огромный зал на восемьсот мест, он пустует. Следовало бы этот зал передать в совместное использование с районным отделом культуры.
К началу апреля мы готовим благотворительный концерт Батырхана Шукенова «Отан Ана». Песни Батырхана будет исполнять ВИА «Актобе». Подали заявку во Дворец студентов. Ждем, что решит ректор университета. Надеемся, он нас поддержит.
Иногда слышу о себе: «Вы такой опытный, а на молодых давите». Я давлю не на молодежь, а на бездельников. Надо помнить: в филармонии, театре хозяин - артист. А директор, бухгалтер и другие – это обслуживающий персонал. Вы должны создавать артистам все условия. Хотелось бы в наших учреждениях культуры и буфеты богаче. В здании работают сто пятьдесят артистов. Ну, так сделайте, чтобы для них чай был бесплатный. Я хочу, чтобы человек, работающий в сфере культуры, болел за каждый оркестр, за каждого артиста.
Беседовала Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: