Улица Шевченко: развалины замка, овраги на дорогах и нарушенные обещания
Актюбинцы гордятся тем, что их улица носит имя великого украинского поэта и художника Тараса Григорьевича Шевченко. Но, начиная рассказ о проблемах района, предупреждают друг друга: «Ты только не матерись!»
- Как был наш район самым заброшенным в городе, таким и остался, - вздыхает Ольга Васильевна Холодова, жительница улицы Тараса Шевченко, расположенной на ГМЗ. – Ничего не изменилось! Даже магазина нормального нет! За каждой ерундой (лампочку купить, стиральный порошок) мы ездим на рынок. Потому что в наших магазинах все очень-очень дорого. Был вот один магазинчик, а из него сделали донерную. Открыли магазин «Хадиша», его хозяин на открытии всем обещал: «Будет самый дешевый!» А он самый дорогой оказался. Ни «Анвара» у нас здесь нет, ни «Дины», ни аптеки хорошей!
Репортеры «АТ» побывали в районе ГМЗ в рамках серии репортажей о жизни и быте старых городских районов. Наши цели – узнать от местных жителей об их проблемах, донести чаяния до сити-менеджеров, депутатов и коммунальщиков, а еще - отыскать в Актобе достопримечательности, историческую ценность которых еще можно сохранить.
Самый красивый дом
Большинство улиц в районе ГМЗ сохраняют свои советские названия. Здесь переулок Береговой соседствует с улицами легендарного летчика Гастелло и писателя Гоголя. А две улицы, носящие гордые имена великих поэтов Абая и Тараса Шевченко, пересекают друг друга.
Правда, достопримечательностей в районе не много. Первая из них - дом Ольги Васильевны. Его можно отнести к наследию украинско-российской городской деревянной архитектуры. Фасад дома, смотрящий на улицу Шевченко, богато украшен изящным декором. Небольшие оконца с наличниками так и притягивают взгляд. Резной палисад, воспетый «Песнярами», к сожалению, не сохранился. Зато ограждение из сетки-рабицы не оттеняет красоту цветов палисадника, высаженных актюбинкой.
Дом Ольги Холодовой можно назвать самым красивым в районе.
- Я живу здесь с рождения, то есть с 1960 года, - рассказывает Ольга Васильевна. Как и многие жители района ГМЗ она имеет украинские корни. – Мой папа родом из Винницкой области Украины, а мама - из Ульяновской области России. Папа в Актюбинск попал ребенком во время голодомора. Поэтому я не знаю, живут ли наши родственники в Украине. Конечно, ужасно то, что сейчас между двумя странами происходит. Я никакую войну не поддерживаю. Никакую! Потому что это ужас! Никогда не думала, что такое может случиться. В день, когда всё это началось, я в шоке была.
«Что за безобразие?»
Второй достопримечательностью района можно назвать двухэтажную баню, что возвышается будто заброшенный замок напротив дома Ольги Васильевны. Но гордость за Актобе вид сауны не вызывает. Стоит она полуразрушенной, пережившей несколько пожаров. Здание уже вдоль и поперек изучила местная детвора. Скверов и парков на ГМЗ нет, вот и облюбовали подростки это место. Спор за территорию ведут они с городскими бродягами, алкоголиками и наркоманами. А ленивые жители района выбрасывают сюда мусор. Даже находиться возле бани опасно, не то, что заходить в помещения: крыша провисла, часть стен обрушилась. Но следы жизни (бутылки из-под спиртного, пачки сигарет, шприцы и презервативы) - разбросаны повсюду.
Развалины двухэтажной бани привлекают всех – и детей и бомжей.
- Лет пять назад на 8 марта прибыла сюда кавалькада машин, - рассказывает житель улицы Шевченко, не ставший представляться. – Выносят громадный букет. Видимо, приехали большие начальники, чтобы поздравить женщину-ветерана каких-то служб, которая проживает в нашем районе. Снег черный, деревья голые, грязь – страшно! Поздравили. И вот главный из этой делегации поднимает свой взор на эту полуразрушенную баню и своим зычным голосом, как Владимир Ильич с броневика, вопрошает: «Это что за безобразие? Убрать!» Куча секретарей за ним в блокнотики всё записывают и записывают. Уехали… И что в итоге: прошло пять лет, а воз и ныне там!
- Раньше здесь было общежитие на 8 квартир, - добавляет Ольга Васильевна. - Потом поставили баню одноэтажную, возможно, и с проститутками - бывали ночные там кутежи. Потом поставили второй этаж. Но хозяин не выплатил вовремя банку, и банк выставил здание на торги. Четыре или пять раз оно горело, один раз 31 декабря, прямо на Новый год. Изначально была плохо проведена электропроводка. Я уже устала всем говорить: ерундовина эта упадет, и беда будет!
Ольга Васильевна надеется, что баню снесут, а на ее месте возведут супермаркет с приемлемыми ценами. Рассказав обо всем, актюбинка поспешила зайти в свой дом. Сейчас она проводит в нем ремонт:
- Как пенсию получим, купим краску – надо и фасад привести в порядок.
В ожидании холодов
Валентина Гайнитдиновна, жительница дома №32 по улице Шевченко с ужасом ждет наступления холодов. В двухэтажной «сталинке» никогда не проводили капитального ремонта.
Валентина Гайнитдиновна надеется, что трубы отопления выдержат зиму.
- Этот дом 57-го года постройки, насколько я знаю. Живем мы здесь с 1990-го, из России переехали. Нашему дому очень нужен ремонт. Наша и еще 3 квартиры собрали 800 тысяч тенге, часть крыши сами сделали. А вот с той стороны, там крышу еще нужно ремонтировать, - показывает Валентина Гайнитдиновна. - Поэтому там, наверно, может протекать. А еще отопление наверху надо делать, у нас ведь подвала нет, поэтому вся система отопления сверху проходит. В прошлом году трубы еще держались, а в этом году может прорвать. Такие дела!
Создали овраг для аварий
На улице Тараса Шевченко расположены школа №5 и детский сад. Но асфальтовую дорогу на этом участке проложили недавно. По словам местных жителей, только 2 года назад. Возле частного сектора на Шевченко асфальт положили чуть раньше. При строительстве коммунальщики решили поднять дорогу, насыпав несколько слоев щебня. Поэтому вдоль дороги у частного сектора образовался овраг. В этот овражек у красивого дома Ольги Холодовой несколько раз сваливались автомобили. Обошлось, к счастью, без жертв.
Прокладка дороги привела к образованию оврагов.
«Положите полицейского!»
Участок дороги, проложенный возле школы, очень узкий. Две встречные машины на нем разъезжаются с трудом.
Центральный вход во двор школы расположен на улице Гастелло. Но большинство учеников, как рассказывают жители, заходят на школьную территорию через калитку на улице Шевченко.
«Перед школой сбили мальчика и девочку», - говорит Светлана Ермакова.
- Здесь у нас нет ни пешеходного перехода, ни лежачего полицейского, - показывает Светлана Николаевна Ермакова, жительница одной из пятиэтажек. – А тут толпы детей в школу проходят. А они как обычно идут? Смотрят только в одну сторону. Несколько детей здесь сбивали. Играть особо у нас негде. Дети катаются на самокатах. Так вот девочку на самокате тут сбили, и мальчика сбивали.
- Да, местные власти могут сказать, что вход в школу на другой стороне, - подхватывает Татьяна Григорьевна Резун. – Но в школе учится очень много детей из дачных массивов. И в школу они идут именно по этой дороге. Хотя бы лежачего полицейского поставили!
- Да, лежачий здесь очень нужен, - подхватывает Светлана Николаевна. – Там дальше есть частная школа, и возле нее полицейского положили.
- А еще дорога возле школы никак не освещается, - продолжает Татьяна Григорьевна. - Столбы есть, а фонари не повесили. Утром и вечером тут темень.
- Освещение должно быть, но его никогда в жизни у нас тут не было, - добавляет соседка. - Даже на улице Суворова сделали, а по нашей всю жизнь ходишь в темноте.
От песочницы только следы
Большая часть многоэтажек, расположенных на Шевченко, построена была в 80-х годах. Состояние их удручающее. Под стать домам и дворы.
Советские фасады и подъезды цветниками не украсить!
- У нас здесь дворы бесхозные, был КСК когда-то, недавно только оформили ПТ – «Простое товарищество», насос поставили, а летом с водой проблемы были, - объясняет Светлана Ермакова. – Во дворе нам не то, что асфальт, а хотя бы щебенку положили бы. Здесь мусорная площадка расположена, грузовики разъезжают, поэтому в весенне-осенний период во дворе ни пройти, ни проехать, да и зимой машины буксуют.
- А вот там, за мусором, - показывает Татьяна Резун, - есть детская площадка, но она уже вся разломана. Ее никогда не ремонтировали. Не столько маленькие дети ее разломали, сколько здоровые мальчишки, которые приходят с садов и всё у нас тут громят.
Татьяна Резун требует, чтобы перед школой установили «лежачего полицейского» и провели освещение.
- А раньше прямо перед домом площадка детская была с горкой, беседки стояли, - добавляет Светлана Николаева. - Вот здесь даже песочница была, от нее только след остался!
Подарки от бизнеса
Как рассказывают местные жители, многоэтажки на улице Шевченко были построены для работников «Казсельхозтехники».
- Практически все, кто работал в этой системе, получили здесь квартиры, - говорит Светлана Ермакова. - Наш дом в 1985 году построили, тогда я тоже работала в «Казсельхозтехнике», а потом в «Желдорпроект» ушла. В 70-х годах, говорят, на месте домов болото было. Поэтому, как жалуются соседи, дома некоторые оседают. Трещин нет, но проседание есть.
«Казсельхозтехника» после распада Союза стала частной организацией и вошла в состав компаний, которые принадлежат одному известному в Актобе бизнесмену. Предприниматель о ветеранах не забывает – на три праздника в году привозит подарки. Репортер «АТ» встретился с жителями ГМЗ в День пожилых людей. Вот и 1 октября ветераны получили подарки. Среди них и старожил улицы Тараса Шевченко – Лидия Власовна Павлова. Она подошла к соседкам, беседующим с журналистом. И те попросили пенсионерку рассказать о проблемах района.
Одни обещания
- Я здесь 60 лет живу… - приготовилась резать правду-матку Лидия Власовна.
- Ты только не матерись! - остановили ее соседки.
- Хорошо, не буду! 60 лет живу здесь - всё, как было, так и есть! – отрезала пенсионерка Павлова. – В 1959 году я переехала сюда. Вначале жила по улице Нефтяной, там барак был. А потом вот переехала на улицу Тараса Шевченко. Род наш из Таврии, это на Украине. Моей маме был годик, когда они оттуда уехали, так что мы - казахстанцы! Но Тараса Шевченко мы все знали, в школе стих учили: «Как умру, похороните на Украйне милой, посреди широкой степи выройте могилу, чтоб лежать мне на кургане, над рекой могучей…» Сколько лет прошло, а помню! А сейчас дети, что ходят в школу, что не ходят, ничего не знают. У нас двоечники и то знали больше, чем современные школьники. Так вот, когда я училась в школе, был один депутат известный. Он приезжал к нам сюда, на Шевченко, обещал: «Будут у вас тут дороги, будут парки, будут скверы, всё-всё будет!». Но я, короче говоря, состарилась, а сын его стал депутатом, тоже давал обещания, а район наш таким и остался. Только дорога появилась.
Но на жизнь Лидия Власовна не жалуется:
- Не забывают нас, работников «Казсельхозтехники». Теперь нам помогает Майтеков, у которого спиртной завод. Сегодня вот его сотрудники приехали, подарки привезли: крупы, молоко, сахар, 10 тысяч тенге на мясо. А еще водку дали. На три праздника – Наурыз, День пожилых и Новый год - всегда по две бутылки дают.
Лидия Павлова – старожил ГМЗ.
«Шевченковские коты – самые дерзкие в округе», – уверяют жители.
Сосед застолбил стоянку.
Двухэтажки давно ждут ремонта.
Развешивать мусор на деревьях местные жители не перестают.
Написано: «Не сыпь тут!», а они все равно сыплют.
Автор: Ренат Таипов