«Я просто сделал свою работу»: пенсионер, спасший Актобе от затопления, дал интервью «АТ»
Техник-механик по специальности Шынгыстау Абдиев более 30 лет проработал на Актюбинском море крановщиком. В декабре прошлого года он вышел на пенсию. Но 28 марта, во время паводка, когда в море собрались огромные объемы воды, к пенсионеру пришлось обратиться руководству «Казводхоза». Потому что работники, оставшиеся на плотине, не смогли сдвинуть кран для открытия второго шлюза. Пришедший на помощь ветеран труда сумел открыть шлюз и предотвратил катастрофу.
Трудовая семья
Я вырос в семье, где основной ценностью всегда считался труд на земле. Мой отец, который прошёл войну, работал чабаном в посёлке Табантал Хромтауского района. Мать ему помогала, а ещё занималась домашним хозяйством. Нас, детей, в семье было четверо, я был среди них самым младшим. Сейчас в живых остались только я и сестра Айгуль. Родители, старший брат Мангыстау и сестра Нурия в разное время ушли из жизни. В Табантале я закончил школу и до службы в армии работал в совхозе трактористом.
Свою будущую супругу Разию я знал ещё со школьных лет, правда, тогда не обращал на девочек младше себя внимания. Зато, вернувшись со службы в армии, обнаружил, что вчерашние девчонки повзрослели и стали привлекательными девушками. Мы решили с ней создать семью, и с тех пор живём вместе уже 41 год. У нас трое детей: старшая дочь Мира, сын Нурхат, он, как и я, работает в сфере водного хозяйства, а младший Айтас – педагог, завуч по военно-патриотическому воспитанию в школе. У меня семеро внуков, старшему из которых 16 лет, а младшему всего два месяца.
Гордость за земляков
В 1979 году меня призвали в армию. Служил в России, в закрытом городе Саров на границе Мордовии и Горьковской области. Там был размещён (в те времена строго засекреченный) объект по разработке ядерного оружия - институт экспериментальной физики, и в документах этот город назывался Арзамас-16. Там я и прослужил два года, охраняя ядерные реакторы, созданные ещё в 1947 году под руководством великого советского учёного Курчатова.
Кстати, тогда, в армии, я, помню, очень гордился нашим городом Актюбинском, потому что здесь был завод «Актюбрентген», поставлявший высокоточное оборудование для этого института.
Проходя службу в армии, я готовился поступить в вуз вместе с другими сослуживцами, но так получилось, что моя престарелая мать не разрешила мне далеко уезжать. В то время у нас был очень хороший руководитель хозяйства, Валерий Иванович Попов, который пообещал мне, что, если я отработаю лето в совхозе, то осенью он мне обязательно поможет поступить в техникум.
Комсомол - не только возраст
По направлению от совхоза я поступил в Уральский техникум механизации сельского хозяйства и успешно его закончил. Обучение давалось мне легко, возможно, потому что я вырос среди техники и с детства был в ладах с ней.
После окончания техникума вернулся в свой родной посёлок, где какое-то время проработал механиком-контролёром, а затем стал специалистом в области сельскохозяйственной техники. В то время в Казахстане активно внедрялись новые технологии в селе, и мы сосредоточились на освоении поливных участков, включая проект по строительству водохранилища в Магаджановском совхозе (оно разрушилось во время паводка в этом году). Я принимал участие в этом проекте и занимался обслуживанием поливной техники.
Ещё некоторое время спустя меня освободили от основной работы, и последующие два года я работал секретарём комсомольской организации - у нас тогда много молодежи было в совхозе, и нужно было её идейно вдохновлять на трудовые подвиги.
Мне всегда было легко находить общий язык с людьми в разных коллективах. При этом я старался не обижать молодых и мотивировать их на продуктивную работу, несмотря на то, что разные программы зачастую не приносили результатов.
Я поддерживал изобретателей и молодых специалистов, которые могли любую технику по-своему настроить, чтобы она работала более эффективно. Было обычным правило, что когда поступает в совхоз новая техника, то её, в первую очередь, должны получать более опытные работники, но молодежь также стремилась проявить себя и достигать успехов, поэтому я старался чтобы всё было по справедливости. Сейчас об этих моментах часто вспоминают: «Помните, Шынгыс-ага, как вы нам помогали?» Это всегда приятно слышать спустя столько лет.
В 1988 году я переехал в Актобе, начал трудиться на Актюбинском водохранилище. И на протяжении 36 лет работаю здесь.
Вода - это жизнь
Источником жизни является вода – это общепринятая истина. Поэтому я считаю, что работа в водном хозяйстве очень важна для людей, а для меня это, как бы сказать, вообще стало частью жизни.
Вокруг Актобе построена целая сеть водохранилищ - Актюбинское, Каргалинское, Саздинское. Это все было построено для того, чтобы улучшить жизнь актюбинцев. Запасы воды, которая поступала весной, раньше уходили впустую вниз по реке, и мы пользовались только той, что оставалась в реке. Благодаря тому, что построили водохранилища, мы весенней водой пользуемся всё лето, весь, можно сказать, поливной сезон.
Актюбинское водохранилище накапливает воду по весне, потом его все лето сбрасывает, но она не уходит понапрасну, а по дороге ее получают садоводы, крупные крестьянские хозяйства и производства.
Сейчас у нас новые ирригационные системы создаются, в перспективе есть планы построить еще одно водохранилище, потому что мы должны оптимально использовать воду.
Большая вода
Основной приток воды у нас наблюдается весной, когда тает снег. При этом каждый год вода приходит по-разному, в зависимости от природных факторов. Например, если осень была дождливой, а зима холодной, то вода пропитывает землю и замерзает. Потом весной, когда снег начинает таять, первая поступившая талая вода не может уходить в промёрзшую и ещё не оттаявшую почву, а сразу устремляется в реки и балки, заполняет их, постепенно двигаясь к нам.
Да, у нас большая площадь сбора воды, водохранилище предназначено для её накопления. Но иногда таяние происходит слишком быстро: под воздействием весеннего солнца земля прогревается, снег тает стремительно, и вода с большой силой обрушивается на наше сооружение. В такие моменты нам необходимо оперативно сбрасывать избыточную воду, чтобы не нарушить баланс и защитить водохранилище от повреждений.
В этом году мы столкнулись с подобными природными катаклизмами почти по всему Казахстану. Непрерывные дожди осенью и зимой привели к тому, что земля напиталась водой, которая зимой промёрзла, и весной это создало серьезные проблемы, даже в высоких районах. Наше Актюбинское водохранилище также заполнилось почти мгновенно, нам пришлось срочно сбрасывать воду.
Просто работа
Максимальная норма для приёма воды в Актюбинском водохранилище составляет 245 миллионов кубометров. Эти объёмы могут и должны оставаться у нас, тогда как лишняя вода должна сбрасываться. Однако в этом году мы столкнулись с двойным объемом, и нужно было своевременно избавиться от избыточной воды.
В начале нового 2024 года я вышел на пенсию, как говорят, «на заслуженный отдых». А весной пришла большая вода, и возникли проблемы с механизмами плотины, необходимо было быстро реагировать. Квалифицированного специалиста на месте не оказалось, а тем, кто был, возможно, не хватило каких-то навыков или опыта. Позвали меня на помощь, и я сразу пришёл, это же моя привычная работа.
Я не сделал ничего сверхъестественного: просто оценил ситуацию и понял, где возникли неполадки. Потом постепенно, поэтапно начал запускать двигатели. В весенний период, после зимы, механизмы нужно запускать постепенно, потому что электродвигатели требуют прогрева и просушки - где-то может быть лёд, где-то вода попала. Если попытаться запустить их сразу, то это может привести к сбоям в их работе, они могут даже попросту перегореть. Тогда бы мы потеряли вообще уйму времени на то, чтобы заменить двигатель.
После того, как был запущен двигатель крана, обнаружилось, что не открываются тормозные колодки – кран на тормозах, и, чтобы его передвинуть, надо снять тормоз, а двигатели тормозных колодок тоже оказались замёрзшими. Кран нужно было передвигать, чтобы открыть второй шлюз для спуска воды, а за ним третий, если будет необходимость. Всего в плотине 5 шлюзов, пропускная способность одного шлюза 600 кубометров воды в секунду. Для нас этого было мало, потому что вода на тот момент поступала объёмом 1200 кубометров в секунду. Надо было открыть еще один шлюз, чтобы получить оптимальный сброс воды. И, в итоге, нам удалось вручную запустить все механизмы, за два часа открыть второй шлюз и сбросить лишнюю воду, что позволило предотвратить возможные проблемы.
Проделанную работу очень высоко оценили. Меня, пенсионера, вызвали в Астану, и там президент Токаев лично вручил мне медаль «Ерен еңбегі үшін» - «За трудовое отличие».
Вода дороже нефти
Я сам уже человек в возрасте, и каких-то грандиозных планов у меня нет. Хочу, чтобы мои правнуки еще этим водохранилищем пользовались, чтобы вода в нём всегда была.
Сейчас вот мои дети здесь работают, может быть, дальше и внуки пойдут в эту отрасль работать. Я вообще молодежь призываю идти работать в водную отрасль и развивать её. Это в будущем очень перспективная работа.
Я как-то общался со специалистами из Нидерландов, которые приехали здесь делать проверку по линии Европейского банка развития, который вкладывает деньги в водную отрасль. Вот тогда они мне сказали, что мы не бережем воду, а литр воды лет через 50 будет стоить больше, чем баррель нефти…
С верой в будущее
Я верю в лучшее будущее Казахстана, у нас все предпосылки к этому есть. У нашего народа самое сильное качество - это любовь к родине, к своей родной земле. Это выражается в том, что в трудной ситуации мы быстро объединяемся, чтобы оказать друг другу помощь. Как в этом году: когда был паводок, народ у нас поднялся сразу по всей стране. Простые люди, которым самим чего-то не хватало, находили возможность помочь тем, кто пострадал больше них. Эту нашу сплочённость и взаимовыручку у нас никто не отнимет. Нам бы ещё научиться радоваться успехам и благополучию друг друга…
Шынгыстау Абдиев рекомендует:
Книга: Олжас Сулейменов «Аз и Я»
Фильм: «Каныш»
Музыка: Ескендир Хасангалиев
Блюдо: Бешбармак
Город: Уральск
Автор: Марат Танкаев