Ботанические сады безжалостно уничтожают в Казахстане
Фото: Orda.kz
В главном саду Института ботаники, действующего в Алматы, погибли все кактусы. Оранжерея разрушена. Пальмы и другие крупные растения вторую зиму придется обогревать кострами. Руководство ботанического сада Петропавловска, чуть было не превращенного в ресторан с аттракционами, просит президента Татарстана об эвакуации.
Ренат ТАИПОВ
В первые годы после обретения Независимости в республике действовали 6 государственных ботанических садов и один, самый старый, не имевший официального статуса. К сожалению, за ближайшие годы ситуация с ботаническими садами только ухудшилась.
- Ботаническая наука погибает в Казахстане! – признает в интервью @aktobe_times выдающийся казахстанский ученый Нугман Аралбай. - Я бью в набат, в колокола, пишу в правительство и президентам - и первому, и второму. Считаю большой политической ошибкой тот факт, что Институт ботаники и фитоинтродукции, выделили из-под юрисдикции министерства науки и высшего образования и отдали министерству экологии. В итоге институт превратился в сервисную компанию министерства экологии, которое не преследует научных целей.
Оранжерея ботанического сада. Алматы, 2017 год. Фото автора.
Институт ботаники, как объясняет профессор Аралбай, не смог сохранить уникальную коллекцию растений, которая создавалась с 1932 года и была представлена в Главном ботаническом саду Казахстана, расположенном в Алматы.
Как известно, недавно часть сада была подвергнута реконструкции. Деньги выделил известный бизнесмен Болат Утемуратов.
При этом «сердце» ботанического сада – оранжерею, в которой росли кактусы, тропические и водные растения, сохранить не удалось. Из-за проблем с отоплением еще в 2018 году погибла вся коллекция кактусов и суккулентов. В институте утверждают, что коллекцию удалось восстановить, но это заявление явно требует независимой проверки.
В 2022 году к реконструкции оранжереи приступила строительная компания «Шах». Остекление сняли, металлические конструкции разобрали, но к зиме 2022-2023 года завершить ремонт не смогли. Некрупные растения, как утверждают в институте, удалось разместить в неподалеку расположенных теплицах, а вот крупномеры остались в центральной части оранжереи. Прошедшей зимой растения накрывали тентом, для отопления использовали газовые и электрические пушки.
Фото: Orda.kz
- Эти пушки в прошлом году периодически выбивало. Поэтому приходилось иногда жечь костры, - рассказывает журналисту @aktobe_times директор по маркетингу и PR Института ботаники и фитоинтродукции Баян Коспенбетова. – Должна сказать, что еще в 2016 году оранжерея была аварийной, и тогда мы испробовали этот метод: жгли костры, и это помогало.
Институту пришлось подать иск на компанию «Шах», чтобы признать недобросовестным участником госзакупок. Фирма решила обжаловать судебное решение. В итоге пальмам и другим растениям, оставшимся в разрушенной оранжерее, вновь придется зимовать под тентом и согреваться за счет открытого огня.
- Мы сейчас возводим строительные леса вокруг крупных пальм. И покрываем их тепличной пленкой. И таким образом сделаем временный купол, чтобы пальмы были в тепле. Внутри у нас уже поставлены тепловые пушки, точно так же, как в прошлом году.
Фото: Orda.kz
Все, что можем
К сожалению, Баян Коспенбетова не смогла ответить на вопрос, какому именно количеству растений и их видов придется зимовать в разрушенной оранжерее.
- Я директор по маркетингу, я сама не ботаник, не научный сотрудник, - объясняет девушка. - Надеюсь, не подадите информацию о нас в совсем уж негативном ключе. Нам так обидно, когда нашу работу нивелируют и нас обвиняют в чем-то. Вот, говорят, куда смотрели? Но у нас научные сотрудники реально там днюют и ночуют. Все, что могут, делают. Но, к сожалению, не все же от нас зависит...
Оранжерея ботанического сада. Алматы, 2017 год. Фото автора.
«Утратили больше половины»
В 2007-2008 годах профессор Нугман Аралбай возглавлял Институт ботаники и фитоинтродукции, руководил он и Главным ботаническим садом. Поэтому о проблемах его прекрасно информирован. Он считает, что ботанический сад потерял больше половины своей коллекции живых растений.
- В 2006 году, насколько я помню, мы проводили инвентаризацию коллекции, тогда насчитывалось около 6 000 наименований – это разные виды, формы, вариации. А в 2012 году министерство науки и образования сообщило о наличии 2 230 наименований. То есть осталось всего 37-38%.
Оранжерея ботанического сада. Алматы, 2017 год. Фото автора.
За помощью к татарам
С ботаническим садом Петропавловска история сложилась не менее грустная. Статус государственного он так и не получил. Сохранять коллекцию и содержать оранжерею удается только благодаря местным энтузиастам.
Госфинансирования ботанический сад лишили. После чего его хотели продать местным бизнесменам для открытия развлекательного комплекса с аттракционами и ресторанами.
После волны негодования сад передали под контроль местной музыкальной школе.
Руководство и сотрудники сада обращались к Министерству экологии, акимам, депутатам, писали в Администрацию президента с просьбой вернуть государственное финансирование. Но ничего так и не добились.
В итоге руководство ботанического сада написало письмо главе республики Татарстан Рустаму Минниханову с просьбой об эвакуации в Казань. Дело в том, что в 2018 году Минниханов посещал ботанический сад, и там ему очень понравилось.
Рустам Минниханов в ботаническом саду Петропавловска. 9 ноября 2018 года. Фото Марселя Бадыкшина.
Автор: