Дороги оккупировали «террористы» и иностранцы-нелегалы
Российские фуры забирают заказы у казахстанских перевозчиков. Таксисты отбирают хлеб у автобусных фирм. Государство создает оператора, который будет отвечать за весь транспорт в стране.
Бизнесмены требуют ввести санкции для заграничных дальнобойщиков
Перевозки российских и белорусских фур по территории Казахстана оставляют без работы местные фирмы.
- Мы работаем со многими казахстанскими компаниями, - говорит директор ТОО «Делдал» Мира Баймухамбетова. - Сейчас для перевозок грузов в основном нанимаются российские автомашины, это дешевле. Для кого мы создали Евразийский Союз? Для России. Интересы казахстанского бизнеса, мягко говоря, нарушены. Нужно принимать меры: закрывать границы, вводить пошлины. Так же дальше не пойдет! Вы зайдите в любой производственный двор. Вы увидите, что стоят автомашины с российскими номерами!
- Российские перевозчики совершают каботажные перевозки незаконно, - считает заместитель председателя Комитета логистики и перевозок НПП РК Юрий Лавриненко. - В прошлом году штрафы за такие нарушения увеличили в шесть раз. По существу, только поймай за руку и можно серьезно привлечь к ответственности. Со второй половины февраля каботажные перевозки стали массовым и серьезным нарушением. Границу открыли, комитет народного контроля не работает, а ребята ушлые! Россияне занижают тарифы на 30%.
- Такие же проблемы в прошлом году были в Северо-Казахстанской области, - рассказывает руководитель секретариата комитета логистики и перевозок президиума НПП РК Кайрат Мукушев. - Но транспортный контроль этого региона работает лучше, чем в Актюбинской области. Они пресекли поездки иностранцев. И в прошлом году уже жаловались иностранные перевозчики на то, что им не разрешают работать в Северном Казахстане.
Цены российских товаров и услуг повлияли на покупку казахстанского щебня.
- Никогда раньше Казахстан не завозил щебень из России, - говорит руководитель отдела сбыта ТОО «Шат - 2004» Бауржан Байрахметов. – В Актюбинской области есть Берчогурское месторождение щебня, залежи в Хромтауском районе. Но затраты на перевозку по железной дороге из Берчогура или Хромтау до Атырау намного выше, чем из Орска в Атырау. У «КТЖ» огромные тарифы. В результате щебень местного производства стал невостребованным. Весной продолжится строительство государственных автодорог, а наши люди останутся без работы. Сейчас из 150 человек у нас трудоустроено лишь 90. Орские предприниматели ездят по Казахстану и заключают договора на поставку щебня.
Фирма не может растаможить большегрузы
На встрече с представителями НПП в Актобе директор ГК «Рокос» Вячеслав Шиканов рассказал, что по программе «Даму» компания закупила за рубежом 10 сцепов «Volvo». Процедура налогообложения большегрузных автомашин в случае приобретения юридической фирмой, в законе не оговорена.
- Машины второй месяц стоят, процент щелкает, а через 45 дней заканчивается срок растаможки, - говорит Вячеслав Шиканов. – Нас могут оштрафовать, а автомашины изъять в доход государства.
Гости из Астаны обещали поднять проблемы бизнесмена в столице и помочь предпринимателю.
Перевозчик пассажиров по маршруту Актобе-Уил назвал таксистов «террористами»
- Я работаю на маршрутах Актобе-Уил, Актобе-Хлебодаровка, - рассказывает частный предприниматель Канат Ермухамбетов. – Таксисты постоянно демпингуют и мешают нам работать. Они не содержат ни механиков, ни медиков, не платят налоги, не закупают вместительных автобусов. Мы стольким людям даем работу, а в результате страдаем. У нас не таксисты, а «террористы» какие-то!
Директор ТОО «Керуен» Асылбек Егизбаев, который обслуживает маршрут Актобе-Хромтау тоже уже отчаялся бороться с нелегальными перевозчиками.
- Сейчас наша автотранспортная отрасль находится в глубоком кризисе, - убежден генеральный директор Союза автотранспортников Казахстана Сабит Аманбаев. – Парк автомашин на 65% изношен, финансовое состояние слабое, нормативная база никуда не годиться. Мы хотим создать прогрессивную нормативную базу. Сейчас ставится вопрос освобождения перевозчиков от корпоративного налога и налога на добавленную стоимость. Только по Алматы в 2013 году общественные перевозчики получили убытки в размере 577 миллионов тенге и заплатили в то же время НДС и КПН в размере 433 миллионов тенге.
Ученые мужи из Астаны согласились, что решение проблемы нелегалов на дорогах опять же лежит во власти ведомства транспортного контроля.
«КТЖ» ответит за всю логистику в стране
- На базе НК «КазахстанТемирЖолы» по поручению президента создается транзитно-транспортный логистический оператор международного уровня, - сообщает заместитель председателя Комитета логистики и перевозок НПП РК Юрий Лавриненко. – Цель – выполнение Казахстаном функций транзитного хаба международного уровня. «КТЖ» уже получил в управление морской порт «Актау», сейчас его активно развивают, приобрели два сухогрузных судна. Они пытаются занять на Каспии основную долю перевозок. 11 аэропортов передали в управление «КТЖ». Компания стала мультимодальным оператором. Когда выходит такой крупный игрок, идет изменение ситуации. В связи с этим мы создали площадку, чтобы решать проблемы бизнеса, который работает в области перевозок в Казахстане.
Начинаются закупы государства на 8 триллионов тенге
- Сейчас начинается всякого рода закуп, - говорит заместитель председателя Комитета логистики и перевозок НПП РК Юрий Лавриненко. - Государство будет проводить конкурсы на сумму около восьми триллионов тенге. Сейчас рассматривается введение отраслевых требований, обсуждаются точечные меры поддержки местных производителей. Будут закрывать рынок и ограничивать доступ определенных товаров.
- На транспорте ввели проект народного контроля, - говорит генеральный директор союза транспортников Казахстана Kazlogistics Канат Альмагамбетов. - Система работает таким образом, что мы принимаем письма от бизнеса в комитет таможни, МВД и другие органы. Отправляем их за своей подписью. Мы сохраняем анонимность для заявителя, который пишет о своей проблеме. В дальнейшем мы контролируем, как решается этот вопрос. Сегодня многие бизнесмены боятся обращаться в госорганы напрямую. Говорят, что и так много проблем, а после жалоб их вообще не оберешься.
После полуторачасовой встречи с бизнесменами, гости из Астаны разбились на группы и еще долго обсуждали проблемы транспортной отрасли.
Татьяна ТОКАРЬ
Автор: Редакция