5 000 гостей посетили «Ночь в музее», проведенную в Актобе
Так провожали в последний путь древних актюбинцев в 5 веке до нашей эры.
Чем отличается зергер от ювелира? Кто и как возрождает в регионе утраченное искусство? Какие тайны хранят камни? Как выглядели древние актюбинцы во время ледникового периода? Об этом и многом другом рассказали горожанам в праздничную ночь с субботы на воскресенье.
Ренат ТАИПОВ
Около 5 тысяч актюбинцев и гостей города посетили в субботу, 18 мая, Историко-краеведческий музей. В этот день, а точнее вечер (двери главного хранилища исторических редкостей распахнулись в 19 часов) здесь началась ежегодная акция «Ночь в музее». В этот раз ее приурочили к 155-летию Актобе, Международному дню музеев и 95-летию самого АОИКМ. Напомним: первая выставка, посвященная истории Актюбинска, была проведена в далеком 1929 году. Подготовили ее городские энтузиасты, образовавшие Общество изучения родного края. Собранные ими коллекции составили первооснову для будущего Актюбинского историко-краеведческого музея.
От арт-практик к шаманским ритуалам
- Для музейной ночи мы создали несколько дополнительных экспозиций, - рассказывает репортеру @aktobe_times экскурсовод Самат Искендиров. – К тому же, сегодня после нескольких месяцев реконструкции будет открыт Зал золота. В нем мы выставили еще и находки из погребения «Таскопа», обнаруженного в Темирском районе. Захоронение относится к сарматскому времени и датируется 5-м веком до нашей эры.
Стоит отметить, что в одном из залов музея сотрудники провели перформанс, демонстрирующий камлания шамана над умершим сарматским воином. Одетый в шкуры шаман исполнял ритуальный танец и непрестанно бил в бубен, чем вызвал у посетителей неподдельный интерес.
Шаман, уставший от камланий, вернулся в действительность.
- Также мы подготовили несколько мастер-классов, в том числе по созданию гончарных изделий с помощью традиционных техник, изготовлению ювелирных украшений и реконструкции древних гончарных изделий, обнаруженных во время раскопок, - дополняет Самат Искендиров.
Из Нукуса с кувшином
С гончарным искусством гостей музея познакомил Орынбасар Тулегенов, сын известного в Актобе скульптора Жаксыбая Тулегенова.
- Мой отец - автор памятника поэту Толегану Айбергенову, установленного в 2021 году на Аллее влюбленных в Актобе. Я же являюсь соавтором этого бюста.
Орынбасар Тулегенов, как и выдающийся казахстанский поэт, родом из Каракалпакстана.
- Родился я в Нукусе в год Московской олимпиады. Отучился на факультете керамики художественного института в Ташкенте. Затем переехал в Актобе. Сейчас работаю в музее.
Гончарное ремесло Орынбасар не оставил. Продолжает изготавливать посуду и сувениры.
- Делаю кувшины, горшки в национальном стиле, различные фигурки – верблюдов, баев. Всё из керамики. Веду два инстаграма, делаю сувениры на заказ. Бываю в других городах Казахстана, посещаю гончарные мастерские в Алматы, Шымкенте и Туркестане. Мастерская моего друга Абая Рыспаева находится возле мавзолея Ахмета Яссави. Бываю у Абая. Делимся опытом.
Для проведения мастер-класса Орынбасар Тулегенов установил в одном из залов музея два гончарных круга. От желающих получить первый опыт по изготовлению глиняной посуды не было отбоя.
Орынбасар Тулегенов (слева) провел мастер-класс по гончарному делу.
- Время создания одного кувшина зависит от его толщины. Чем тоньше сосуд, тем сложнее работа. Глину я использую в том числе местную. Качество у нее тоже нормальное. Но для мастер-класса мы заказали глину из Алматы, она капчагайская, - объясняет Орынбасар. - Участники мастер-класса получившиеся горшки и кувшины могут забрать домой. Естественно, если нет муфельной печи, то можно и в духовке обжечь. Качество, конечно, будет не самое высокое. А вот на солнце высушивать не надо.
Ювелирное возрождение
Свои работы в музее представил известный в Казахстане и за его пределами художник-ювелир Болат Атраубаев. Во время проведенного мастер-класса он показал, как заправляются камни в металл.
- Я подобрал необходимые заготовки: серебро высокой пробы, бирюзу, коралл. Конечно, для заправки камней нужна лаборатория. Но некоторые элементы работы можно показать и в музее.
Болат Атраубаев родился в Хобдинском районе, в досоветские времена славящемся своими ювелирами. В 1994 году окончил Актюбинский педагогический институт. Диплом защитил по ковроделию. Долгое время преподавал в стенах родной alma mater на художественном факультете. И в то же время постигал азы ювелирного дела.
- В советское время, к сожалению, ювелирное искусство казахов было фактически уничтожено. Тонны изделий ушли на переплавку, очень немногое из сохранившегося оказалось в музеях. Многие ювелиры были репрессированы. Поскольку все они являлись набожными людьми, а в те годы шла борьба с религиозностью, - объясняет художник. - Наши дедушки были репрессированы, расстреляны, а наследие их – уничтожено. Поэтому их потомки, к сожалению, не переняли мастерства. И сейчас знания о казахском ювелирном деле приходится собирать по крупицам.
Дедушка Болата Атраубаева тоже был ювелиром, и его затронуло «красное колесо» репрессий.
- К сожалению, своего деда по материнской линии я не видел. Его не стало задолго до моего рождения. И ювелирных работ, созданных им, не сохранилось. Но остались дедушкины инструменты. Они, так сказать, и не давали мне покоя. Но чтобы освоить ювелирное искусство (а точнее зергерство), мне пришлось нанимать других мастеров и платить им за передачу знаний. Нужно различать: есть ювелир, а есть зергер. Потому что зергерство – это скрытое искусство, зергер – целый образ жизни. Это не просто так: сел, покурил и работаешь… Вначале получаешь омовения, читаешь молитвы и только после принимаешься за работу.
- А где приобретали серебро казахские мастера в дореволюционный период? И как вы оцениваете уровень созданных тогда ювелирных изделий? - поинтересовался корреспондент «АТ».
- Раньше ведь очень активный обмен шел и камнями, и металлами. Привозили и большие слитки. Переплавляли и николаевские монеты. И польские, китайские монеты использовали, и даже иранские. По землям Актюбинской области Шелковый путь проходил, поэтому материалы всегда были. Если говорить о ювелирных изделиях начала 20 века, то нужно отдать дань мастерам: у них не было такого ассортимента инструментов, но качество изделий - очень высокого уровня!
Бухарские мотивы
Недавно Болат Атраубаев вернулся из Бухары, где проходил Международный фестиваль золотошвейного и ювелирного дела. Мастера из разных уголков мира представляли свои работы и делились опытом.
Болат Атраубаев поделился впечатлениями от фестиваля в Бухаре.
- В фестивале участвовали 60 стран, были ювелиры из Азии, Европы и Америки. Мне посчастливилось попасть на это мероприятие, пройдя очень серьезный отбор. Из всего Казахстана только 4 ювелира участвовали. В каждой стране свои интересные особенности. В одной больше занимаются горячей эмалью, в другой стране используют филигранные, очень тонкие работы. Где-то специализируются на авторских украшениях. В других странах только драгоценные камни используют, а в некоторых – только камни поделочные. Представитель каждой страны старался продемонстрировать собственную культурную идентичность. Хотя микс, синтез разных стилей, тоже был представлен, но в основном делали упор на традиционном.
В чем отличие?
Болат Атраубаев показал на фестивале ювелирные украшения, выполненные в традиционном западноказахстанском стиле.
- Наш стиль, то есть принятый в Мангистауской, Атырауской и Актюбинской областях, отличается своей монументальностью. Изделия, как правило, массивные, подчеркивающие статус. Таковы браслеты, нагрудные украшения, которые носили наши женщины.
Отражено в западноказахстанском стиле и назначение ювелирных изделий.
- Если говорить о европейских украшениях, то там акцент делается на эстетику, поэтому используют драгоценные камни – бриллианты, рубины, - объясняет ювелир. - А у нас первое назначение – очищение энергетики. Наши предки заметили, что серебро действует очищающе. И наука это давно доказала: серебро работает как антисептик. Идут путники по степи, встретили источник, набрали в казан воды, бросили изделие из серебра, вода и очистилась. Вторая функция – оберег от сглаза. И только третья - эстетика и красота!
Создавая созвездие
В настоящее время Болат Атраубаев работает над созданием авторской коллекции. Показать ее планирует он на персональной выставке, которую намерен провести в конце лета – начале осени.
- Но самое главное для меня сейчас – передать свои знания, свой опыт новым поколениям. Потому что, как я уже говорил, в советское время, к сожалению, ювелирное искусство казахов было истреблено. У меня уже создана своя команда – это плеяда моих учеников.
Стоит заметить, что Болат Атраубаев не только ювелир, но и профессиональный реставратор. Он уже давно сотрудничает с актюбинским краеведческим музеем. Среди прочего, является автором художественной реконструкции облика сарматского воина, обнаруженного в захоронении «Таскопа».
Камни, мистика и терапия
Неподалеку от стенда, где были выставлены работы Болата Атраубаева, расположилась экспозиция, подготовленная Алексеем Кислицей. На протяжении 20 лет он занимается продажей натуральных камней и изделий из них.
Алексей Кислица занимается камнями уже 20 лет.
- Принять участие в акции «Ночь в музее» меня приглашали и раньше. Но как-то не получалось. А в этот раз я решился, - рассказывает актюбинский камневед. - Любовь к камням ко мне пришла постепенно. Сперва немножко сам коллекционировал некоторые вещи. Было у меня несколько камешков – агаты полосатые. И затем уже решил заняться камнями серьезнее. Сотрудничаем с казахстанскими и уральскими мастерами (из Екатеринбурга, Челябинска, Пермского края). У каждого покупателя любовь к камням выражается по-разному. Кто-то берет с точки зрения мистики камня – для богатства, для достатка, для счастья. Кто-то берет исключительно для литотерапии – лечения камнями. Другие приобретают исключительно в качестве украшения. Всё зависит от человека, от его отношения к камню, от его веры в камень. Покупают камешки и ювелиры для своих работ.
И юристы шьют
На всех этажах музея звучала музыка. Попурри из казахских кюев исполнили домбристы Актюбинского музыкального колледжа. Яркую программу для детей подготовил театр кукол «Алакай». Танцевальные номера исполнили творческие коллективы Дома дружбы.
Зажигательный танец Эльвиры Хабибуллиной потряс публику.
- В прошлом году мы были гостями «Ночи в музее». Нам очень понравилось, и в этом году мы решили принять участие уже сами, с танцами и песнями, - рассказывает руководитель Этнокультурного объединения татар и башкир «Шатлык» Эльвира Хабибуллина. - А еще мы подготовили фотозону в национальном стиле. Выставили на обозрение старинные предметы быта, представили музыкальные инструменты. Вот гармонь-тальянка, а вот саратовская гармошка, которую когда-то подарил нам ветеран Великой Отечественной. А здесь шумовые инструменты – деревянные ложки, трещотки. Свои работы (расшитые тюбетейки, нагрудники, колпаки) представили наши рукодельницы. Сред них и известный актюбинский юрист Наталья Федоровна Исхакова. Муж у нее татарин, так что она келин в татарской семье. Внуки ее ходят к нам в центр. А она вот занимается таким хобби.
От одноклассника – до императора
В музее выставили живописные работы именитые актюбинские художники, а также еще только начинающий рисовальщик и фотограф Алихан Азамгулов. Ученик 11-го класса Назарбаев интеллектуальной школы признается, что рисунком занялся лишь 1,5-2 года назад:
- Сначала рисовал в арт-студии у нас в школе, потом я обратился к профессиональному архитектору. Занимаюсь с ней рисунком. Планирую поступить в зарубежный вуз (возможно, Гонконг) на архитектора. Поэтому готовлю портфолио. В Гонконгском университете сейчас собрались квалифицированные специалисты, которые окончили британские вузы. Они набрались опыта и теперь преподают студентам со всего мира, - объясняет свой выбор Алихан.
Алихан за 1,5-2 года освоил рисунок и азы фотографии.
Школьник представил на выставке 6 рисунков, по которым можно проследить за прогрессом начинающего художника: от портрета одноклассника - до композиции с бюстом Марка Аврелия.
Занимается Алихан Азамгулов и фотографией. На большую часть представленных фоторабот школьника вдохновили виды Астаны. Парень даже составил рейтинг лучших, на его взгляд, столичных архитектурных объектов: на первом месте он расположил «Хан Шатыр» Нормана Фостера, на втором -«Байтерек» Акмурзы Рустембекова, третья позиция – у «Пирамиды» того же Фостера. Топ самых уродливых зданий Астаны Алихан назвать не решился.
Впервые в истории
Целый зал в музее был отдан экспонатам, представленным Западно-Казахстанским медуниверситетом. В особенности посетителей музейной ночи заинтересовали роботизированные манекены, на которых свои навыки отрабатывают будущие врачи.
Открывая экспозицию, директор музея Мейрам Дуйсенгали подчеркнул, что медицинской выставки в АОИКМ еще не было.
Так, вероятно, выглядели древние жители Актюбинской области во время ледникового периода.
Автор: