«В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов»
Марат МУНАЙТПАСОВ, отличник налоговой службы РК
Партия сказала: «Надо»
Приехав в Казахстан на празднование 20-летия начала освоения целины, тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Брежнев поставил перед своими казахстанскими коллегами новую задачу – увеличить поголовье овец в республике с 32 миллионов до 50 миллионов голов. Партия сказала «надо», комсомол взял под козырёк, а народ, как тогда было принято, «с воодушевлением» поддержал. И мне, как и многим другим выпускникам сельских школ, вне зависимости от уровня успеваемости, пришлось идти работать в совхоз чабаном - пасти овец, заготавливать для них корм, строить загоны, короче, создавать все условия, чтобы росло их поголовье. Я работал в комсомольско-молодежной овцеводческой бригаде «Жас Жигер» совхоза «Айшуак». Бригада была хорошая, передовая. Впоследствии наш наставник Скак Абдуллин стал полным кавалером ордена Трудовой Славы.
После того, как я отработал чабаном положенные 2 года, меня призвали в ряды Советской Армии, а по возвращении домой - избрали секретарём комитета комсомола совхоза «Жанаконыс», «вожаком сельской молодежи». Через год я стал вторым секретарем Шалкарского райкома комсомола, потом - первым секретарем, и дальше стал расти по карьерной лестнице уже в партийных организациях.
Налоги раньше независимости
В начале 90-х годов вышло постановление Совета министров Казахской ССР о создании налоговой службы. Я к тому времени успел окончить заочно Алмаатинский институт народного хозяйства, и полученная мной там специальность экономиста вполне соответствовала должности начальника районной налоговой инспекции. И можно так сказать, что я руководил шалкарской фискальной службой с самого момента её создания.
Само существование налоговой службы в Казахстане начинается с 9 июля 1991 года, когда Президент Казахской ССР подписал соответствующий указ. Была сформирована государственная налоговая служба, которая включала главную государственную налоговую инспекцию и инспекции в областях, районах и городах. Эта дата, 9 июля, впоследствии стала нашим профессиональным праздником - Днём работника налоговой службы.
Интересно, что казахстанская налоговая служба была учреждена ещё до последовавшего затем провозглашения независимости Казахстана.
Начало
В самом начале нас в Шалкарской районной налоговой инспекции было всего 9 человек: все сидели в одном кабинете, и на всех было 6 столов, за которыми приходилось садиться работать по очереди. При этом был всего один проводной дисковый телефон. Всё подсчитывали на обычных бухгалтерских счётах, лицевые счета и другие документы писались вручную.
Но это было тяжёлое время для всех. Денег не было. Бывали случаи, когда по 5-6 месяцев людям не платили зарплаты и пенсии. Многие предприятия обанкротились. В то же время мы должны были собирать налоги с этих предприятий. А на их расчётных счетах никаких денег не было - процветали всеобщие товарообменные, так называемые, бартерные операции. А за бартер не посчитаешь и не получишь налоги. И нам приходилось арестовывать имущество совхозов, продавать его на аукционах, и вырученные деньги забирать в бюджет. Даже были такие случаи, когда мы в совхозах забирали скот и продавали его на местном базаре. И эти деньги перечисляли в бюджет за счёт налоговых задолженностей этих хозяйств.
При этом в самом начале никто нашу службу всерьёз не воспринимал. Однако главной проблемой было не это - отсутствовал какой-либо закон, на основании которого мы могли бы организовать свою деятельность. Мы работали по инструкциям, которые были написаны еще во времена СССР. В Москве выпускали инструкции для всей большой страны по каждому виду налогов. Иногда эти инструкции противоречили друг другу.
С министром З.Какимжановым.
Налоги веселые и не очень
В интернете есть информация о разных нелепых налогах, которые были или существуют до сих пор в разных странах – на тень, на пыль, на шляпы и так далее.
Советский Союз в этом плане тоже не был исключением. Многие, наверное, уже не помнят, что был такой обязательный налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан - его платили незамужние девушки и неженатые мужчины. (введён он был в 1941 году, чтобы пополнять бюджет дополнительными средствами для поддержки многодетных матерей). И что интересно: девушки, выйдя замуж, сразу переставали платить этот налог. А мужчины продолжали платить, пока у них не появится один ребенок. Острословы называли этот налог «налогом на яйца».
Одним из первых шагов налоговой службы нашего независимого государства стала отмена этого налога. Хотя в 2014 году казахстанские демографы выступили с предложением его вернуть: они полагали, что это сможет стимулировать рождаемость в стране. К счастью, их инициативу не приняли – она противоречила 18-й статье нашей Конституции о неприкосновенности частной жизни.
Ещё пытались вводить налог на владельцев собак и кошек. Там была даже специальная инструкция, как обложить налогом четвероногих питомцев. Ну, это всё можно списать на «болезни роста», период становления. Не знали, что делать, поэтому, наверное, и бросались из одной крайности в другую.
Кстати, уже тогда, в конце 90-х годов казахстанские налоговики замахнулись на то, чтобы ввести всеобщее декларирование доходов. Первоначально его планировали запустить в 2002 году, но сроки несколько раз переносились. Оказалось, что не только население было не готово к этому, но и соответствующие государственные органы. С тех пор прошло почти 30 лет, однако полное осуществление данной инициативы так и не состоялось.
«Налог на искусство»
В Шалкаре всегда успешно развивался бизнес ведущих на различных семейных торжествах. Тамады зарабатывали немалые деньги, но не хотели регистрироваться, не хотели платить налоги, и мы начали работу по их, так сказать, выявлению. И один из них написал жалобу в местную газету, в которой в результате появилась «разгромная» статья. Центральной темой в ней был то ли вопрос, то ли утверждение: «Где это видано, чтобы искусство облагали налогом?»
Пришлось вступить с ними в полемику и разъяснить, что мы облагаем налогом не саму деятельность, а получаемый доход. Для нас не имеет значения, каким образом человек зарабатывает: будь то такси, торговля или работа тамадой на свадьбах - главное, что он получает доход, который подлежит налогообложению. Между тем, в то время они должны были платить налог размером всего 3% от своего дохода и даже с этим не были согласны. В итоге всех их зарегистрировали, как предпринимателей.
В ногу со временем
Постепенно, в конце 90-х начали уже всех привлекать к уплате налогов. И люди понемногу стали сами понимать, что налоги надо платить.
Мы внедрили регистрационный номер налогоплательщика - РНН. Для этого обходили все дома, собирали данные, заполняли на каждого специальную анкету. Потом сидели до поздней ночи в своей конторе и забивали эти данные в компьютер, который выдавал в ответ такие зелёные листочки с РНН. Мы их подписывали, и на следующий день опять ходили по домам, чтобы теперь раздать готовые РНН. Всех надо было охватить, всем надо было этот регистрационный номер выдать. И этим занимался как раз налоговый орган.
Тогда же мы начали внедрять цифровизацию налогового администрирования, была создана интегрированная налоговая информационная система. Сначала ввели РНН, потом все лицевые счета стали вести в электронном виде. Смысл системы был в том, что налогоплательщик и налоговый работник не должны видеть друг друга, не должны знать даже, кто он такой. Есть Кабинет налогоплательщика, сидишь дома, открываешь компьютер - и всё там видно: сколько и за что нужно заплатить.
О налогах
Одному из бывших президентов США Бенджамину Франклину (тому, что изображён на 100-долларовой купюре) приписывается выражение, что «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». При этом, оказывается, нигде в мире нет идеальной налоговой системы: тем, кто платит налоги, всегда кажется, что они платят много, а тем, кто собирает, - что мало.
В нашей стране в 1995 году впервые приняли Налоговый кодекс, куда объединили все налоги. Но с тех пор в этот кодекс было внесено очень много изменений и дополнений. На мой взгляд, это неправильно. Для налоговой политики государства, в первую очередь, важно, чтобы она была стабильной. А когда всякий раз вносятся изменения и дополнения, то, во-первых, это снижает деловую активность граждан. Во-вторых, это отпугивает иностранных инвесторов, которые вкладывают свои деньги на развитие предприятий в нашей стране - они должны быть уверены, что действующее налоговое законодательство здесь будет действовать неизменно. А у нас постоянно вносятся изменения и дополнения.
Потом, налоговый кодекс у нас очень громоздкий, и все налогоплательщики это понимают. И даже сотрудники налоговых органов, которые каждый день этим занимаются, и то не всё в этом кодексе знают. У них работа распределена так, что каждый хорошо разбирается, в основном, только в своём направлении: по налогам, по проверке, по работе с задолженностью и так далее. А налогоплательщики, индивидуальные предприниматели должны знать всё.
Поэтому было бы лучше это всё упростить. Например, с вашей зарплаты удерживается 5 видов налогов. Это индивидуальный подоходный налог, социальный налог, отчисления в пенсионный фонд, в фонд обязательного социального медицинского страхования и в фонд государственного социального страхования. Я думаю, всё это уже можно объединить в один-единый налог, и потом уже пусть государство само распределяет дальше: сколько на пенсионные выплаты направить, сколько на медицину, сколько на социальное страхование.
И ещё. Раньше, в Советском Союзе, была прогрессивная шкала индивидуального подоходного налога. И это было справедливо - если ты много зарабатываешь, то платишь больший налог, а если мало зарабатываешь, то и платишь мало. Например, человек зарабатывает 80 тысяч тенге, у него минимальная зарплата. С него удерживают 8 тысяч налога. Для тех, у кого оклад 80 тысяч, это большие деньги. Другой получает 800 тысяч и платит с них 80 тысяч налога, для него это не так заметно. Нужно внедрить прогрессивную шкалу, чтобы, допустим, тот, кто минимально зарабатывает, платил 10%, а тот, у кого зарплата больше, платил 15−20%, и так далее. Разговор об этом идёт достаточно давно, но никто не торопится внедрить. Наверное, кому-то это не выгодно.
Новый налоговый кодекс был разработан по поручению президента, его главная цель - повысить экономическую активность среднего класса, который является важным хребтом экономики. А то у нас бедные очень бедные, а богатые - слишком богатые. Среднего класса у нас мало, а в развитых странах именно он вносит наибольший вклад в производство валового внутреннего продукта, ВВП.
Поддержка и опора
Со своей будущей супругой я познакомился 50 лет назад, когда, прежде чем начать работу в комсомольско-молодежной овцеводческой бригаде, нас отправили на экскурсию в Алма-Ату по линии бюро международного молодежного туризма. Поездку группы из 30 человек организовало и полностью оплатило руководство района. Гульзада тогда закончила только девятый класс, но тоже поехала вместе с нами. А поженились мы с ней спустя восемь лет - она училась в Карагандинском медицинском институте. После работала врачом-эпидемиологом, врачом-бактериологом. В 2020 году, когда весь мир постигла пандемия коронавируса, она заболела, и её не стало. Конечно, было очень трудно пережить это, но в трудную минуту поддержкой и опорой стали наши дети.
У нас с Гульзадой четверо детей. Старшая дочь Лаура работает в китайской нефтяной компании. Она закончила университет в Алматы, а после еще обучалась во Франции, в Сорбонне, на факультете международных экономических отношений. Сын Асхат - частный предприниматель в Алматы. Другой сын, Нурхат - единственный из детей, кто пошёл по моим стопам. Он госслужащий, работает в областном акимате. Самый младший сын - Медет, у него три диплома: институты, магистратура. Но однажды он собрал все эти свои дипломы и отдал мне. И пошёл работать дальнобойщиком.
С верой в будущее
С высоты своих прожитых лет я с гордостью могу сказать, что имел честь стоять у истоков и проработать более 20 лет в такой значимой сфере, как налоговая служба Казахстана, пройдя вместе с ней все этапы её развития. Налоговая система служит на благо нашей страны.
Я верю, что у Казахстана открываются широкие горизонты - наша страна обладает огромными ресурсами, а её жители отличаются добротой и открытостью. Интернационализм стал частью нашей культуры, и представители различных национальностей живут здесь в гармонии. Я убеждён, что вместе мы сможем сделать Казахстан процветающим и успешным.
Автор: Марат Танкаев