Уникальные музыкальные инструменты привезли в Актобе
Передвижную выставку национальных музыкальных инструментов музея им. Ыкласа актюбинцы смогут посетить до 29 октября.
Лязат АСАБАЕВА
Выставка распахнула свои двери в уникальный мир древних музыкальных инструментов, поражающий взоры своими необычными формами и удивительной историей создания. Под великолепное исполнение оркестра областной филармонии им. Газизы Жубановой гости переступали порог в музыкальное прошлое.
В выставочном зале 57 инструментов. Среди них не только известные домра, кобыз, жетыген, но и те, названия которых помнят разве что единицы.
- Мы привезли 57 музыкальных инструментов, из них 20 - инструменты разных народов мира, остальные – казахские. Также среди них есть инструменты, которые уже не используются в оркестрах. Это желбуаз, сакпан, дауылпаз, бугышак и многие другие. Последний инструмент использовали еще в старые времена, когда наши предки охотились на оленей. Звуки, которые исходят от игры на этих инструментах, созвучны голосам животных, вот они и думали, что они их племени и приближались к охотнику, - говорит заместитель директора объединенных музеев Алматы Рустем Кайратулы.
Не менее интересна и история шанкобыза. Рустем Кайратулы говорит, что его прототипы имеются и в Европе. В свое время на шанкобызе играли женщины, когда убаюкивали младенца в колыбели.
Свое место на выставке занял саз сырнай. Непохожий на другие экспонаты, музыкальный инструмент использовался женщинами и пастухами. В имеющем форму овала инструменте из глины - несколько отверстий. С помощью них играющий на саз сырнай извлекал удивительные мелодии.
Привлекал внимание посетителей и другой инструмент - копытца. Обычные копытца жеребенка тоже считались музыкальным инструментом, чаще всего использовались детьми. Как таковой, мелодии они не издавали, зато приучали к ритму маленького музыканта.
Сыбызгы тоже в выставочном зале. Инструмент помогал охранять пастбище чабану. Своеобразная флейта изготавливалась из камышового стебля и имела отверстие с двух сторон. Говорят, если чабан владел методикой исполнения, то инструмент выдавал очень много разных звуков.
Особенность такой выставки в техническом оснащении. Каждая выставочная витрина оснащена специальным устройством – аудиогидом. Принцип работы довольно прост – выбирая заинтересовавший инструмент, устройство выдает его звук. Поэтому очереди возле старейших инструментов были неизбежны.
Не удержавшись от любопытства, дождавшись своей очереди, тоже беру наушники. Вот где и вправду непередаваемые ощущения! При прослушивании сыбызгы мысленно оказалась на берегу реки, поросшей камышом.
Вместе со мной не отрывали глаз от выставочных витрин две студентки. Анжелика и Александра учатся в музыкальном колледже им. А. Жубанова на втором курсе. Они признаются: про такие инструменты слышали, но не видели.
- Да, нам на занятиях про такие инструменты рассказывали, но как они играют, мы не задумывались. А здесь нам выпал случай послушать, и мы в восторге, такое волнительное чувство испытываем, - говорят однокурсницы.
19 век подарил казахскому народу целую плеяду выдающихся музыкантов. Это золотой век становления национального музыкального искусства. Ведь тогда жили создатели бессмертной музыки - Курмангазы, Жамбыл Жабаев, Абай, Дина Нурпеисова.
- Оригиналы музыкальных инструментов нам принесли их потомки, инструментам уже по 200 лет. Мы их привезти сюда не смогли, поскольку при транспортировке может изделие пострадать. Поэтому здесь представлены копии инструментов, - рассказывает Рустем Кайратулы.
Музыкальные инструменты из далекого прошлого изготовлены по письменным источникам. Таким экспонатам народ обязан основателю этого музея, который нашел специального мастера.
Двери музея будут открыты для посетителей до 29 октября, вход обойдется в 200 тенге. После нашего города выставка посетит Талдыкорган, а затем отправиться на арену мировой культуры в Неаполь и Вену.
Ыкылас Дукенулы
Известный казахский домбрист, кюйши-композитор, кобызист. Родился и вырос у подножья гор Мунлы-кулы Карагандинской области.
Заслуга Ыкыласа состоит в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркыта (VIII век). Он - первый композитор после Коркыт ата, у которого божественный инструмент заговорил языком человека.
Ыкылас сочинял кюи, в которых нашли воплощение широко известные в народе легенды и эпические сказания. Таковы его кюи «Жезкиик», «Камбар», «Казан», «Шынырау». В традиционных жанрах инструментальной музыки, уходящих корнями в средневековье, созданы кюи «Коныр», «Кертолгау», «Айрауыктын ащы куйi».
Автор: