Кафе и рестораны вынуждены снижать цены, чтобы удержать клиентов в кризис
Стоимость закупаемых продуктов выросла на 35 процентов. Алкоголь подорожает на 45%. Общепит переходит на российские морепродукты, теряет прибыль, но держится.
Ренат ТАИПОВ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ
Предприятия общественного питания вплотную столкнулись с последствиями обвала тенге и антироссийских санкций. О выживании в кризисных условиях рассказывает директор ТОО «Фуд сервис Актобе», управляющая кафе «Кунжут», Людмила Филатова.
- Цены выросли, хоть и пытается антимонопольный комитет их сдерживать, на 30-35 процентов. Больше всего подорожали так называемые товары первой необходимости – масло, сахар. Не знаем, что ожидать от хлеба, потому что цены отпустят в свободное плавание. Крупы очень сильно подорожали. Не поймем, почему такие цены: две недели назад гречка была 328 тенге, потом, по какой-то причине, она стала 206 тенге. Затем опять подорожала. То же самое и с растительным маслом: то пятилитровка поднималась в цене до 1 500 тенге, затем цена упала.
Новый удар
Положение кафе и ресторанов усугубится с начала года.
- Все оптовые поставщики официально извещают, что с нового года цены еще повысятся, - говорит Людмила Филатова. - Поставщики алкогольной продукции уже поставили в известность: стоимость продукции вырастит на 45 процентов.
Повернулись с запада на восток
Цены на морепродукты директор ТОО «Фуд сервис Актобе» уже называет заоблачными.
- В японской кухне мы в основном работаем на норвежском лососе. В связи с тем, что в России санкции, а поставки шли через Россию, мы все постепенно переходим на Владивосток. До кризиса лосось покупали по 1 520 тенге, сейчас по 2 400 тенге. По качеству, могу сказать, продукция стала даже лучше. Норвежский лосось, пока к нам сюда доезжал, несколько раз размораживался, перезамораживался. А теперь поставщики продукции из России видят, что нужно держать марку.
Кому хуже?
Число предприятий общепита в Актобе неуклонно росло. На одном только проспекте Санкибай батыра открылись не менее пяти заведений.
Людмила Филатова объясняет, что при прогнозе дальнейшего развития ситуации в кризис необходимо учитывать наличие двух форм работы. Одни предприятия работают ежедневно, другие обслуживают конкретные торжества.
- Многие заведения работают, как тойхана. Они не рассчитаны на каждый день. Однозначно будет спад, но то, что будут закрываться крупные заведения – сомневаюсь. Сложнее работать заведениям, которые работают каждый день. Тем не менее, думаю, будем держаться. Конечно, несем потери, но в связи со всеми этими событиями мы вынуждены идти даже на снижение цен для того, чтобы не потерять клиентов. Когда доллар подскочил до 304 тенге, спад в посещении произошел ощутимый, люди сильно напугались. Но сейчас такого снижения уже нет.
Автор: