«Успех в шахматах не зависит от таланта, шахматы на 99% - это работа»

«Успех в шахматах не зависит от таланта, шахматы на 99% - это работа»

Кирилл Кудеринов – международный мастер по шахматам, многократный чемпион Казахстана, участник Всемирных шахматных олимпиад, серебряный призёр турнира «Мемориал Дворковича - Актобе Open 2024», тренер сборной Шри-Ланки по шахматам.

Беседовал Марат ТАНКАЕВ

Карагандинский гамбит

Родился и вырос я в Караганде, там же закончил школу, ходил в шахматную секцию. В шахматы играть научился с семи лет, по современным меркам, довольно-таки поздно. Меня научила старшая сестра Дана, с которой сейчас работаем вместе, открыли здесь, в Актобе, шахматную школу. Первые пять лет я занимался шахматами несерьёзно, тренер мне говорил: «Ты балбес, ты ничего не достигнешь». В общем, никто в меня не верил, да я и сам не особо верил. Но после того, как мне исполнилось 12 лет, я изменил своё отношение к шахматам, участвовал много раз в чемпионатах Казахстана, в разных турнирах. Чемпионом Казахстана я был, наверное, семь или восемь раз в своих детских категориях.


С сестрой Даной.

На момент окончания школы я уже был международным мастером, довольно-таки серьезным, уже за сборную Казахстана играл. Меня пригласил ректор Актюбинского университета имени Жубанова Кенжегали Кенжебаев, он сам большой любитель шахмат. Одновременно совпало так, что моя сестра Дана вышла замуж за актюбинца, и наши родители, которые сильно за неё переживали, были рады, что я поеду вместе с ней. Поэтому я переехал сюда, поступил на экономический факультет университета, учился, и после университета остался здесь, выступал за сборную.

Шахматы постоянно меняются

Конечно, правила не меняются, но игроки прекрасно понимают, что с приходом новых компьютеров, нейросетей появилось совершенно другое понимание шахмат, другое отношение к ним. Я столкнулся с тем, что в Казахстане появилась такая прослойка молодых людей лет 18-25, которые, вроде как, не профессионалы шахмат, но они очень много занимаются шахматами, минимум, по три-четыре часа в день, и эти люди хорошо знают теорию и понимают, как играть.

А ещё сейчас шахматы сильно «помолодели». Раньше дети участвовали в турнирах, только начиная с 10 лет. Теперь проходит чемпионат Казахстана для детей до 6 лет! И причём там люди нормально играют. Что я делал в 6 лет? Я сидел за шахматной доской и, наверное, короля грыз, пешек ломал, еще какой-то другой ерундой занимался. А сейчас приходит в нашу шахматную школу девочка пятилетняя: она знает дебюты, она умеет фигурки связывать, она знает примерно стратегию, у нее есть план. Я сижу, на неё смотрю и думаю: как так? Единственный минус – это то, что у маленьких детей стабильности ноль. То есть она сегодня у всех выиграет, завтра всем проиграет, а потом послезавтра скажет: идите в баню, я не хочу больше играть!

Шахматы – гимнастика для ума

Многие родители (реже дети) спрашивают: для чего нужны шахматы. Прежде всего, шахматы очень сильно помогают в учёбе. Особенно на первых этапах. То есть 100% учащихся начальных классов, которые у нас занимаются шахматами, - отличники. Во-вторых, шахматы дисциплинируют детей. Конечно, занятие любым видом спорта дисциплинирует, но именно в шахматах дети, которые уже поняли, как в них играть, больше понимают, более логичные, больше соображают. А когда они начинают участвовать в соревнованиях, ездить в другие города и страны, то у них и кругозор становится шире, и они начинают по-другому смотреть на мир.

На мой взгляд, преимущество шахмат в том, что любой человек, если он начнёт заниматься ими серьезно, обязательно добьется определенных успехов. То есть это не зависит от таланта, потому что шахматы на 99 процентов - это работа.

Шриланкийская партия

В этом году Казахстанская Федерация шахмат совместно с FIDE приняла программу, по которой наши специалисты направляются в страны, где не хватает тренеров. Это Таджикистан, Оман, Камбоджа и Шри-Ланка. Мне предложили участвовать в этой программе, я согласился, подал заявку, мою кандидатуру одобрили. И с 17 апреля по 18 мая я был в Шри-Ланке, тренировал сборные команды этой страны – мужскую и женскую. Помимо этого, я еще обучал там тренеров и с детьми поработал, и участвовал в соревнованиях. В Шри-Ланке население около 22 миллионов человек, то есть больше, чем у нас в Казахстане, а сама Шри-Ланка меньше Актюбинской области в 5 раз, это маленький остров. Шахматы там очень любят, много шахматистов в турнирах играют, по 600-700 иногда до тысячи человек. И тебе нужно просто все партии выигрывать, чтобы стать чемпионом. Такое в мире мало где встретишь, может, в Индии только. Ещё запомнилось закрытие одного шахматного турнира. Оно было очень долгим и включало концертную программу - танцы, песни, причём исполняли всё это сами участники. Ты пришел участвовать в турнире и одновременно можешь записаться на участие в закрытии: можешь танцевать, песни петь, цирковые номера показывать. Какой-то шахматист (я с ним играл в одном из туров) показал номер со змеёй - дул в дудку, и кобра выползала из мешка. Награды, трофеи были просто гигантские по размерам. Мне тоже дали кубок какой-то огромный, но я его вернул, потому что он был слишком большим, и я бы его попросту не утащил оттуда. При этом награждали всех – победителей, участников, тренеров, судей, обслуживающий персонал… Какой-то мужик приехал из Индии, журналист, наградили и его... Столько раздали трофеев, больших и красивых, что я не знаю, как они это все оправдывают в плане финансов.


Со сборной Шри-Ланки.

Шри-ланкийцы ко времени относятся философски, не как мы. Если мы сказали в 12.00, то приходим в 12.00, а они могут прийти в 2 часа, могут вовсе не прийти. У меня была такая ситуация в первый день, позвонил президент тамошней федерации шахмат и говорит: мы тебя в 10 часов заберем, поедем на занятие группы, с 10 до 17 должны были заниматься. Я в 9.45 вышел, стою на улице, жду. А там погода такая в это время года: дожди постоянно, льёт, как из ведра. Жду полчаса, час - никого нет. Через полтора часа приезжает его жена и дочка. Сел к ним в машину, поехали, приезжаем в торговый центр, я думал, сейчас здесь будут шахматные занятия, нет, они заходят в какие-то бутики, смотрят там какие-то сумочки, вещи, одежду. У меня что-то спрашивают, я говорю: подождите, а когда будут занятия по шахматам? Мне отвечают: сейчас все будет, не переживай. В общем, мы еще где-то минут 40 ходили по этому торговому центру, потом поехали куда-то кушать, и в итоге опоздали на 4 часа, то есть занятия начались в 10 утра, а мы приехали в 2 часа дня. Разумеется, половина участников просто ушла уже, один мальчик там уснул - сидел и спал, когда мы пришли. Я очень был недоволен, говорю: давайте так, в следующий раз меня не надо забирать, я сам приеду - просто дайте адрес.

Мне для проживания арендовали дом, и прямо в этот дом приходили дети, взрослые шахматисты, и мы с ними занимались, проводили индивидуальные уроки, иногда групповые занятия. И в этом доме каждый день у меня происходили сюрпризы. Как-то просыпаюсь, смотрю: сидит здоровенная ящерица и на меня смотрит. Я давай кричать, паниковать. Пришёл хозяин, стал успокаивать: мол, ничего страшного, это нормально. Типа, тут везде ящерицы, они добрые, хорошие, не переживай. Ладно, думаю, потерплю. Ещё через пару дней пришли гигантские красные муравьи, ходят по дому. Я еще больше паниковать, хозяева пришли, потравили.

В другой раз открываю дверь, а там стоит варан и жует мой кроссовок, который я снял на пороге. Просто огромный варан, полутораметровый, наверное. Они там ходят везде, как у нас собаки. Потом были тараканы, какие-то летающие тараканы. И я настолько в шоке был от этой всей местной фауны, что когда пришёл скорпион, я не выдержал. И говорю: ребята, снимите мне какую-нибудь квартиру, повыше, на сотом этаже, чтобы эти твари просто не доползали, не долетали... И всё оставшееся время я жил в гостинице, на 12-м этаже, и был счастлив.

Сейчас мы занимаемся с ними онлайн, они участвуют в разных турнирах. Часть играет на чемпионате мира среди студентов в Африке, другая часть поехала играть в чемпионате Азии, часть осталась там, и вот мы со всеми вместе занимаемся, общаемся, я подсказываю по дебютам, как играются, какие варианты. В августе я опять еду туда и буду с ними заниматься на месте. А в сентябре мы поедем вместе в столицу Венгрии, Будапешт, на Всемирную шахматную олимпиаду.

Будущий чемпион мира играл на шахматной олимпиаде в самолётики и машинки

Всемирная шахматная олимпиада – это одно из самых массовых спортивных мероприятий. В настоящее время в них участвуют представители более 180 стран, при этом по 5 человек в женской и мужской командах от каждой страны. Я участвовал в составе сборной Казахстана в 4 шахматных олимпиадах, первая из них была в 2004 году в Испании, на Мальорке. Мне тогда было 17 лет. Команда у нас была очень сильная, в ней было 2 гроссмейстера, один молодой, другой уже в возрасте. Мы неплохо сыграли, это было одно из лучших выступлений сборной Казахстана в истории Всемирных шахматных олимпиад, мы заняли 21-е место. Там играли почти все сильнейшие шахматисты мира. Помню, мы играли со сборной Норвегии, в составе которой играл совсем ещё тогда юный нынешний чемпион мира Магнус Карлсен, ему тогда было 13 лет. Он был маленький, худенький. И у него с собой был рюкзак, как мы узнали, полный игрушек: какие-то самолетики, машинки и что-то ещё. Перед началом тура наш гроссмейстер, против которого он играл, увидел его и удивился, что с таким ребёнком предстоит ему играть. А этот ребёнок очень быстро у нашего гроссмейстера выиграл, наверное, за полчаса. Мы были в шоке! Но потом я выиграл у норвежского гроссмейстера, и еще один наш шахматист выиграл. Мы победили со счётом 2,5:1,5. А после игры Магнус вышел в коридор, сел с этими машинками и стал ими водить по полу и гудеть, бибикать. И этот наш гроссмейстер схватился за голову - кому я проиграл?! Никто же и не предполагал тогда, что этот мальчик станет потом самым сильным игроком мира…


С супругой Маликой.

В 2006 году тоже была интересная ситуация. У нас в федерации, в очередной раз, был какой-то разлад. Были проблемы с финансированием, и не знали, кого отправлять на олимпиаду. Решили так: кто займёт первые пять мест на проходящем юниорском чемпионате Казахстана, тех и отправят... То есть никого из сильнейших шахматистов, гроссмейстеров не взяли в команду, а лишь молодёжь младше 20 лет. Так получилось, что я занял на этом чемпионате второе место и был включён в состав сборной. Мы поехали в Алматы, у нас не было ни денег, ни паспортов, ни виз. И когда уже оставалось буквально пару часов до вылета, прибегает наш тренер: «Всё достал, ребята, все летим!» Прилетели в Италию, в Турин, где до этого в феврале были зимние олимпийские игры. Мы жили в олимпийской деревне и играли в этих олимпийских помещениях. В первом туре мы играли со сборной России, это был шок: в составе сборной России играли Крамник, Свидлер, Грищук и другие сильные шахматисты. Была интересная статья в газете, спрашивали: где гроссмейстеры казахстанские, что за дети приехали? Но по игре мы стояли довольно неплохо, были выигрышные позиции, у меня было лишнее качество, я с Морозевичем играл, молодой был, горячий, хотел победить, и остальные тоже. Но все мы в итоге свои партии проиграли. В целом, выступили плохо, заняли 50 какое-то место.

В 2010 году олимпиада была в Ханты-Мансийске, в России. В это время готовились к выборам президента FIDE, там Каспаров с Карповым, объединились вместе, и Каспаров баллотировался в президенты FIDE. Я жил в гостинице в соседних номерах с ними, постоянно общались, практически каждый вечер. Всегда ведь было противостояние двух «К», а здесь они объединились, дружили, ходили повсюду вместе, и всё делали против тогдашнего президента FIDE Кирсана Илюмжинова, но, к сожалению, всё-таки проиграли выборы. В шахматах так: одна федерация – это один голос, а сколько стран, столько и федераций. Илюмжинов поехал в Африку, всех там подкупил - и всё. Те, кто более-менее соображал в шахматах, большие федерации, голосовали за Каспарова, но простым большинством голосов победил Илюмжинов, потому что, скажем, Россия имела такой же голос, как и какое-нибудь государство Бурунди. Больше ничего интересного на той олимпиаде не было, мы сыграли средне, заняли примерно 30 место.


На турнире «Актобе Open - 2024».

Четвертая олимпиада, в которой я участвовал, проходила в Стамбуле в 2012 году. Я готовился к ней очень серьёзно, долго, дебюты готовил и так далее, а сыграл на ней хуже, чем на всех предыдущих олимпиадах. Команда наша мужская тоже сыграла плохо, а женская сборная, наоборот, выступила очень успешно, произвела там фурор своей игрой. Возможно, именно тогда начался подъем казахстанских женских шахмат, который продолжается до сих пор. Женщины подняли волну и у наших мужчин, плюс федерация много популяризует, проводит различные соревнования, реализует шахматную программу в школе - и люди понимают, что в шахматах можно чего-то добиться, приходят и начинают играть.

До эндшпиля ещё далеко

На предстоящую в сентябре Всемирную шахматную олимпиаду я поеду в качестве тренера сборной Шри-Ланки. Но надеюсь, что на следующей Олимпиаде я уже буду снова играть за сборную Казахстана. Я хочу активно начать играть, участвовать в чемпионате Казахстана, может быть, даже получится выиграть, хотя это очень сложно. Мне надо хорошо подготовиться, может, какие-то турниры тренировочные попробовать, но, по крайней мере, цель моя такая - вернуться в сборную, вернуться в большие шахматы.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Июль 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031