Бесконтрольный выпас скота убивает сельское хозяйство в Актобе

Бесконтрольный выпас скота убивает сельское хозяйство в Актобе


Кони и коровы вытаптывают и объедают десятки гектаров ячменя, становятся причиной ДТП, разрушают могилы и уничтожают огороды. Актюбинский фермер требует запретить бесконтрольный выпас скота и регулярно наказывать виновных.

Ренат ТАИПОВ

Бесконтрольный выпас скота жителями поселка Орлеу может оставить Актобе без ботанического сада и уже сейчас губит крестьянское хозяйство, действующее с первого года образования независимого Казахстана.

Напомним: этой весной экозащитник Евгений Лазарчук приступил к созданию ботанического сада возле поселка Орлеу. Он высадил саженцы различных деревьев и кустарников, начал сотрудничать с действующими ботаническими садами Казахстана. Так, из Актау доставили несколько саженцев уникальной туранги – разнолистного тополя. Но большая часть посадок, в том числе фактически вся туранга, была съедена и вытоптана коровами и лошадьми. После жалоб, поступающих от жителей Орлеу, у Евгения Лазарчука чуть было не отобрали землю.


Серик Сагиев известен многим актюбинцам прежде всего как создатель патриотического клуба «Беркут», работавшего во многих школах.

Недавно репортеры @aktobe_times выяснили, что с угодьями, которые были выделены для жителей поселка Орлеу, граничат и земли крестьянского хозяйства «Пана», одним из учредителей которого является известный гражданский активист, создатель патриотического клуба «Беркут» Серик Макаевич Сагиев. Он хорошо знаком читателям «АТ», поскольку регулярно рассказывает на страницах газеты о фактах и причинах подростковой преступности. К сожалению, с вопиющими случаями нарушения закона ему приходится сталкиваться и будучи фермером.

Завещание отца

- В 1991 году, как вы помните, Назарбаев призвал возрождать в Казахстане сельское хозяйство. И мой папа стал одним из первых энтузиастов, которые откликнулись, точнее - кинулись в эту стихию. Он приобрел землю возле Россовхоза, который затем переименовали в Орлеу, - объясняет Серик Сагиев. – В нескольких километрах располагался бывший пионерлагерь «Пламя». К тому времени государство его сбросило с баланса, отказался от лагеря и завод ферросплавов. Лагерь оставался бесхозным и находился в глубоком запустении. Тогда папа выкупил лагерь в качестве базы для крестьянского хозяйства. Отец с раннего утра и до поздней ночи пахал. Но, как оказалось, сельское хозяйство – это самое неприбыльное дело из всех дел, которые только могут существовать в нашей стране! Когда папы не стало, мы занялись крестьянским хозяйством. Отец взял с нас слово, что мы сохраним землю для правнуков. «Если правнуки решат – продать землю, ликвидировать крестьянское хозяйство, так пусть и будет. Но вы не имеете права прекращать работать!» - сказал он нам. И мы выполняем завещание отца.

Население поселка Россовхоз – Орлеу, как говорит Серик Сагиев, практически полностью сменилось:

- Очень многие уехали. Можно сказать, что мы старожилы этой местности.



Соседство с Орлеу оказалось более чем беспокойным. Скот, который держат местные жители, регулярно заходит на земли крестьянского хозяйства. И никакие уступки орлеусцам ситуацию не меняют.

Пришлось штрафовать

- В этом году мы около 50 гектаров ячменем засеяли. Для корма нашим лошадям, - объясняет Серик Макаевич. - Мы ведь каждый год покупали ячмень, а теперь хотели своими силами снизить стоимость кормов. Засеяли немного, чтобы проверить, с какими трудностями столкнемся. И вот столкнулись... Скот, который держат жители Орлеу, постоянно заходил на наши ячменные поля. Корова - она ест немерено, а лошади больше топчут, чем съедают. Вначале мы просто их отгоняли и предупреждали жителей: следите за своим скотом! Но оказалось, что многим плевать на наши предупреждения. Тогда мы решили: если на нашем ячменном поле обнаружим скотину, то, будьте добры, предстать перед законом! В итоге нам пришлось 7-8 раз вызывать полицию и оформлять протоколы за бесхозный скот. На некоторых по 2-3 раза оформляли. Штрафы выписывали. Естественно, ни о каком урожае уже и речи не было. Фактически весь ячмень мы потеряли. В общем, потери огромные!

Дикое содержание

Как рассказывает Серик Сагиев, у жителей Орлеу есть общественное стадо, в нем и козы, и овцы, и коровы. Есть и общий табун.



- У кого-то из жителей две головы скота, у кого-то три. С утра просыпаются и гонят скот в определенное место, где их встречает пастух. И он с этого места начинает пасти животных. Орлеусцы ему скидываются на зарплату. Это общественное стадо более-менее контролируется, но, конечно, всё зависит от пастуха. А есть жители Орлеу, которые не отдают скот в общественное стадо. Не нанимают они и своих пастухов. Просто пустили коней – и они носятся, где хотят. Вот недавно в одном из местных СМИ статья вышла о том, что жителям Орлеу якобы негде пасти скот. В этом материале говорится, что поселку выделили вначале 290 гектаров земли, а потом еще 150 га. Выходит, почти 400 гектаров. Это огромная территория! Так почему же пастбищ не хватает? А потому что если скот не контролировать, не пасти - не то что 400 гектаров, ему и 2-х миллионов гектаров не хватит! Лошадь за короткое время может уйти на 15-20 километров. И владельцы радуются, что скот в дикую природу выпустили. Такое содержание так и называется – дикое! И закон его не предусматривает. В законе четко и ясно прописано: скот должен быть контролируемым.

Огород за решеткой

Небольшой огород, за которым ухаживает мама Серика Макаевича, расположен в 4 километрах от Орлеу на территории основной базы крестьянского хозяйства. И чтобы уберечь фрукты и овощи от животных, забредающих из поселка, огород пришлось обнести решеткой.

- До такой степени бесхозно держат скот, что он фактически заходит ко мне домой! Мама растит, а они уничтожают! От папы оставались 7 уральских яблонь. Ни одной не осталось! А раньше яблок было много – папа так радовался... Доходит до того, что скотина могилы разрушает. Там возле поселка несколько кладбищ. Кони и коровы наваливаются на мазары и надгробные камни, они и разрушаются. А мы от своих табунщиков требуем, чтобы близко не подпускали к могилам.



Постоянно помогаем

Серик Сагиев объясняет, что жители Орлеу со стороны крестьянского хозяйства никак не притесняются. Наоборот, семья Серика Сагиева старается всячески помогать орлеусцам.

- Мы дали им возможность пасти скот на нашей территории, это около 30 гектаров, которые расположены вблизи поселка. Только предупредили: будьте добры, контролировать! Предоставляли им технику для разных работ, даже лошадей объезженных давали, чтобы им было на чем пасти скот. Огородить всю нашу территорию невозможно. Для этого потребуются миллионы тенге. К тому же, по нашей земле проходит дорога, проложенная еще в 50-х годах прошлого века. Естественно, этой дорогой пользуются все жители Орлеу. Кто за грибами ходит, кто-то за ягодами – смородину собирают, к речке идут. Отец сразу сказал, когда этот участок земли взял: никогда ни в коем случае не блокируйте людей от этой дороги!

От холма ничего не осталось

К тому же Серик Сагиев разрешил жителям Орлеу пользоваться своей землей и для строительных нужд.



- В августе я увидел, что «КамАЗы» столпились на нашей территории. И скрепер копает. Я подошел и сделал замечание, что это наша территория: «Почему без разрешения?» Подошла женщина и в тот момент вежливо обратилась: «Понимаете, у нас проблема, на месте, где болото, медпункт строят, нам нужно присыпать это болото». Я разрешили им немного взять земли с нашей территории. Там холмик был, который образовался, когда кто-то карьер рыл. Сказал: «Раз для нужд Орлеу, то берите немножко». Но пару недель назад братишка увидел, что опять роют. От холмика уже практически ничего не осталось. Я подъехал. В итоге на нас посыпались оскорбления. Нам ответили, что землю нашу вывозят, чтобы дороги ровнять. Я говорю: «Кто же глиной глину ровняет? Дождь пройдет, и дорога опять прежней станет».

Аварии с лошадьми

Неконтролируемый выпас скота приводит и к трагедиям на дорогах.

- Недавно, по трассе «Западная Европа – Западный Китай» еду, она возле Орлеу проходит, - рассказывает Серик Макаевич, - скот прямо средь бела дня на дороге лежит. Еду по родниковской трассе, смотрю: машина в кювете, а рядом лошадь валяется. И таких ДТП в этом районе очень много случается.

Нужно принимать меры

- Мы требуем, чтобы жители Орлеу взяли под контроль всю свою скотину! - говорит Серик Сагиев. - Можно GPS-трекеры на лошадь повесить, мы, к примеру, так и сделали. По смартфону видно, где животные находятся. Если выходят за зону определенного выпаса, то сразу звонок тревоги поступает. И эти GPS-системы недорогие, по 20 тысяч тенге. Представьте, лошадь сейчас 700-800 тысяч тенге стоит. Так они этих лошадей бесконтрольно пасут диким способом, фактически ничего не вкладывают. Но приплод имеют. А из таких крестьянских хозяйств, как наше, складывается продовольственная безопасность города, области, страны. И крестьянские хозяйства должны быть защищены!




Автор:

Похожие новости
Календарь новостей
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930