«Фортепиано стало частью моей жизни, как воздух, без которого невозможно жить»

«Фортепиано стало частью моей жизни, как воздух, без которого невозможно жить»

Диляра ФАИЗОВА, музыкант, педагог, заведующая отделением специального фортепиано Актюбинского музыкального колледжа имени Ахмета Жубанова

«Музыка – это моя жизнь»

Музыка мне нравилась с самого раннего детства. Я до сих пор помню день, когда папа с мамой, зная о моём увлечении музыкой, купили пианино – для меня был большой праздник, когда они его привезли из магазина. Прибегала со школы домой, садилась за инструмент и всё время занималась, практически жила музыкой постоянно.

Фортепиано стало частью моей жизни, было как воздух, без которого невозможно жить. Мои педагоги, видя это, постоянно выставляли меня на концерты и конкурсы, где я занимала призовые места. Поступив в музыкальное училище имени Чайковского в Алматы после окончания школы, встретила там потрясающего педагога Берестову Ольгу Александровну, которая научила меня многому, дала много профессиональных знаний. Затем я продолжила обучение в Алматинской консерватории. В общей сложности для того, чтобы стать профессиональным музыкантом, обучалась 17 лет.

Я люблю русскую классическую музыку, в частности, Чайковского и Рахманинова. Это мои самые любимые композиторы, я их играю, потому что они, как никто другой, могут рассказать о моей душе, о том, что у меня внутри творится. Я очень эмоциональный человек, и у меня всё вот так вот открывается, когда слышу эту музыку. Восхищаюсь Рахманиновым. Мне нравятся его прелюдии, его Второй концерт для фортепиано, его симфонии, его оперы и романсы. Из исполнителей нравятся Святослав Рихтер и Владимир Горовиц.

Не только Димаш

Студенты нашего колледжа сейчас котируются по всему Казахстану, они занимают призовые места по республике, ездят за границу: пианисты, вокалисты, домбристы, очень хорошие народные музыканты. Конечно, самая яркая звезда нашего колледжа, наш выпускник - это Димаш Кудайберген. Кстати, он учился в детской музыкальной студии «Саз», где я работала концертмейстером.

Вспоминаю конкурс, первый его конкурс, ему было лет 5 или 6, мы ездили на Байконур, где он получил гран-при. И Димаш настолько благодарный человек, что до сих пор, хотя много лет с тех пор прошло, когда мы видимся, он всегда обнимает, вспоминает всё это с теплотой.



Есть у нас еще одна выпускница Светлана Касьян, она лауреат всевозможных международных конкурсов, солистка оперного театра в Германии, в Италии. Папа Римский Франциск вручил ей специальный орден Святого Сильвестра, оценив её талант.

Моя выпускница, пианистка Айдана Анешева сейчас работает преподавателем в штате Флорида, США. Алина Карабалина, Алиса Дворкина и Эльмира Давлетова преподают музыку в столице Объединённых Арабских Эмиратов, Абу-Даби. Дина Ниязова, моя близкая подруга, выпускница нашего колледжа, мы с ней однокурсницы - учились вместе в консерватории. Она из Алги, её талант заметили в музыкальной школе, поступила в наш музыкальный колледж, потом консерваторию окончила. Сейчас она ведущий концертмейстер Казахстана, стала директором областной филармонии.

Три ступени к мастерству

Мы работаем по советской системе образования. В мировой практике уже доказано, что лучше советской школы фортепиано, вообще советской музыкальный школы пока нет. В Казахстане ничего нового изобретать не стали, продолжают следовать этой традиции.

У нас трёхступенчатое образование: музыкальная школа, колледж, консерватория. Я совмещаю работу в колледже с преподаванием в музыкальной школе. Мы там готовим сами себе кадры. В музыкальной школе можно найти алмаз и начинать делать из него бриллиант, уже на этой ступени работая с таким талантливым ребёнком, потом эти бриллианты ещё лучше огранить в колледже, чтобы они могли засверкать в консерватории.

Эта трёхступенчатость всегда была, есть и будет в обучении музыке. У нас не бывает так, что после музыкальной школы выпускник сразу пошёл в консерваторию. Обязательно эта ступень, колледж. И тот же Димаш после музыкальной студии пришёл в наш музыкальный колледж, который окончил на отлично.

Как распознать талантливого ребёнка? Когда работаешь с ребёнком, показываешь ему, и он повторяет за тобой, ты уже видишь, на что он способен. Быстро запоминает, быстро схватывает, слышит музыку. И когда, получив задание, ребёнок усиленно дома занимается, потому что ему это нравится, то это уже успех.

Я всегда сравниваю спортсменов и музыкантов. Ты никогда не добьешься результата, если не будешь заниматься. Есть такое выражение, которое я где-то вычитала и всегда цитирую своим студентам: «Если вы не позанимались один день, об этом знаете только вы. Если вы не позанимались два дня, об этом знаете вы и ваш педагог. Но если вы не позанимались своей специальностью три дня, об этом узнают все». То есть это профессия, которая требует ежедневной работы. Если ты не будешь заниматься, работать над собой, все это сразу поймут.

«Сыграй мне, как будто белые облака плывут»

Не все дети, обучающиеся музыке, становятся профессиональными музыкантами. Но это не означает, что не нужно уделять внимание музыкальному образованию остальным детям. На самом деле, музыкальное воспитание – это не только формирование музыкальных навыков, но и формирование характера и личности.



Что даёт ребёнку обучение музыке? Гармонию. Ребёнок, занимающийся музыкой, начинает воспринимать мир совершенно другими красками, у него эмоциональные ощущения начинают выражаться совершенно по-другому, потому что музыка всегда связана с различными ассоциациями. Мы говорим ученикам: «Сыграй мне, как будто белые облака плывут», «Сыграй мне плотно», «Сделай мне мясо в звуке». И они это понимают. «Глубже сделай, мягче сделай, сыграй нежнее». Мы этими ассоциациями пользуемся, ребенок воспринимает это и совершенно по-другому начинает играть.

Это одна сторона. Вторая сторона обучения музыке, музыка - это питание для человеческого мозга. Мышление развивается - логическое мышление, математическое мышление. Доказано, что, если ребёнок занимается музыкой, он начинает лучше соображать в математике. И память лучше становится. Сейчас у детей такая моментальная память - какой-то клик запомнил, и всё, тут же он закрыл телефон и забыл про это. А музыка развивает долгую память, которая сохраняется в голове надолго.

Я всегда всем советую, даже если вы, как родители, считаете, что у вашего ребёнка нет слуха, нет таланта, всё равно нельзя так говорить про ребёнка. Есть скрытые способности, есть скрытый талант. Слух можно развить, талант можно тоже впоследствии, даже неожиданно для самого себя, раскрыть…

Всё это зависит как от самого ребёнка, так и от родителей. Потому что родители всегда должны помогать преподавателю в самостоятельной работе, в домашней. Если что-то делает ученик на уроке с преподавателем, то это должно обязательно подкрепляться дома. А в этом должны родители помогать, в первую очередь.

Гордость от результата работы

Я люблю свою профессию. Это, конечно, большой труд, но, когда ты видишь результат, и когда ты видишь своего студента, который когда-то к тебе пришёл, будем говорить, со средними данными, а сегодня на государственном экзамене он профессионально, мастерски, шикарно играет, меня переполняет гордость. И я понимаю, что не напрасно живу, что я своё дело отдаю своим ученикам.

Беседовал Марат ТАНКАЕВ

Похожие новости

Календарь новостей
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031