Ремонт в Иране, запчасти просрочены: насколько опасно летать на российских самолетах?
Эксперт в интервью «АТ» признал, что после введения антивоенных санкций пользоваться услугами российских авиакомпаний стало рисковее. Самолеты приходится ремонтировать в Иране. Топливные фильтры вместо замены на новые отстирывают и ставят обратно.
Ренат ТАИПОВ
Антивоенные санкции, введенные против России после полномасштабного вторжения в Украину, серьезно сказались на российской авиационной отрасли. И этот факт уже не скрывают как авиационные власти РФ, так и независимые эксперты. На сегодняшний день иностранные самолеты (Boeing и Airbus), которые использует Россия, не могут ремонтироваться на Западе, их не могут укомплектовать запчастями, завозимыми из стран, где производятся эти самолеты. Не может Россия и закупить новые лайнеры у «недружественных» стран. На сегодняшний день из Актобе в города РФ не летает ни один самолет. Тем не менее, актюбинцы, как и другие казахстанцы, пользуются самолетами российских авиакомпаний. Репортеры @aktobe_times решили выяснить: насколько безопасно летать на этих авиалайнерах? Для этого мы обратились к эксперту и ветерану авиационной отрасли Казахстана. На данный момент он является советником руководителя одной из казахстанских авиакомпаний. Он продолжает находиться в тесном контакте с российскими коллегами, а потому попросил репортера «АТ» не раскрывать свои имя и фамилию. В интервью, опубликованном в предыдущем номере «АТ», наш эксперт признал, что запчасти для ремонта российских лайнеров используются не оригинальные, завозят их параллельным импортом из разных стран, в том числе из Китая, Эфиопии и Пакистана. Также в ходе беседы с экспертом мы выяснили, что в России были вынуждены прибегнуть к разбору некоторых «бортов» на запчасти. Наш эксперт такой способ ремонтирования самолетов не называет авиаканнибализмом. А вот российские эксперты, дающие интервью российским блогерам, заявляют, что авиаканнибализму в РФ подвергли до 20% имеющихся бортов. В этой статье мы публикуем вторую часть интервью.
- Можно ли сказать, что санкции уже привели к тому, что в России стали чаще ломаться самолеты, что аварийных инцидентов стало больше? Западные СМИ, к примеру, Newsweek, в начале этого года приводил статистику. Якобы в довоенные времена в России случалось в среднем по 55 инцидентов в год, а в 2023 году число этих аварий превысило 180…
- Ну, послушайте, в России более 1100 самолетов. Не может быть такого, чтобы за год было 55 случаев, когда что-то выходит из строя. Эти цифры значительно выше, независимо от того – довоенные эти времена были или такие же «темные» и «дикие», как сейчас. Потом, а о каких довоенных временах может идти речь? До войны коронавирус был – самолетов сколько летало-то? Совсем мизер. Реальных отчетов о числе авиапроисшествий от «Росавиации» мы не увидим…
- «Росавиация» все-таки в 2023 году выступала с заявлением по числу инцидентов. Называлась цифра в 670 происшествий.
- Ну, трехзначные цифры выглядят более правдоподобными. Причем не зависимо от года. При этом все равно неизвестно, какие именно инциденты были включены, какие нет. Реальные цифры никто вам сейчас из официальных источников не даст. Вопрос и в том, как журналисты подсчитывали эти происшествия? Наверно, по числу фактов, получивших огласку в прессе. Поэтому эти числа ничего нам дать не могут. И по ним судить о том, что происшествий стало больше из-за санкций – нельзя. Я бы сказал – однозначно нельзя!
- Понял! Есть и другие цифры. В 2023 году руководитель «Ространснадзора» привел статистику по 2022 году. Он заявил, что проверки за тот год выявили 2000 рейсов, в которых использовались запчасти, как он сказал – компоненты, с истекшим ресурсом, то есть попросту просроченные. Причем он связал эти факты с проблемами в поставках запчастей из-за санкций.
- Его еще не уволили?
- Проверим, выясним*.
- Ну, что я могу сказать, вот этот факт уже говорит сам за себя. Раз уж даже в «Ространснадзоре» об этом заявили, что тут уже добавить? Удивляюсь, как об этом вообще могли рассказать журналистам.
- А судя по всему, никто репортерам напрямую и не рассказывал. Издание, которое опубликовало статью об этих нарушениях, ссылалось на аудиозапись выступления руководителя «Ространснадзора» в Госдуме. То есть кто-то просто запись диктофонную слил. Но после этого крупные российские авиакомпании утверждали, что у них просрочка не допускалась. Мол, только у «малой» авиации и у «деловой»
- Ну, говорить они могут разное. Но раз заявили о 2000 нарушений, значит, они и у крупных есть. Факты есть факты. Мои ребята, коллеги, тоже говорили о проблемах с запчастями. Вот, к примеру, на «Суперджетах», российских самолетах, в которых тоже куча западных комплектующих, раньше топливные фильтры после истекшего срока просто заменяли новыми. А теперь их моют и ставят обратно. Что еще говорить-то? Уверен, что руководство авиакомпаний может рассылать внутренние документы – «Экономьте на том-то и том-то!» И это чревато.
- А что с происходит с ремонтом российских самолетов, что говорят ваши коллеги?
- Насколько я знаю, на данный момент ремонтируют самостоятельно. Специалисты знающие, проверенные. Там есть проблемы с программным обеспечением из-за санкций, оно не обновляется. Но как-то выходят из ситуации. Если говорить о капитальном ремонте, то сроки по большинству лайнеров еще не подошли. Но изменились условия: теперь по некоторым направлениям летать приходится дольше. Сами понимаете, близ Украины теперь не полетаешь. То Ростовскую область обходили, теперь и Белгородскую. (А теперь и Курскую – мог бы добавить наш эксперт, но интервью мы проводили до того, как ВСУ вошли в Курскую область. – Авт.). Ясно, что из-за удлинения маршрутов, теперь и сроки по эксплуатации сократятся. Ну, скажем до одного города летали 3 часа, а теперь из-за облета территорий 5-6 часов. Знаю только об одном факте отправки самолета, насколько помню, это был Airbus, на капремонт в Иран. Это было еще в начале 2023 года. Так, по-моему, его до сих пор и ремонтируют.
- Представители российских компаний заявляли, что уже регулярно отправляют самолеты на ремонт в Иран. И действительно жаловались на длительные сроки.
- Ну, да, возможно, уже и не один отправили. А Иран он что – авиадержава? Естественно, у них нет таких мощностей со скоростями!
Российские эксперты в интервью российским же блогерам и изданиям (в том числе уже эмигрантским) заявляют, что одну из основных проблем для российской авиации составляет обслуживание двигателей и шасси зарубежных самолетов. Их приходится снимать, и опять-таки отправлять в Иран.
- Теперь, подводя итог нашему интервью, должен задать вам основной вопрос: летать на лайнерах российских авиакомпаний стало опаснее?
- Опаснее? Ох! Ну, как я вам могу такое прямо сказать?! Рисков стало очень много. Система большая, люди работают, качество, контроль всего стараются сохранять. Но при таких огромных проблемах риски умножились. Очень много появилось факторов, которые склоняют чашу весов не в пользу безопасности. Можно, я вот так аккуратно скажу? Думаю, ваш читатель и так поймет. Ему одного факта про 2000 авиарейсов с просроченными запчастями разве не хватит?
- Хорошо. А вот Путин…
- Ну, что этот Путин? Что с ним делать-то?
- Он заявил, что к 2030 году в России будет выпущено около 1000 новых отечественных самолетов. Верите?
- Кому? Путину? Не смешите! Они бы хоть 100 сделали. И еще проблемы с теми же «Суперджетами» решили. Помните аварию 2019 года в Шереметьево?
Напомним, в мае упомянутого года авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95B авиакомпании «Аэрофлот» совершил жесткую посадку в аэропорту Шереметьева. Из-за чего стойки шасси пробили топливные баки. Произошел пожар. Погибли 41 человек, в том числе 40 пассажиров. Эксперты считают, что у «Суперджета» есть конструкционная проблема.
- Всю экономику на военные рельсы в России переводят! Может, этот Путин не о 1000 гражданских самолетов говорил, а о 1000 военных – истребителей, бомбардировщиков. Вот этому скорее поверю! – заключил наш эксперт.
*Журналисты, сообщившие о просроченных запчастях, ссылались на аудиозапись выступления главы «Ространснадзора» Виктора Басаргина. На данный момент он продолжает возглавлять ведомство.
Автор: