Российские самолеты ремонтируют запчастями из Эфиопии и Китая

Уровень безопасности пассажиров, использующих авиакомпании РФ, мог снизиться после введения антивоенных санкций. Эксперты признают, что для ремонта лайнеров в ход идут китайские запчасти. Из-за возникших проблем 20% самолетов подвергли каннибализму – считают российские специалисты.  

Ренат ТАИПОВ

Ни один самолет в настоящее время не летает из Актобе в города России. При том, что в лучшие времена, когда мир еще не знал коронавируса, а Россия не нападала на Украину, из Актобе в Москву самолеты летали чуть ли не 6 раз в неделю. Тем не менее, актюбинцы продолжают использовать авиарейсы, чтобы добраться до российских городов. У многих в РФ учатся дети, кто-то ездит к родственникам, а кто-то просто путешествует. При этом, чтобы попасть в Москву или Петербург на самолете, актюбинцы вынуждены добираться на автомобилях, поездах или автобусах до аэропорта Оренбурга. Есть и другие маршруты – доехать до Актау, Атырау, Костаная или Алматы с Астаной, а оттуда уже самолетом попасть в один из городов России. При этом часть рейсов осуществляют российские авиакомпании, которые вот уже 2,5 года находятся под антивоенными санкциями и испытывают огромные проблемы. А потому безопасность полета на российских авиалайнерах вызывает большие сомнения. Репортеры @aktobe_times решили разобраться в проблеме, получив комментарии от казахстанских экспертов, а также учли мнение специалистов из самой России, которые не боятся давать интервью непрокремлевским СМИ и видеоблогерам. 

Немного об истории проблемы

Напомним, западным компаниям запретили поставлять в Россию новые самолеты, запчасти для них и участвовать в их техобслуживании. Более того, сразу после вторжения российских войск в Украину иностранные фирмы стали аннулировать договоры аренды с российскими авиакомпаниями. При том, что, по оценке некоторых экспертов, около 700 лайнеров на тот момент находились в оперативном лизинге. То есть принадлежали иностранным компаниям и не были выкуплены Россией. После этого российский диктатор фактически узаконил кражу иностранных самолетов. Из-за чего сворованные авиалайнеры более не могут заходить в порты недружественных для РФ стран. 

Казахстан, как известно, к недружественным к России странам не относится. Но авиаперелеты из Актобе в РФ это не спасло. Как рассказывал в интервью «АТ» представитель актюбинского аэропорта, один из российских авиаперевозчиков намеревался запустить рейс в Москву летом текущего года. Но планам пока не удалось сбыться. По словам представителя аэропорта, у российских компаний не хватает бортов. 

Чтобы определить причину нехватки самолетов, репортер «АТ» обратился к эксперту по авиаотрасли из Астаны. Мужчина по долгу службы имеет тесные контакты с российскими коллегами. А потому согласился на интервью на условиях анонимности. 

Почему для рейса в Актобе у России не хватает самолетов?

- Причина, почему не открывают маршрут в Актобе, может быть очень простой. И она, скорее всего, напрямую никак не связана с санкциями. Просто Россия нарастила авиаперевозки по другим направлениям. В том числе внутри страны. Мы знаем, что внутренний туризм у них сейчас подрос чуть ли не на 40%. Компании смотрят, куда летать выгодно. Подсчитывают. И видят, что в Актобе летать не так рентабельно, как в другие города. Да, может быть, если бы у них были возможности приобрести новые борта, то пустили бы и в ваш город. Но, видимо, этих возможностей нет. 
Слова нашего эксперта отчасти подтверждают и данные Минтранса РФ, который заявлял, что авиакомпании в 2023 году перевезли 105 млн человек, что на 10% больше, чем в 2022-ом. 

- А в плане безопасности полетов можно ли признать, что запрет на поставки запчастей в Россию никак не сказался на авиаотрасли? 

- Ну, как так не сказался? Он не мог не сказаться! Последствия ощутили даже мы, если уж честно. А Россия тем более. Сразу скажу: я в целом полностью поддерживаю санкции, которые наложили на них за войну. Поддерживаю – по санкциям против оборонного комплекса, против финансового, банковского сектора. Ответ и наказание, и сдерживание должны были быть, но вот санкции против гражданской авиации – это опасная вещь. Они грозят жертвами мирным людям, даже нам, казахстанцам. Но так или иначе… Как мне говорили коллеги, в первые дни после объявления санкций все в России за голову схватились. Думали, сейчас всё рухнет. Но нет, очень сильно подсуетились – наладили параллельный импорт. Через Иран, Китай, Эмираты, Кыргызстан поставляют оригинальные комплектующие и запчасти. Конечно, логистика изменилась: путь доставки очень стал длинным. Как и время доставки. Но комплектующие приходят.

  

Российские эксперты заявляют, что запасные части в Россию также завозятся из Таджикистана, Пакистана, Эмиратов, Индонезии и даже из Эфиопии. Причем в первые месяцы после введения санкций за счет увеличения числа посредников запчасти подорожали в 3-4 раза. Но постепенно стоимость снизилась. И сейчас она превышает цены, по которым можно было бы приобрести запчасти у западных компаний, только на 40-50%. 

Эксперты из РФ считают, что на данный момент детали, которые производились бы на подпольных заводах Пакистана, в российских авиалайнерах не используются. Поэтому и назвать их в полном смысле подделкой, контрафактным товаром фактически нельзя. К тому же, и Boeing, и Airbus разрешают выпускать в Китае копии многих запчастей, и эти копии уже сейчас используются в России. 

- Из-за того, что комплектующие теперь приходят не за 1 день, ждать приходится, как мне рассказывали, и неделю, и две. Некоторые самолеты могут простаивать, - рассказывает казахстанский специалист. 

- Допустим, у российской авиакомпании есть один популярный маршрут и второй - менее значимый. Могут возникать случаи, когда одни детали переустанавливаются с одного самолета на другой? Можно ли говорить, что в России начался авиаканнибализм?

- Установить с одного на другой – могут, - отвечает эксперт. - Да и раньше так делалось. Но назвать это самолетным каннибализмом нельзя. Можно было бы, если бы речь шла о том, что весь самолет, скажем так, списывают и держат на разбор. В принципе, к такому тоже могут прибегнуть. Но официально об этом сообщать не будут. 

Некоторые российские эксперты, в том числе летчик Андрей Литвинов, часто выступающий на YouTube-каналах, утверждают, что к авиаканнибализму уже прибегли. Якобы, разобранными на детали могут являться 20% гражданских бортов. «Не критично, но много», - говорит Литвинов в одном из интервью. 

Доподлинно известно, что к каннибализации прибегла авиакомпания «Якутия», которая разобрала на запчасти два из четырех самолетов Superjet-100. Выяснилось это в ходе проверки, которую проводила российская фирма, поставлявшая «Якутии» суперджеты в лизинг. Так эта информация и стала доступна прессе. 

Вторую часть интервью читайте в следующем номере «АТ». 

Мы обсудили с экспертом проблемы обслуживания самолетов российских компаний и поговорили о перспективах импортозамещения западных авиалайнеров. Эксперт оценил уровень безопасности полетов российскими авиалиниями. 




Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031