Художник и педагог Надежда Садильникова: «Изобразительное искусство - это развитие души»

Художник и педагог Надежда Садильникова: «Изобразительное искусство - это развитие души»

Надежда САДИЛЬНИКОВА, педагог, специалист высшей категории, отличник образования Республики Казахстан

Во Дворец, к детям

Я никогда не планировала стать педагогом. Моей мечтой было стать художником-оформителем, как мой преподаватель Николай Данилович, и поэтому я поступила на оформительское отделение в алма-атинском художественном училище. Также я хотела быть художником-модельером и после третьего курса поехала поступать в Москву. Дошла там до экзамена по истории и внезапно решила вернуться обратно. По какой-то причине мне просто не захотелось продолжать там. Я окончила художественное училище имени Гоголя в Алма-Ате. После этого немного поработала в оформительском цеху, а позже - в художественной мастерской на заводе «Актюбрентген». Потом моя подруга Татьяна Шахматова уступила мне работу во Дворце пионеров, которую предложили ей, и моя жизнь круто изменилась.

Слово «дворец» меня всегда просто завораживало. В детстве я много времени проводила в Доме культуры железнодорожников, где было множество кабинетов, со всевозможными увлекательными занятиями - шахматы, бильярд, библиотека и тому подобное. Заглянешь в любую комнату, а там что-нибудь интересное. И вот когда я попала во Дворец пионеров, поняла, что это и есть моя давняя детская мечта. Я почувствовала, что это моё, и так пришла к детям. Через воплощённую мечту о Дворце.

Дети-единомышленники

Я проработала во Дворце пионеров с 1974 по 2017 год. Сначала это был Дворец пионеров, потом он стал Дворцом школьников. Я пришла в уже сложившийся коллектив, и, конечно, долго привыкала. Зато я быстро привыкла к детям. Как оказалось, только с ними я себя чувствовала комфортно. Там я нашла своих единомышленников. Среди детей.

У нас в изостудии не было каких-то обязательных просмотров, оценок. Было две отчётных выставки - одна на зимних каникулах, другая весной. Всё остальное время мы творили. Ходили по парку, выезжали за город, чтобы встретить закат, посмотреть на горизонт, разжечь костёр, испечь картошку в золе... Со старшими детьми мы затевали уже более опасные мероприятия: ходили смотреть на ледоход, прыгая через большие лужи, пока до речки добирались. На велосипедах выезжали куда-нибудь подальше в степь.

Была большая свобода в общении, потому что педагогам, которые занимались с маленькими детьми изобразительным искусством или кукольным театром, в основном, никто в работе не мешал.

Мы творили, и то, что у меня в душе творилось, я передавала детям. Они откликались, и всё. А идеи, которые передавала детям, реализовывались через задания. Я сама придумывала, как представить тот или иной материал, и именно так он доходил до детей. По сути, это было моё восприятие мира, а дети интерпретировали его уже каждый по-своему.

Те времена были более добрыми, счастливыми. И в работах детей было больше света, больше улыбок. А когда началась перестройка, то, рисуя окружающий мир, дети уже изображали очередь в магазин за колбасой или мужчин спортивного вида с магнитофонами в руках.

Потом, в 90-е годы, жизнь стала опаснее, и родители стали другими. К примеру, однажды пришла мама талантливого мальчика, который в десять лет уже проявил свои способности и работал наравне со взрослыми. Она сказала: «Я вижу, что мой сын просто привязан к вам, не могу его никак оторвать. А я не хочу, чтобы он был художником, потому что считаю, что он тогда не будет зарабатывать деньги. Пусть он лучше с папой в автомастерской работает». И забрала его.



Все отдать ученикам

Конечно, у меня много учеников. Среди них есть и те, кто стал художниками. Не все приобрели известность, но любовь к искусству осталась у всех. Некоторые из выпускников даже говорили, что понимают: они, скорее всего, не станут художниками, но, по крайней мере, смогут разбираться в искусстве. И это было действительно так.

Всё это имеет смысл. Занятия музыкой или изобразительным искусством «поднимают» человека, развивают его душу. Мои ученики столкнулись с непростыми временами, особенно в период перестройки. С одной стороны, им было трудно, но, с другой, они получили больше свободы. Это дало им возможность выразить себя по-новому.

Марат Бекеев стал первым, кто получил широкую известность. Он окончил здесь кульпросветучилище, а затем продолжил обучение в Белоруссии. Уезжая, сказал мне, что вернётся в наш город, чтобы прославить Казахстан. И выполнил своё обещание. Сегодня он известный казахский художник-символист, его работы выставлялись на аукционах Christie’s, и Sotby’s, их можно увидеть в галереях, музеях и частных коллекциях по всему миру, он провёл больше тридцати персональных выставок.

Кто еще? Марат Габдрахманов, который сейчас стал директором нашего актюбинского художественного музея, известный казахстанский скульптор, художник, лауреат многих премий и званий. В 1998 году Марат организовал выставку своих произведений в ООН. Сделанные им скульптуры хранятся не только в музеях нашего города, но и в частных коллекциях в разных странах мира.

Куаныш Базаргалиев. Его произведения тоже находятся в частных и государственных коллекциях всего мира.

Вячеслав и Светлана Русановские. Их творчество тоже широко известно в мире искусства. У них пятеро детей, и все они так или иначе имеют отношение к искусству. Много ещё других.

Какими они все были в детстве? Обычные хулиганистые ребята, но с такой, можно сказать, «творческой жилкой». Например, Куаныш Базаргалиев, он легко писал сценарии. У нас часто проводили что-то вроде капустников или праздников для младших, и главный сочинитель на них был Куаныш. То есть у каждого было несколько талантов, которые они применяли. Марат Бекеев вообще был мальчик с окраины - трикотажная фабрика, «Шанхай». Их вдвоём с другом отправил ко мне школьный учитель, заметивший у детей способности - они пришли с запиской, которую он мне написал. Бекееву тогда было 11 лет. Оказалось, что не такой уж он и хулиган, а очень даже серьёзный мальчик. Марат Габдрахманов тоже был мальчик дворовой, но вот пришел в изостудию, и ему там стало комфортно. Даже потом, когда отучился, приходил и говорил: давайте поговорим, мне не с кем разговаривать, никто не понимает, что меня интересует, что мне нравится. Так же, как и я когда-то тоже пришла в эту изостудию в поиске единомышленников.


Изучать искусство с рождения

Ребёнок должен увлекаться искусством. Любым: театральным, изобразительным, музыкальным. Может быть, даже просто петь или танцевать. Всё это формирует у человека внутренний защитный слой. Тот, который его защитит в стрессе и даст ему какую-то возможность спастись.

В безвыходном положении он может взять в руки карандаш и начинать рисовать то, что у него на душе, и с этим уйдет у него тяжесть с души. Точно так же, как музыкант может сыграть, а актер проявить себя на сцене, потому что актёр проявляет себя, если у него много очень всяких интересных событий в жизни, тогда он будет более настоящим, более естественным.

Через искусство ребёнок воспитывается лучше, чем через обычные приказы, слова и так далее. Поэтому и придуманы сказки, придуманы всякие способы «зацепить» ребёнка. По степени воздействия на развитие мозга человека во главе, конечно, стоит музыка. Это, в принципе, было принято и двадцать лет назад, и десять, и сейчас этого никто не отрицает. Недаром ребёнка в младенчестве укачивают колыбельными песнями, а в последнее время даже стало модно ставить красивую музыку для прослушивания будущим мамочкам.

Изобразительное искусство - это тоже развитие, развитие души. Поэтому я считаю, что детям нужно рисование.

В шесть лет ребенок еще не умеет писать, но мыслей у него уже очень много. И его мысли воплощаются в его рисунках, а если у него есть под руками карандаши, фломастеры или краски, он всё рассказывает, только нужно быть внимательным к этому, а не запрещать, не говорить: ты зачем испачкал то-то, заберу у тебя краски, потому что ты пачкаешь диван. Нужно на это глаза закрывать, потому что в этот момент ребёнок хочет рассказать о себе, что он думает, что он чувствует. И внимательному родителю в этом содержится большая информация.

Развивать воображение

Как должно подаваться изобразительное искусство детям? Через игру, чтобы ребёнок сам захотел, чтобы не получилось, что его заставляют, чтобы не было какой-то обязательности.

Сейчас существует много разных подходов. Бывает, просто дети делают копии, срисовывают картинки. И родители счастливы, что их ребёнок очень здорово всё срисовал, даже требуют от преподавателей, чтобы они делали подобные «мастер-классы». А я считаю, что это портит ребёнка. Если не будет целью педагога полностью этому посвятить свой курс обучения, то это ещё терпимо. А если весь процесс сводится только к срисовыванию готовых образцов, часто даже без объяснений, в чем суть этого изображения, то он превращается в простое механическое действие.

Ребёнок намного глубже и мудрее, и даже иногда мудрее взрослых. Поэтому, если ты его поставишь на такую примитивную дорожку, то он будет это всё делать, но при этом не будет продвигаться в познании мира. А он родился, чтобы познать мир, в котором появился, и изобразительное искусство как раз и помогает тому, чтобы ребёнок познавал, что хорошее, что плохое, в любой теме он часто становится на ту или иную сторону, когда что-то рисует.

И потом, в результате этого, должен получиться его собственный вывод или образ, этот образ как раз и является целью художника, который развивает ребенка по-настоящему. И, чтобы он вырос, ему нужен собственный опыт. Работа должна быть не повторением чужой, а должна быть собственной, родиться из собственной души. Почему я, опять же, против срисовывания? Потому что ребенок тогда приобретает опыт художника, чью картинку он срисовывает. Ну, хорошо, если это будет Матисс, Пикассо или другой талантливый художник. А если просто дают картинку, которую в интернете накопали, примитивную, и дают её срисовать, это уже совсем, по-моему, плохо.


Помогите ребенку увидеть мир

Как ребёнок открывает для себя окружающий мир? Ему необходимо взаимодействовать с ним, чтобы его понять. В этом процессе важны как родительская, так и учительская поддержка, но в первую очередь именно родители играют ключевую роль.

Например, гуляя по улице, они могут заметить, как листья закручиваются от ветра. Взрослый должен обратить на это внимание и направить взгляд ребёнка на такие мелочи. Если же малыш это заметит сам, значит такой маленький гений растет, его нужно только поддерживать, а не одергивать (пойдем быстрее, и так далее).

Важно останавливаться и наблюдать: обратить внимание на веточку, которая напоминает какую-то знакомую форму, или показать, как сверкает снежинка. Необходимо видеть окружающий мир - в небе, среди растений, и даже на земле под ногами.

Изобразительное искусство как зеркало времени

Зачем нужно изучать историю искусства? Мы делимся своим опытом, рассказывая друг другу о различных вещах. Поэтому с давних времён существовали сказочники и акыны. Однако научить художников искусству можно лишь через знакомство с работами других мастеров. Ведь они тоже когда-то были детьми, и интересно узнать, как и почему они достигли славы, какие качества способствовали этому. Именно поэтому высказывания художников зафиксированы в разных источниках. Для маленького ребёнка бывает достаточно просто имитировать взрослого в его манере рисования, а вот для взрослого важно понимать, как действуют настоящие профессионалы и в чём заключаются тонкости их мастерства. История искусства, таким образом, показывает, как искусство зародилось, как оно развивалось. А оно развивается по спирали, поэтому мы тоже сейчас на какой-то части спирали, которая повторяет в данный момент отрицание реалистического рисунка.

Почему нужно знать о Репине или Ренуаре? На самом деле, это важно, потому что каждый из них прошел свой уникальный путь и жил в своё время. К примеру, Репин творил в период, когда работали импрессионисты. Он использовал один подход, в то время как импрессионисты выбирали другой. Что же стоит за их различиями? Почему Репин прибегал к таким методам? Он и сам пытался экспериментировать с импрессионизмом, однако, возможно, его натура тянула к более чётким и реалистичным изображениям.

А импрессионисты пытались поймать мгновение, поймать свет мгновенный, который меняется каждую минуту или каждые пять минут. Только-только был на лице свет, через пять минут солнце подвинулось, этого света нет, другой. И начинает уже работать другая цветовая гамма. Это очень сложные физические законы. И для этого мы изучаем историю искусства, чтобы понять, что изобразительное искусство, музыка развивались параллельно с техникой.

Например, импрессионисты творили в эпоху, когда уже была открыта призма, позволяющая разбивать белый свет на отдельные цвета, и сформировалась хорошо разработанная цветовая теория. В то время также появилась фотография. И если этого не знать, то можно к некоторым художникам свысока относиться, говорить: мне тот или иной стиль неинтересен. Такие мнения часто исходят от тех, кто не обладает должными знаниями в области истории искусства. Тот же Пабло Пикассо, стремясь к новым открытиям, прошел серьёзный путь; сначала он окончил академию в возрасте 14 лет и уже в детстве создавал работы, сравнимые с произведениями взрослых художников. И только позднее, освоив навыки, он начал уже отходить в сторону, потому что ему стало скучно повторяться, начал искать что-то новое, ведь в его время фотография кардинально изменила восприятие искусства. Сегодня мир настолько динамичен, что за пять лет происходят очень большие изменения, а десятилетие ощущается как целая эпоха.


Уроки любования

У японцев в современных школах есть уроки любования природой. Расцветает какой-то цветок в природе (например, сакура), и они ведут детей всем классом специально смотреть на этот цветок. Их культура была к этому готова, так как у них, в их традиционной религии синтоизме есть духи – «ками» камней, растений и других природных объектов. Этот подход стал частью их традиций, что, на мой взгляд, очень важно для формирования художников.

У казахов и других кочевников в тенгрианстве также есть вера в духов, живущих в камнях, деревьях и так далее, что тоже создает благоприятные условия для подобного восприятия. Однако для того, чтобы эти идеи укоренились, в Казахстане обязательно должны быть предусмотрены такие занятия. Уроки любования природой имеют огромное значение для будущих художников.


Автор: Марат Танкаев

Похожие новости
Календарь новостей
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031