Актюбинские предприятия терпят убытки из-за войны в Украине

Актюбинские предприятия терпят убытки из-за войны в Украине

Стало известно о проблемах с поставками запчастей и оборудования из России для актюбинского авиаремонтного завода. Ранее о задержках необходимого сырья заявили в АЗХС. Проблемы связаны с РЖД, которые отправляют большинство вагонов на нужды войны, и усиленного контроля на границе со стороны РФ.

Полномасштабная война в Украине, которую Россия ведет уже третий год, бесспорно оказала колоссальное влияние на мировую экономику в целом, на страну-агрессора в частности, и зависимых от нее государств. В число которых входит и Казахстан. Отечественные предприятия недополучают необходимого сырья для производства, наблюдаются срывы поставок товаров самого широкого спектра. Это приводит к простоям, неисполнению обязательств перед клиентами и партнёрами, увеличению издержек, а также к безвозвратным потерям.

Бизнес-среда в Актюбинской области не остаётся в стороне от этих потрясений. К тому же регион, являясь приграничным, острее испытывает эхо войны.

Об этом в региональной службе коммуникаций высказались представители Палаты предпринимателей Актюбинской области.

По словам заместителя директора по экономическим вопросам Палаты предпринимателей Владимира Сухорученко, война в Украине и последовавший жесткий санкционный режим в отношении РФ ударил по актюбинским предпринимателям. В свою очередь негативно влияет и положение, при котором экономика России тотально переходит на военные рельсы, где все нужды ориентированы на фронт, оставляя проблемы бизнеса на заднем плане.

- Говорить, что влияние (от ситуации в Украине. – Авт.) не оказало - это неверно. Естественно, влияние оказало большое. Например, в части поставок какого-либо сырья, оборудования и так далее, - говорит Владимир Сухорученко. - К нам много компаний обращаются с тем, что в рамках договорных отношений у них срываются сроки, и в текущий момент проблема сохраняется. Вместе с тем, как региональная палата, мы стараемся помочь выходить на связь с теми или иными заказчиками, писать рекомендательные письма с просьбой, учитывая те или иные обстоятельства, пойти навстречу предпринимателям, продлить сроки поставки, не применяя каких-либо штрафных санкций. Такие случаи есть однозначно, и довольно-таки много.

Завод на грани закрытия

Владимир Сухорученко затронул и ситуацию вокруг актюбинского завода хромовых соединений. Ранее газета «Актобе Таймс» писала, что предприятие оказалось на грани закрытия, а все из-за того, что испытывает дефицит соды (см. «Завод в Актобе оказался на грани закрытия» за №41 (917) от 10 октября 2024 года).

Она является важным компонентом при производстве их продукции. И закупают ее из России, а именно на башкирском содовом заводе. Как ранее объясняли представители АЗХС в беседе с репортёром «АТ», соды стало катастрофически не хватать именно в этом году. С того периода, как украинские войска закрепились в Курской области.

Заместитель председателя правления АО «АЗХС» Радий Фахретдинов говорил, что РЖД направляет все вагоны на военные нужды, а потому соду не успевают вовремя доставлять для Актобе. Так или иначе, заводу пришлось остановить работу двух цехов, сотни людей отправили домой, зарплаты пришлось сократить чуть ли не вдвое. В предприятии прогнозировали, что, если срывы поставок будут и дальше, то вполне возможно, производство придется остановить полностью. Без работы могут остаться свыше двух тысяч человек.

- АЗХС у нас градообразующая, крупная, стратегически-важная компания. Здесь проблема в том, что в качестве одного из сырья используется кальцинированная сода, - продолжил Владимир Сухорученко. - Как комментирует Российская Федерация, в связи с загруженностью железнодорожного состава, отсутствуют вагоны для поставки сырья. Но данный вопрос, учитывая стратегическое значение этого завода, находится на контроле акимата области, которым было направлено письмо в адрес МИД РК для проведения переговоров с российской стороной. В рамках данных переговоров было определено, что со стороны башкирской содовой компании будет предоставлено, если не ошибаюсь, 37 железнодорожных вагонов. А также был проработан вопрос и с Кунградским содовым заводом по поставке дополнительных вагонов из Узбекистана. На текущий момент, насколько мне известно, из России из 37 вагонов 30 поставлено, еще ожидаются дополнительные поставки. Конечно, на Узбекистан приходится малая доля, основной акцент идет на Россию. Этот вопрос остается на контроле, в том числе в Палате предпринимателей.


Самолеты и вертолеты без запчастей

Как рассказали представители Палаты предпринимателей, аналогичная проблема с поставками (правда, уже не сырья, а комплектующих для самолетов и вертолётов) наблюдается и на старейшем актюбинском авиаремонтном заводе № 406.

- К нам поступали заявления от 406 завода о том, что комплектующие запасные части они не могут получить из России, поскольку были определённые ограничения, - говорит заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Актюбинской области Руслан Куйшинов. - Мы после определённого сигнала выходим на (профильное) министерство, министерство связывается с уполномоченными компетентными органами Российской Федерации. Соответственно, те службы, которые пропускают, скажем так, данные запасные части через таможню, пограничную зону, уже осведомлены, что они поступают именно на завод города Актобе.

- Есть еще такие моменты, когда некоторые товары (сырье или комплектующие) могут определяться, как какие-то компоненты для производства вооружений и так далее. То есть, это с российской стороны так подразумевается. И, соответственно, эти товары могут быть заблокированы на границе, и могут возникнуть проблемы для того, чтобы наши производители могли их получить. По аналогии с этим как раз таки был вопрос с 406 заводом, - добавил Владимир Сухорученко.

Репортер «АТ» обращался к представителям авиаремонтного завода с просьбой разъяснить ситуацию, но руководство предприятия сообщило, что воздерживается от каких-либо комментариев.

Масштабы потерь еще не посчитаны

Количество актюбинских компаний, испытывающих проблемы из-за крупнейшего геополитического конфликта и его последствий, достоверно неизвестно.

- Цифры я сейчас не могу озвучить, это надо подсчитывать, но в целом по количеству обращений у нас за текущий момент порядка 15 обращений было в Палату за этот год. В предыдущие годы было больше обращений, порядка 20-30. Но, видите ли, к примеру, для разрешения споров по поставкам, для получения свидетельства форс-мажорного обстоятельства необходимо обращаться в уполномоченную организацию во внешнеторговую палату. Поэтому часть обращений минует нас, - отметил В. Сухорученко.




Автор: Артур Сайын

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930