Секспросвет в школах: уят или острая необходимость?
В Казахстане, согласно данным минздрава, подростки все чаще вступают в половые отношения, пишет @aktobe_times При этом многие из них ничего не знают о методах контрацепции, и, как следствие, растет количество ранних беременностей и вынужденных абортов. Половое воспитание в школах, как уверены эксперты, поможет справиться не только с этим проблемами. Но господствующее в обществе табу на все, что связано с интимными отношениями, не позволяет вмешиваться в школьную программу.
Артур САЙЫН
По данным минздрава, только за 11 месяцев 2023 года в республике забеременели 2 105 девочек до 18 лет, из них родили 1 411.
В исследовании за 2019 год фонда ООН в области народонаселения говорится, что в среднем в Казахстане у 3 из 100 девушек регистрируется беременность в 15-19 лет. 15% от всех подростковых беременностей заканчиваются абортом. 45% опрошенных подростков 15-19 лет не знают, как защитить себя от инфекций, передаваемых половым путем.
Отсутствие знаний в области половых отношений приводят и к другим печальным последствиям. Так, сексуальная энергия подростков, не нашедшая правильного русла, может обернуться и такими опасными явлениями, как насилие и домогательства. К примеру, в Астане старшеклассники, как сообщают республиканские СМИ, недавно изнасиловали ученицу 8-го класса.
С другой стороны, дети могут стать жертвами сексуализированного насилия и не рассказать об этом, опять же в силу табуированности темы и элементарного непонимания того, что с ними могло произойти (дети дошкольного возраста).
Капля в море
По информации опрошенных нами родителей следует, что на сегодняшний день в школах Актобе практически не беседуют с детьми по вопросам полового воспитания. Очень редко (и только с девочками) врачи по приглашению проводят лекции об особенностях периода менструации. Для мальчиков практически ничего не предусмотрено. Казалось бы, недостаток знаний в таких вопросах дети должны восполнять на уроках биологии и внеклассных часах.
- На биологии дети ограничиваются выверенной, можно сказать, дистиллированной информацией. То, что учителю совестно рассказать или неудобно, он и не будет. Педагог стесняется иногда назвать половой член членом, отсюда у нас тычинки да пестики, и это, когда говорят о мужских и женских половых органах, - рассказывает одна из актюбинских мам.
Классные часы, на которых предусмотрено поднимать тему, к примеру, контрацепции, практически не проводятся.
Называйте вещи своими именами
Секспросветительница, тренерка по репродуктивному и сексуальному здоровью Мира Унгарова подтверждает, что в школах Казахстана уроки полового воспитания если и проводятся, то формально, и не на должном уровне.
- Когда старшее поколение слышит про половое воспитание, у них ассоциация непосредственно с сексом: как им заниматься, про разные позы и так далее, - говорит Мира Унгарова. - Хотя секс-просвет — это не обязательно про это. Когда мы говорим о половом воспитании в школах, то здесь очень важно вводить его с самого начала, то есть в начальных классах с 1-го класса, даже в детском саду. А не как у нас, когда в 5-6 классе для девочек проводят лекцию про менструацию, про то, что такое месячные, и дают разные журналы и дарят прокладки, и всё. Но менструация у девочек начинается по-разному, бывает в 10 лет, у кого-то в 14, поэтому, как мне, кажется, лучше говорить об этом с конца 4-го класса. Об этом должны знать не только девочки, но и мальчики. Не все родители просвещают своих детей, к сожалению. Бывают ситуации, когда девочка не знает, что такое месячные и когда они впервые наступают, ребенок думает, что он умирает. Поэтому, если родители в Казахстане не справляются с воспитанием в этом плане, потому что у нас большая стигма на секс-просвете, эту роль обязаны взять на себя школы.
Начинать половое воспитание, по словам секспросветительницы, нужно с самых ранних лет.
- Был такой резонансный случай (события происходили в Манчестере, Англия. – Авт.). Мама одной девочки называла ее гениталии печенькой, - рассказывает Мира Унгарова. – Когда произошло сексуализированное насилие, девочку домогались, она обратилась к воспитателю о том, что какой-то взрослый мужчина «лизнул её печеньку». Воспитатель не понимала и говорила: в следующий раз попроси другое печенье. Через некоторое время мама этой девочки сказала, что на «печеньке» дочери появилась сыпь, тогда только воспитательница поняла, что на самом деле произошло. Из-за того, что вещи не называются своими именами, здесь произошла такая плачевная ситуация.
Поэтому секспросветительница уверена, что в детских садах и начальных классах нужно рассказать про половые органы, и как они называются.
- Это невероятно важно, потому что это поможет предотвратить и сделать профилактику против изнасилований, - продолжила Мира Унгарова. – Нужно объяснять детям, что такие части тела никто не имеет права трогать, кроме их родителей, только если они помогают им, например, помыться. Но и также в целом учить безопасности, если вдруг с ребёнком будет пытаться подружиться, допустим, взрослый человек, дети могут докладывать об этом учителю или воспитателю. Такие уроки можно сделать в образовательно-игровой форме, так между детьми и воспитателем или учителем выстроится доверие.
В средних и старших классах, по мнению Миры Унгаровой, нужно говорить про особенности полового созревания, о методах контрацепции и о принципе согласия в отношениях.
- Нужно рассказывать, что тело может меняться, что это нормально, могут быть более острые запахи из-за гормонов, что нужно соблюдать гигиену, про менструацию, поллюции, - говорит секспросветительница. – Также (что важно) в целом продолжать рассказывать про строение тела, и уже, я думаю, рассказывать про методы контрацепции, раннюю беременность. Но и в целом в этом возрасте дети начинают интересоваться друг другом, встречаться. Надо объяснять, что важен принцип согласия, важно согласие в плане, когда вступаете в отношения, первого поцелуя, секса. Если хотя бы начать с этого, в идеале это уже даст большие плоды.
«Уятменов» больше
Общественный деятель, член комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при акиме области Айнура Когай проводит курсы по самообороне для жещин, поднимает проблемы насилия в отношении женщин. Она на себе испытывает все страхи и предрассудки родителей школьников, которые порой не дают ей поработать с детьми.
- У нас все, что связано с сексом, детям изначально дома говорят, плюс еще школьная система образования добавляет, что это что-то постыдное, безнравственное, - говорит Айнара Когай. – Соответственно, ребенка, подростка вгоняют в чувство вины за какой-то интерес к изучению вопроса секса, какому-то половому образованию. Тут, как я понимаю, есть две группы людей. Одна за то, чтобы в школах было сексуальное образование, просвещение. При этом, сами родители не боятся поговорить об этом со своим ребенком. Есть вторая группа так называемых «уятменов», их сейчас намного больше. Меня во многие классы не пустили с мастер-классами по самообороне для девочек. Половина родителей была против, потому что не хотели, чтобы я разговаривала о сексуальном насилии. Но рассказывать подросткам о методах безопасности, о самообороне нельзя, не рассказывая о том, что есть сексуальное насилие.
Общественница считает, что половым воспитанием в первую очередь должны заниматься родители.
- Сексуальное воспитание – это не только разговор о сексе, о половом акте или пропаганда секса, как многие считают. Это же сексуальное образование, которое означает грамотное отношение к своему организму. У подростка какие-то изменения происходят, и у девочек, и у мальчиков в период полового созревания, и они об этом не знают. Им страшно, что-то происходит, а они не понимают, и никто с ними об этом не разговаривает. Знание организма противоположного пола или знание, как уметь отношения выстраивать, в какой момент к сексу переходить, когда это можно, уместно. Это также умение защитить себя для того, чтобы избежать насилия, и знать какие-то правила безопасности. Здесь первый шаг должны сделать родители, потому что для меня, как для родителя, в первую очередь важна безопасность моего ребенка. Школа все-таки такую ответственность за моего ребенка не несет. Думаю, что родители со школьной системой должны объединяться, чтобы в целом было здоровое поколение в будущем.
Чему научатся?
Подростковый психолог Жазира Макашева считает, что если оставить все, как есть, дети будут узнавать о сексе из интернета или на улице, где информация может быть не всегда достоверной, а хуже того - вредоносной.
- У нас, наверное, думают, что дети вырастут и сами как-то узнают. Да, они узнают, но откуда? Интернет, более продвинутые сверстники наших детей. Но какая это информация, насколько она достоверная, вот в чем вопрос. И большинство людей пускают это на самотек и думают: «Ну, мы же выросли, и наши дети как-то вырастут». Ладно, кому-то там повезло, но все равно это, прежде всего, про безопасность. Когда мы учим детей, про половое воспитание говорим, про репродуктивное здоровье, выбор, согласие – это еще же про безопасность, это умение строить здоровые отношения. Лучше пусть они увидят, что мама или папа не стесняются, не смущаются.Значит, ребенок может в случае чего прийти к родителям, что-то у них спросить –это же прежде всего про доверие.
Психолог также отмечает, что в школах не говорят о сексе.
- Когда я училась в школе, начиная с класса 7-го, у нас были отдельные собрания для девочек и приглашали гинекологов, они там говорили про контрацепцию, были отдельные собрания для мальчиков. Но вот сейчас на уровне своих детей ничего подобного я не наблюдаю. Если родитель стесняется говорить с ребенком, или это суперконсервативная семья, то половое воспитание должно проходить в школах. Школа – это безопасное место, где дают достоверную информацию, и хотя бы на этом уровне ребенок должен получать какую-то информацию. Надо приглашать тех же врачей (гинекологов, урологов), они с научной точки зрения будут говорить.
«Мы просто не можем сделать этого»
В минпросвещения считают, что отдельного урока по половому воспитанию вводить надобности нет.
«Есть некоторые вещи, которые ребёнку в первую очередь должны донести мама или отец. На сегодня все вопросы полового воспитания в рамках предмета по биологии, других предметов, на классных часах классные руководители в достаточной мере освещают. Но вводить предмет прямой нормой – мы просто не можем сделать этого. В той необходимой мере он у нас идёт через наши учебные предметы, на которых как раз изучается именно анатомия человека и другие моменты», – сказала вице-министр просвещения Наталья Жумадильдаева.
Чем опасна подростковая беременность?
«Ранняя беременность - это беременность в период развития человека от 14 лет до 18 лет. В это время еще не завершилось половое созревание. Подростковая беременность протекает по-особенному и сопровождается повышенным риском осложнений как для матери, так и для ребенка. Это может включать преждевременные роды, недоношенность, низкий вес новорожденного, проблемы с ростом и развитием ребенка. Подростковый организм находятся в процессе развития, и органы могут быть недостаточно зрелыми для беременности и родов. Например, кости молодой матери все еще могут находиться в процессе формирования, что может сделать процесс родов более сложным, и даже опасным.
Завершение подростковой беременности может иметь два пути: аборт или роды. Проведение прерывания беременности может увеличить риск осложнений, таких как кровотечение, внутриматочные инфекции, повреждения матки или других органов.
В зависимости от культурных и социальных обстоятельств, подросток может столкнуться с осуждением, изоляцией, проблемами в отношениях с семьей и друзьями после процедуры аборта.
Не менее важна и психологическая составляющая ранней беременности. Факт беременности подростками осознается с опозданием. Первая реакция – шок, чувство вины, растерянность, страх, потрясение и паника. Практически всегда подростковая беременность – незапланированное явление, поэтому чаще всего является нежеланной», - говорит врач высшей категории, магистр общественного здравоохранения, президент Казахстанской ассоциации по половому и репродуктивному здоровью и эксперт Национальной Ассоциации Денсаулык Наталья Рахальская.
Автор: