Каким мы запомнили 2023 год?
Уходящий год подарил нам много поводов для гордости, которую омрачила боль от разочарования. У горожан появилась надежда на решение проблем, которые для Актобе кажутся извечными. А еще 2023-й вернул нам акима с большим кредитом доверия, но оставил с низким урожаем и слабым отоплением.
Ренат ТАИПОВ
Визит года
В середине июля в Актобе прибыл автор YouTube-канала «Обожаю» Асхат Ниязов, прозванный поклонниками «грозой акимов». Как писала наша газета, встречали его с огоньком и фейерверком. Потому как в первую очередь он посетил горящий мусорный полигон. Удалось Ниязову нагнать и тогдашнего акима Ералы Тугжанова, решившего в тот день объехать самые дальние уголки вверенных владений. Видеоотчет об Актобе и общении с акимом был опубликован 23 июля. После этого Тугжанов оставался у власти всего 45 дней.
Доподлинно неизвестно - сказалось ли поведение акима на решении Акорды снять Тугжанова с должности. Но с 5 сентября в реестрах государственных чиновников он не значится.
А вот родной брат Ералы Тугжанова продолжает возглавлять один из районов Западно-Казахстанской области.
Стоит отметить, что аудиозапись Марата Лукпановича, в которой он 1,5 часа кроет матом подчиненных за про…ю борьбу с паводком, набрала намного больше одобрительных комментариев казахстанцев, чем обращение Ералы Лукпановича с журналистом.
Возвращение года
Именно так можно назвать назначение акимом Актюбинской области Асхата Шахарова, который завоевал симпатии у жителей региона за поведение во время Кровавого января. На тот момент он занимал пост акима Актобе, но, в отличие от Ондасына Уразалина, разглагольствовавшего о сакральности власти, не побоялся вступить в диалог с протестующими.
Возвращение Шахарова, судя по комментариям в соцсетях, приветствовало большинство актюбинцев. Глобальных преобразований в регионе от него не ждут, понимая, что он находится лишь на стадии набора политического веса. Да и от акимов, способных повернуть реки вспять (или победить свинокомплекс), Актобе изрядно подустал.
Горожане готовы довольствоваться малым и надеются, что Шахарову удастся проявить ловкость дзюдоиста и стойкость самбиста для решения более насущных проблем: избавить город от вони из переполненного КОС и гари - от мусорного полигона.
А главное из предстоящих испытаний – отопительный сезон 2023-2024 года. Первые морозы прошли, кажется, без эксцессов. Но впереди - крещенские.
Преступление года
Главным преступлением года мы назовем решение казахстанских властей об уничтожении сайгаков. Тех самых реликтовых животных, популяцию которых с трудом удалось восстановить после массового падежа 2015 года. Тогда погибло около 150 тысяч степных антилоп. Власти утверждали, что с 295 тысяч животных в конце 2015 года популяция выросла до 1,9 миллиона в 2023-ем.
Необдуманным в деле отстрела сайгаков выглядит все. Абсолютно не ясно, почему программу по сокращению их численности разработали ветеринары, борющиеся с эпидемиями у овец, а не биологи из профильных зоологических институтов. Не продумана система отлова сайгаков и передачи их мяса для продажи в розницу. Не исключено, что китайские юани, вырученные от продажи тысяч рогов сайги, осядут в карманах казахстанских чиновников и воров.
Об ужасах истребления сайгаков в Казахстане была снята документальная лента, доступная на YouTube-канале «Настоящее время. Док». У репортеров @aktobe_times не хватило моральных сил досмотреть этот фильм. Но образ дрожащего животного, переломавшего лапы и загнанного в корали, стоит перед глазами до сих пор.
Ученые опасаются, что число сайги в следующем году значительно сократится. Отстрел проводят во время гона, когда самцы собирают гаремы и ведут ожесточенные бои друг с другом. Во время гона, как утверждают зоологи, погибает до 90% самцов даже без дополнительного уничтожения.
Провал года
Именно так можно назвать итоги хлебоуборочной компании и собранный недоурожай. Беда настигла практически все зерносеющие регионы Казахстана. Власти отчитываются, что намолотить удалось около 16 миллионов тонн зерна. При этом не менее 40% пшеницы оказалось настолько низкого качества, что даже на корм скоту отдавать его страшно. В Айтекебийском и Каргалинском районах нашей области этот показатель достиг 70%.
Провал в казахстанском аграрном секторе чуть было не стал причиной международного скандала. Казахстанские производители решились на обман, смешивая не классное зерно с качественным. Такую муку, как сообщали в профильном союзе, умудрились отправить на помощь в Афганистан. Голодающие афганцы не смогли испечь из нее даже лепешки – тесто расплылось и не могло пропечься.
Власти винят в неурожае и засуху, и дожди. А ученые-селекционеры – низкое использование местных и районированных семян, приспособленных к нашему резко-континентальному климату. Спор привел к объявлению правительством о полной перезагрузке «аграрной научной системы». Удастся ли она – неизвестно. Но Нацбанк уже прогнозирует рост цен на продукты из-за низкого урожая.
Болезнь года
Ситуацию с распространением кори в минздраве не называют эпидемией, но признают, что ежедневно в Казахстане этим вирусом заражаются 300 человек. По числу заболевших на 100 тысяч населения Актюбинская область оказалась в пятерке лидеров.
1. Шымкент – 263,5 случая на 100 тыс.
2. Жамбылская область – 224 случая
3. Мангистауская область – 218 случаев
4. Атырауская область – 196,6 случая
5. Актюбинская область – 158,7 случая
В минздраве сообщают, что по республике доля непривитых среди заболевших детей составила 83,6% (13 670). При этом политологи считают, что в большинстве своем казахстанцы отказываются от прививок по религиозным мотивам.
По числу заболевших корью Казахстан занял третье место (12 985 человек) в мире. На первом месте – Йемен (25 216 заболевших).
Победа года
Поднять в Новый год бокалы с тостом «За нашу победу!» могут неравнодушные актюбинцы, экоактивисты и журналисты «АТ», не позволившие нефтяному лобби захватить Актолагай – одну из главных красот Актюбинской области. Напомним: министерство экологии, вероятно, по недосмотру, выделило алматинской компании «West Precaspian Company» огромный участок земли в Актюбинской области под разведку нефти. Но репортерам «АТ», изучившим карты и сверившим все координаты, удалось выяснить, что на отданной территории расположено плато Актолагай Южный. Эта уникальная местность давно признана заповедной зоной.
Благодаря поддержке актюбинцев, поднявших шквал негодования в соцсетях и запустивших петицию против добычи нефти, Актолагай удалось отстоять.
Аналогичную победу одержали актюбинцы и над алматинской компанией «КазНефтеГазПроект», задумавшей искать нефть почти в городской среде. Да к тому же, как выяснили репортеры «АТ», на берегу Актюбинского моря и под мавзолеем Есет батыра.
Но точку в борьбе за Актолагай и основное городское водохранилище ставить еще рано. Вероятно, мы еще повоюем.
Загадка года
Газ, вроде, есть, но его, вроде, нет. Приблизительно в такой форме можно было бы шутить актюбинцам, которые отапливают свои дома при помощи газа. Но им, замерзшим, совсем не до шуток. Причем мерзнут не только жители частного сектора, но и фактически всего микрорайона «Батыс-2». Поскольку большинство многоэтажек в этом районе не подключены к центральному отоплению и обогреваются за счет голубого топлива.
Актюбинцы недоумевают: почему фитили горят слабо и трубы холодные? Многие винят крупные предприятия, которые перетягивают на себя большую часть газа. Но и бизнесмены в Актобе недовольны: десятки производств не удается запустить из-за нехватки газа.
Власти обещают решить проблему в 2024 году, когда к городу подведут третью нитку от магистрального газопровода «Бухара – Урал». Не возникнет ли новая разбалансировка в распределении топлива – неизвестно.
Разочарование года
Разочарование – явно не подходящее слово, которым можно описать отношение к войне, которую развязала Россия против Украины. Более 100 тысяч погибших с каждой стороны. И в два раза больше раненых по обе линии фронта. Но еще в середине года, думаю, у большинства казахстанцев оставались надежды, что будет достигнут мир, причем на условиях Украины. Недостижимость мира и вызывает разочарование. Прорыва на южных рубежах, равного по масштабам контрнаступлению в Херсонской области 2022 года, ВСУ добиться так и не смогли. Справедливости ради, надо заметить, что и ни одной победы, как недавно заявил Владимир Зеленский, российским войскам за год одержать не удалось.
Вопреки ожиданиям, российский режим устоял, нанеся удар, как по сторонникам мира, так и по крылу правых радикалов, призывающих к объявлению новой мобилизации.
Период «разброда и шатания» (липкий термин из советских учебников по истории) завершился. Вертикаль окрепла. В стране запрещают книги, пропаганда проникла в школы, власть надеется создать Homo Putinus, по меткому выражению известного политолога. Какими последствиями это грозит Казахстану, который с трудом прирастает демократией – представить страшно.
Открытие года
К таковым можно причислить серию исследований, которые проводятся в Актюбинской области. Они посвящены периоду Великого переселения народов и появлению на казахстанской земле гуннов. По слухам, столь пристальному вниманию именно к этому историческому времени мы обязаны Ералы Тугжанову, которого «заразили» гуннской проблематикой археологи в те годы, когда он возглавлял Мангистаускую область.
Так или иначе, но историческая наука от этого только обогатилась. Открытия, совершенные в Кобдинском районе, в частности на могильнике «Дербисали II», позволяют предположить, что в Актюбинской области может находиться Долина вождей гуннов - несколько сотен захоронений, растянувшихся в некоторых местах на 5-6 километров.
К тому же, благодаря интересам бывшего акима, в Актобе удалось реконструировать образ гуннского вождя, чьи останки были найдены близ Актобе на захоронении «Елек I» в 2018 году.
К счастью, после смены власти от реализации проектов по изучению гуннского периода не отказались.
Автор: