«Работа сделала меня устойчивой к любой погоде»
Люди, которые знают о погоде все. Работа в отделе метеорологии, как в бухгалтерии. Дождь, снег, ветер – на самом деле, это сплошные числа. Каждый метеоролог должен обязательно знать высшую математику. Елена Благодарь в «Казгидромете» больше тридцати лет. Женщина-метеоролог знает, что такое стоять на своем посту и в дождь, и в снег.
Елена Благодарь,
начальник отдела метеорологии и агрометеорологии Актюбинского филиала РГП «Казгидромет»
«Наденешь плащ, ночь не ночь, идешь»
Выхожу на улицу и по привычке смотрю на небо. Есть ли там облака и какая у них форма. Обязательно оценю направление ветра. Если есть изморозь, посмотрю на ее структуру: зернистая или кристаллическая. Это уже привычка.
Сама я из Иргизского района. После школы хотела поступать в Актюбинский педагогический институт. Но в то время, знаете, был большой конкурс, боялась, что не поступлю. Тетя работала на метеостанции Иргиза. Она посоветовала пойти учиться на метеоролога. Сначала окончила Алматинскую гидрометшколу и Ташкентский гидрометтехникум. После учебы пришла на метеостанцию Иргиз работать техником. Через время поступила в КазГУ.
Работать на метеоплощадке было нелегко. Каждые три часа в любую погоду надо идти и наблюдать за ее капризами. И через одну минуту нужно записывать погодные изменения. Помню, как очень боялась грозы. Дождь, гром, ну а что делать? Наденешь плащ, ночь не ночь, идешь. И так через каждые три часа выходишь на метеоплощадку. Закалка осталась, устойчива к любой погоде. Меня не испугаешь морозами или жарой.
Я объездила всю сеть нашей области, была в самых отдаленных точках. Иногда приходилось сутки добираться до районов. У меня был день рожденья, и мы как раз ехали из командировки. Машина сломалась, и на целый день застряли в степи. Май, вся степь цветет: подснежники и зеленая трава. Знала бы, взяла с собой что-нибудь на пикник. Дома гости ждут, а мы оттуда выбраться не можем. Вернулась домой уже вечером.
Сидела как-то в гостях, меня спросили, кем работаю. «В небесной канцелярии», - говорю. «В похоронном бюро что ли?», - люди не так поняли слово «небесная канцелярия».
Не все новички остаются. Те, кто не может усвоить такой большой поток информации, увольняются. Наш отдел занимается обработкой материала. Мы сотрудничаем с железной дорогой, авиацией, ГАИ, сельским хозяйством. По нашим данным синоптики уже составляют прогнозы.
В Иргизском районе мы работали рядом с аэропортом. Летало много кукурузников. Здесь нельзя ошибаться. Любой туман, дымка, какое-то усиление, тут же подавали индекс-шторм.
Сейчас курирую сеть Актюбинской области. На сети двадцать одна метеорологическая станция. На тринадцати станциях установили компьютеры, работать легче.
«Информация приходит в зашифрованном виде. Ветер, давление, температура в числах – здесь вся высшая математика!»
С приходом нового директора, мужчин у нас стало больше. В отдаленных от города метео-станциях вообще работают только одни мужчины. Приезжают и живут там со своими семьями. В нашем отделе в основном коллектив женский. Раньше люди не шли сюда работать из-за маленькой зарплаты, поэтому остались одни женщины. Работа кропотливая и нужно быть очень усидчивым. Информация приходит в зашифрованном виде. Ветер, давление, температура в числах – здесь вся высшая математика! Это нужно расшифровать, подсчитать, не пропустить ошибки.
В жизни я прогнозов не делаю, как есть, так и есть.
У меня была дача, но пришлось от нее отказаться из-за частых командировок. Я живу в микрорайоне, а работа в Авиагородке. На дорогу уходит около часа. Зимой в район аэропорта автобусы вообще плохо ходят.
Дочка у меня эколог. Она категорически не хотела быть метеорологом. Знает, какая это ответственная работа. Если нет связи или не поступила информация, операторы могут ночью поднять звонком.
«Конечно, знакомые постоянно у меня спрашивают: «Какая погода на завтра?»
Наше здание шестьдесят четвертого года. Мы бюджетники, поэтому на ремонт денег не хватает. Но каждый год его планируем.
С две тысячи пятого года нет зерновых урожаев. Каждый год к нам приходят страховые компании за справками о засухе. Владельцы крестьянских хозяйств знают прогнозы на лето, но все равно сажают. Хотя если бы они прислушивались к сезонным прогнозам, то не терпели бы такие убытки.
Иногда бываю на своей родине. Раньше в Иргиз добирались сутками. Сейчас можно доехать за четыре часа. Дорога хорошая, асфальт проложили до самого Иргиза. В Иргизском районе вижусь с одноклассниками.
Кстати, зарегистрировалась в «Одноклассниках», сижу в «Ватсапе», как вся молодежь. Очень даже стало интересно. Нашла в соцсети всех своих однокурсников и бывших коллег. Переписываюсь с одноклассницей из Германии. Дочка помогла разобраться в Интернете.
Сейчас очень много Интернет-прогнозов. Но их обрабатывает машина, не все такие прогнозы достоверны. В погодные приметы метеорологи тоже не верят. Конечно, знакомые постоянно у меня спрашивают: «Какая погода на завтра?» Я отвечаю, что местами дождь, местами снег. На одну ногу надевайте калошу, а на другую – валенок.
Беседовала
Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Елена РЫШКИНА,
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Автор: Редакция