Антикор заявил об отсутствии контроля в сфере ремонта и строительства дорог в Актобе и области
Дорогами в регионе зачастую занимаются компании-однодневки, за качеством никто не следит, сроки работ срывают, проекты дорожают, - это выяснила антикоррупционная служба.
На заседании межведомственной комиссии по вопросам противодействия коррупции недавно подняли проблемы качества ремонта и строительств дорог в Актюбинской области. Борцы с коррупцией привели ряд примеров, говорящих об упущении чиновниками контроля над дорожной сферы.
Первым делом представители Антикора затронули ремонт дороги Мартук-Байтурысай-Полтавка. В прошлом году на реализацию проекта было выделено более 3 млрд тенге. В итоге около 30% отремонтированного участка пришло в негодность. Как оказалось, по отремонтированному участку ездили многотонные грузовики с инертными материалами. Они предназначались для ремонта на других участках. Такая же ситуация произошла и на трассе Кобда–Сарыбулак в Кобдинском районе.
В Антикоре считают, что это случилось из-за просчета чиновников.
«Неэффективное планирование и управление процессом ремонта автодороги привело к последствиям, которых возможно было бы избежать», - отметили борцы с коррупцией.
В другом случае речь пошла о дороге Куттыколь–Жарма, которую начали строить в этом году в Иргизском районе, на сумму более 3 миллиардов тенге. В селе Жарма проживает всего 200 человек, поэтому в Антикоре поставили под сомнение необходимость этого проекта. Это при том, что в самом Иргизе (райцентре) проживает 7 тысяч человек, а в Куттыколе – 1100, в оба этих села дорог нет.
Денег не жалко?
Антикор установил, что на некоторых участках ремонт дорог необоснованно проводился по нескольку раз.
Так, например, происходило на дороге Актобе–Болгарка–Шубаркудук в 2021-2023 годах. Впервые средний ремонт там провел подрядчик ТОО «РСУ-1». Потом уже текущий ремонт провело ТОО «Ақтөбе Адал Құрылыс» и в третий раз – ТОО «Жем-Ақберген-Құрылыс». Так, на необоснованный ремонт в 2022 году потратили 13,3 млн, а в 2023 – 15 млн тенге.
Аналогичные махинации наблюдались и на конкурсном этапе. К примеру, в 2021 году на дороге Бестау–Жарсай (Хобдинский район) провели средний ремонт на участке 56-69,1 км. Бюджету это обошлось в более чем 437 млн тенге. Работы были приняты. Но в 2023 году районный отдел ЖКХ включил этот же отрезок в другой конкурс по ремонту дорог.
В антикоре считают, что это могли сделать для дальнейшего хищения средств или «компенсирования ранее невыполненных работ».
Ни техники, ни людей
Акиматы как в районах области, так и в городе Актобе, по данным ведомства, допускают к конкурсу компании, у которых нет своей техники и рабочих. Не контролируют работу субподрядчиков.
К примеру, ТОО «ТенгриСтройИнвест» получило подряд 20 проектов на ремонт дорог в Мугалжарском, Темирском, Кобдинском и Шалкарском районах на 3,6 млрд тенге. У ТОО штатная численность, как выяснили борцы с коррупцией, до 5 человек. За ним не зарегистрирована никакая техника. Схожая компания, ТОО «Батыс Асфальт», получила 4 проекта в Иргизском и Мартукском районах на сумму более 435 миллионов тенге.
«Вместе тем, анализом установлено, что акиматами города Актобе и районов проводятся конкурсы на проекты по ремонту автомобильных дорог без проведения ведомственной экспертизы. Так, акиматом города Актобе в 2023 году по 6 проектам на общую сумму 644,2 млн тенге не проведена установленная законом госэкспертиза», - заявили борцы с коррупцией.
Срывают сроки
Подрядчики то и дело срывают сроки по ремонту дорог. Сейчас разгорается скандал с дорогой Шалкар-Бозой. В мае прошлого года за капремонт этой дороги за более чем 3 млрд тенге взялось ТОО «TOLAGAI–2050». Борцы с коррупцией выяснили, что за полтора года с начала реализации ремонта были проведены лишь земляные работы, и то не в полном объеме. А управление автодорог не предъявляет претензий к подрядчику. Вместо этого стало продлевать срок договора.
Ситуация также сложилась и с ремонтом дорог в Иргизском районе, речь идет о дороге Иргиз–Куттыктоль и проездной дороге к селу Курылыс. В 2021 году районный акимат заключил договор с ТОО «Абай-Б» на 1,5 млрд тенге, ремонт должен был пройти за 10 месяцев. Проект затянулся, работы не завершены. Фирма успела освоить часть денег. Трижды акимат через суд пытался признать компанию недобросовестной в прошлом году. Но почему-то иски отозвал, снова подал через некоторое время. Срок исковой давности, пока чиновники медлили, истек.
«Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о лоббировании акиматом интересов подрядной организации заказчиком», - отметили борцы с коррупцией, призвав начать служебные расследования в отношении нерадивых чиновников.
Некому контролировать
Контроль качества за ремонтом дорог тоже оставляет желать лучшего. На участке дороги Донское–Бадамша асфальт умудрялись стелить без битума. Все это должны были контролировать инспекторы технадзора, но их там не нашли. Об этом доложили в управление государственного архитектурно-строительного контроля Актюбинской области (ГАСК). Как отметили в Антикоре, ГАСК, вместо принятия мер, занимается отписками. Как выяснилось, за инспекторами по технадзору закрепляют сразу несколько участков, зачастую отдаленных друг от друга. И они не успевают следить за качеством работ.
В департаменте агентства по противодействию коррупции по Актюбинской области в заключение отметили, что ответственное за дорогами в регионе управление утратило контроль.
«Управление автодорог допустило отсутствие общего контроля за реализацией государственной политики в сфере строительства автомобильных дорог, тем самым создало условия для коррупционных рисков по некачественному строительству и ремонту, привлечение недобросовестных поставщиков, вывод средств через субподрядные организации», - сообщили борцы с коррупцией.
Автор: Артур Сайын