Актюбинской области – 1,5 миллиарда долларов инвестиций
Такая сумма вливаний в экономику будет привлечена в наш регион. На международном форуме «AKTOBE INVEST-2015» подписали тринадцать соглашений.
Елена РЫШКИНА
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Около ста потенциальных инвесторов из десяти стран приняли участие в третьем международном инвестиционном форуме. Среди них были представители из Индии, Турции, Китая, Италии. С казахстанской стороны участвовало пятьдесят компаний.
От правительства и министерства выступали министр энергетики Владимир Школьник, министр здравоохранения Тамара Дуйсенова, главный эксперт Комитета по инвестициям Гаухар Шекербекова.
Ключевой темой форума стало возрождение Великого Шелкового пути как основы экономического сотрудничества. Казахстан должен стать мостиком между Европой и Азией.
Новые скоростные поезда
Первым выступал аким Актюбинской области Бердибек Сапарбаев. Руководитель региона отметил важность строительства дорог. Завершено создание международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» по Актюбинской области, протяженностью 628 км. Ведется строительство дорог, соединяющих центральные регионы с западными областями.
- Поднимается вопрос о возрождении Великого Шелкового пути, - говорил Бердибек Сапарбаев. - Мы должны это максимально использовать для развития транспортного потенциала. И самое главное – создавать условия для наших инвесторов. Больше шестисот километров дороги «Западная Европа - Западный Китай» проходит по территории нашей области. В следующем году начнется строительство дороги «Актобе-Атырау-Астрахань». Также идут переговоры по строительству трассы «Актобе-Орск».
- За пять лет общий объем инвестиций в развитии транспортной инфраструктуры области составил более 400 миллиардов тенге, – сообщил президент АО «НК «КТЖ» Аскар Мамин.
- Более пятисот миллиардов тенге – общий объем инвестиций. Это выделенные деньги на производственные, логистические проекты, проекты железнодорожной инфраструктуры, развития сети автомобильных дорог. Выделен земельный участок для строительства электросталеплавильного завода.
В начале следующего года у нас есть несколько экспортных контрактов на поставку рельсобалочной продукции в пределы Казахстана, что существенно увеличит экономический потенциал. В настоящее время по Актюбинской области курсируют 32 пассажирских и пригородных поездов. Планируется запуск еще пяти новых скоростных поездов: «Алматы-Мангышлак», «Астана-Мангышлак», «Астана-Уральск», «Актобе-Атырау», «Актобе-Мангышлак».
В Актюбинском регионе уникальная минерально-сырьевая база, на которой насчитывается около 340 месторождений. По словам акима, мы занимаем одно из ведущих мест по всем запасам. Территория Актюбинской области – около трехсот тысяч квадратных километров. Сельхозугодий на миллион гектаров, из них – 600 тысяч пашенных земель. Есть возможность продавать свою продукцию в соседнюю Россию.
- По импортозамещению большой спрос в Казахстане на кальцинированную соду, - подчеркнул Сапарбаев. - Актобе потребляет более 120 тысяч тонн кальцинированной соды в год. Второе направление – экспорт. У нас большое поголовье мелко-рогатого и крупно-рогатого скота. Ежегодно поголовье увеличивается. В области достаточно сырья для переработки мясной продукции.
Легализуют сжиженный газ
Министр энергетики Владимир Школьник назвал Актюбинскую область воротами в Европу, в прикаспийский регион и в страны Ближнего Востока.
- Поэтому регион является очень привлекательным для инвесторов. К тому же для инвестиций созданы все условия. Казахстан продолжает активно участвовать во всех интеграционных процессах Евразии. Ситуация в нефтяной отрасли мира не самая благоприятная. Средние цены, по сравнению с прошлым годом, уменьшились в два раза. В нашей стране – 99 долларов за баррель. Это не могло не оказать влияния на работу всех наших нефтедобывающих компаний.
Министр прокомментировал опасения по поводу повышения цен на бензин.
- Казахстан производит 2,5 миллиона тонн сжиженного газа, - объясняет Школьник. - Сейчас идет некое распределение между областями, но это делают сами заводы, которые производят. Здесь надо энергично работать руководству области, бизнесу. Министерство готово в этом деле помогать. У нас в планах легализация рынка сжиженного газа, чтобы не было никакого дефицита. То, что сжиженный газ должен быть использован для транспорта, нужно для улучшения экологии и повышения экономичности, уменьшения транспортных расходов. Цены на бензин АИ-92 формируются рынком. У меня лично были ожидания, что цены станут выше.
Сейчас бензин стоит 128 тенге. Обращаю внимание, что мы производим 2 миллиона тонн 92-го бензина. 1 миллион тонн завозят в большинстве из России, немного из Китая. Понятно, что рынок бензина формируется соответствующими ценами там, где мы его покупаем с учетом налоговых платежей. Стоимость будет зависеть от соотношения рубля к доллару, тенге к рублю и зависеть от налогового режима. Я сам лично не ожидаю, как автолюбитель, повышения цен на бензин.
Новотроицкий завод на сырье Хромтау
В Актобе действуют более 700 предприятий с участием иностранного капитала. По словам губернатора Оренбургской области Юрия Берга, сегодня в регионе работают свыше ста совместных казахстанско-российских предприятий. Оренбург как и прежде остается добрым соседом для Актобе.
- Для Оренбурга сотрудничество с казахстанскими коллегами – это традиция, начало которой положено три столетия назад. Сегодняшний форум – очередной шаг сближения российской и казахстанской экономики. Я лет десять посещаю актюбинские форумы. Вижу, как преображается регион, все больше интересных мероприятий.
Со многими руководителями предприятий знаком давно. Предприятия Актюбинской области активно инвестируют в экономику Оренбуржья. У нас зарегистрировано сто предприятий с участием казахстанского капитала. С компаниями Актюбинской области активно работают предприятия топливно-энергетического, металлургического и машиностроительного комплексов. Это прекрасная основа для укрепления экономических связей. Та граница на протяжении двух тысяч километров была и будет границей дружбы. Все эти годы мы не разделяли наши отношения.
В своем выступлении Юрий Берг отметил, что Новотроицкий завод хромовых соединений уже на протяжении 60 лет работает на сырье Хромтау.
За последнюю пятилетку Актюбинский регион занимает третье место по инвестиционным проектам, было реализовано более 70-ти. В этом году создано восемь производств.
Бизнесмены задают вопросы
На форуме у предпринимателей была возможность обратиться к акиму области Бердибеку Сапарбаеву.
- Я - первый предприниматель, который открыла в городе театральную школу с казахским и русским языками обучения, - рассказывает директор «Радуга-Актобе» Райгуль Мукашева. - В нашей школе хотят обучаться дети с ограниченными возможностями. Но у нас нет отдельного здания, мы арендуем третий этаж. Естественно, там отсутствуют пандусы. Какие льготы могут предложить местные власти в поддержку развития культуры?
На вопрос Райгуль Мукашевой ответили, что сектор частного образования входит в дорожную карту бизнеса 2020, где можно воспользоваться всеми инструментами: грантами, гарантиями и другими видами поддержки.
Директор «ASY» Тимур Умерзаков пришел на форум, чтобы узнать о государственных программах для предпринимателей.
- Когда открывал свое дело, брал кредит, по сути, начинал с минуса. Не было никаких спонсоров. Мое производство находится в поселке Сазда. Я слышал, что сейчас идет сильная поддержка предпринимателям, хотел об этом больше узнать.
Никелевый и цементный заводы
В завершении инвест-форума было подписано 13 меморандумов. Свои подписи поставили: НПП «Атамекен», АО «НУХ «Байтерек», АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «КазТрансГаз», компания «Хуасинь цемент», АО «Холдинговая группа «АЛМЭКС», АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства» и другие компании на общую сумму – 1,5 миллиарда долларов.
К слову, в нашей области в скором времени планируется построить никелевый завод и мини-завод по переработке попутного газа в углеводородную жидкость. Около четырех миллиардов тенге вложат в строительство цементного завода.
В форуме участвовало около 360 человек.
Автор: