Раскрыт секрет ювелирного мастерства гуннов, живших на территории Актобе

Раскрыт секрет ювелирного мастерства гуннов, живших на территории Актобе

Николай Курганов предостерегает от поспешных выводов при реставрации и реконструкции обнаруженных предметов.


В Областном краеведческом музее полным ходом идет реставрация золотых украшений, найденных на месте захоронении вождя гуннов. Напомним: могила воина была обнаружена случайно при разработке песчаного карьера в 2018 году. Захоронение располагалось к северу от Актобе, близ русла реки Илек, поэтому археологический памятник получил название «Елек-1».

Ренат ТАИПОВ

Как рассказывает известный казахстанский археолог Аслан Мамедов, место погребения воина, по всей видимости, намеренно спрятали, поскольку видимых надмогильных конструкций исследователи не обнаружили. При разработке карьера захоронение было значительно повреждено ковшовой техникой.

Сохранившиеся элементы обмундирования воина рассыпались на мелкие фрагменты. Повреждены и человеческие останки. Тем не менее по костям черепа заметно, что голова гунна подвергалась умышленной деформации. Как и многие древние народы, гунны вытягивали черепа своих детей.

Также на захоронении обнаружили череп лошади. По всей видимости, в могилу воина при погребении была положена не целая туша, а только лошадиная голова. Она символизировала отправление в иной мир боевого коня совместно с воином.


Сарматский вождь. Реконструкция по находкам, датируемым второй половиной первого тысячелетия до нашей эры.

Для реставрации обнаруженных предметов в Актобе прибыл преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета, сотрудник Института материальной культуры РАН Николай Курганов. Стоит отметить, что известный российский реставратор уже имел опыт сотрудничества с актюбинским музеем. Он участвовал в реконструкции облика сарматского вождя, останки которого были обнаружены в 2019 году в могильнике «Таскопа-1» в Темирском районе. Макет-реконструкция выставлена в актюбинском музее.

Осторожно с выводами

Демонстрируя репортеру @aktobe_times предметы, найденные в гуннском погребении, Николай Курганов замечает, что при реставрации таких объектов не следует спешить с выводами:

- Иногда мы хотим предугадать ситуацию: когда начинаем работать, пытаемся увидеть, что будет ее итогом, и это не дает нам возможности в процессе хорошо проанализировать все материалы. Если мы сейчас озвучим вам принадлежность этих находок, тогда нам придется прийти к этим озвученным итогам. Поэтому я бы осторожно сказал: мы видим фрагменты находок, которые можно отнести к седлу и, возможно, к уздечному набору, возможно, к каким-то поясным наборам из гуннского погребения.


Собранные воедино фрагменты фольги. Вероятно, они украшали переднюю часть полки седла.

Элементы седла и ножен

Части обмундирования воина были покрыты золотой фольгой.

- Мы разобрали фольгу, распрямили ее, насколько это было возможно, очистили от загрязнений. С обратной стороны каждый лист фольги нужно укрепить. Фольга вся разорвана на мелкие фрагменты. Возможно, эти разрывы были связаны с более ранним вмешательством в комплекс. Возможно, он был ограблен. Собранные фрагменты мы подклеиваем с обратной стороны микалентной реставрационной бумагой. И параллельно пытаемся понять, как эти находки соединялись друг с другом. Определяем это по следам, по загибам на золотой фольге, по орнаменту и соотносим элементы друг с другом, - объясняет Николай Курганов и показывает один из собранных предметов: - Этот элемент уже точно сложился. Он склеен из трех фрагментов. Мы предполагаем, что этот элемент относится к ножнам. А здесь, вероятно, элементы украшения седла, если быть точнее - передней части полки седла.


Собранный из частей фольги элемент, который может быть отнесен к ножнам.

Оттиск за оттиском

Археологи полагают, что у гуннов были свои ювелиры. В этом отношении очень интересна техника, при помощи которой были изготовлены тисненные накладки из золота, которые внешне напоминают современные заклепки или пуговицы.


Для изготовления золотых накладок древний ювелир изготовил матрицу.

- Для их изготовления была вырезана специальная матрица, которой мастер оттискивал эти золотые предметы в мягкую основу, а по ней потом оттискивал золотую фольгу. И при помощи матрицы сделал много таких накладок, - рассказывает Николай Курганов. - Можно было бы сказать, что это нашивки, но в них нет отверстий. Мы предполагаем, что накладки могли использоваться на разных элементах – и в одежде, и в конской упряжи. Более точно уже будет видно по итогам нашей работы.


Здесь представлены вероятные элементы конской упряжи, различные накладки и обкладки. Один из предметов - подпружная пряжка.

Малый срок

Главная задача настоящего этапа реконструкции - очистить и сохранить найденные предметы. Параллельно ведется поиск аналогий с обнаруженными ранее (при изучении других памятников гуннской эпохи) элементами обмундирования, атрибуция которых уже доказана. На основании этой работы будет проведена художественная реконструкция, при которой позволительна некоторая художественная фантазия.

Результатом проекта должна стать фигура гунна с вытянутым черепом в воинском обмундировании. Вероятно, рядом с воином будет установлен таксидермированный конь, запряженный по-гуннски. Отреставрированные находки выставят в музее отдельно.

Завершить проект должны в ноябре. Но Николай Курганов считает, что отведенный срок слишком мал для таких работ.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031