В реки с бульдозером: в Актобе хотят углубить дно Илека и Каргалы

На это планируется выделить почти 5 млрд тенге.
В плане мероприятий по охране окружающей среды Актюбинской области предусмотрены расчистка, дноуглубление и берегоукрепительные работы в русле реке Илек от створов Актюбинского водохранилища до поселка Курайли. Те же работы планируют провести в реке Каргалы от поселка Садовое до места впадения в Илек.
Аргументируют эти меры необходимостью избежать чрезвычайные ситуации в паводковый период и тем, что они нужны «для орошения сельхозугодий». Работы запланированы на 2026-2027 годы и потребуют почти 5 млрд тенге.
Это планы вызвали возмущение у актюбинских экозащитников, они вспомнили скандальный проект расширения русел рек в Актобе, закончившийся уголовными делами и непоправимым ущербом экологии.
- Состояние экологии у нас такое, что оно не является условием для комфортного проживания в регионе, - говорит директор ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин. - Многочисленные программы, которые у нас действуют, особенно связанные с водой, нужно пересматривать, они нанесли нам громадный ущерб. Взять тот же проект расчистки русел 8 рек в Актобе, где были открыто 7 уголовных дел, этот проект слит. Затопление города будет продолжаться, потому что нарушен рельеф, плюс варварская добыча ресурсов идет (на реках).
Александр Мандрыкин считает, что никаких дноуглубительных работ проводить на руслах рек нельзя. Достаточно провести ручную очистку от мусора, сухих деревьев, искусственных насыпей, чтобы вода в период половодья текла беспрепятственно.
- Нужно объединить все программы по воде в одну, и называться она будет «рельефно-ландшафтное оздоровление наружных и скрытых источников на водоносных участках». Надо проходить от границы к границе, от точки к точке, и возобновлять места протока воды, водосбора. Русла сейчас размыты. Вся вода, которая нам поступает весной, уходит на испарение. В итоге мы имеем дисбаланс, сначала бурно проходящие потоки, а потом маловодье. На лицо признаки истощения водного баланса. Бульдозером не сдвинем воду, надо восстанавливать рельеф, тогда уведем воду от города, и не надо тратить большие деньги, - продолжил Александр Мандрыкин.
Проект Тажгалиева в силе?
Руководитель отдела управления природных ресурсов и регулирования природопользования Бекболат Нурашев ответил, что эти мероприятия запланированы по причине угроз затоплений во время паводка.
- Мы пока включили в комплексный план, это необходимо было после паводка в прошлом году, и до этого был паводок, поэтому необходимо определить, что надо делать на этих участках. Пока вопрос только разработки ПСД стоит, - говорит Бекболат Нурашев.
- А что с проектом Еркина Тажгалиева по расширению русел 8 рек в Актобе?
- Это другой проект, на корректировку сдали его, пока еще нет заключения, - ответил Б. Нурашев.
Автор: Артур Сайын