За собаку без чипа оштрафуют на 35 000 тенге
Зоозащитники бьют тревогу: чипирование приведет к тому, что люди начнут просто избавляться от братьев меньших, а у противников животных появится еще один повод для жалоб на любителей кошек и собак. А чтобы поставить на учет домашнее животное, придётся не только изрядно раскошелиться, но и передать свои персональные данные в специальную базу. Собирать информацию о хозяине и его любимце будет частная компания пишет @aktobe_times За отказ от чипирования грозят крупные штрафы.
Артур САЙЫН
73-летняя Ирина Игнатьева (имя изменено по просьбе женщины) с трудом отходит после пережитого опыта общения с полицией. Пенсионерка со своим мужем вот уже многие годы спасает бездомных кошек от гибели на улице. Животных приютили прямо в квартире, там за ними ухаживают, лечат и кормят.
Почти весь последний год для них не проходит без скандалов. Новые соседи обвиняют пенсионеров в том, что из-за кошек в подъезде стоит невыносимый запах, и требуют от них избавиться. Но, как говорит Ирина Игнатьева, её кошки никогда не выходят за пределы квартиры. А в доме есть и другие владельцы животных, чьи кошки часто метят подъезд.
- Наш подъезд полностью перемечен: все двери, все плинтуса, есть даже следы от меток, время от времени кучки появляются, и никто это не убирает, - рассказывает Ирина Игнатьева. - Мои коты ни в подъезд, ни на улицу никогда не выходят, мы три раза в день убираем в квартире. Здесь такая обстановка: если я их вытащу, их или убьют, или просто вывезут за город. У соседа одного есть кот, он постоянно метит. Бывало, даже и при мне, но сам сосед это отрицает. Раньше все ссылались на то, что бездомные заскакивают, но сейчас жара, бездомные в подъезд рваться не будут. Ну, как только у нас появились новые соседи, крайними стали мы.
Новые соседи считают, что запах в подъезде именно от кошек четы Игнатьевых. Прочие аргументы их не интересуют, говорит пенсионерка. В середине августа соседи вызвали участкового полицейского. По словам женщины, он, не разобравшись в проблеме, сразу занял позицию соседей.
- Когда мы с мужем убирались вечером, я совершенно случайно вышла на балкон, увидела соседей и полицейского. Все они направлялись к нам. Соседи стали кричать и показывать на меня: «Вот она, вот она!» Полицейский, не поздоровавшись, не представившись, стал требовать: «Откройте мне дверь, я проверю!». Я говорю: «На каком основании меня будут обыскивать?». Он показывает на соседа и говорит, что на меня жалуются. Я сказала, что не открою и сослалась на 25 статью Конституции (В статье 25 указано, что жилище неприкосновенно. Это означает запрет на вхождение в жилище против воли живущих в нём людей. Проникновение в жилище допускается лишь в случаях, установленных законом. - Авт.). Он мне отвечает: «25 статья какой республики?». Я была в замешательстве от его поведения. После отказа открыть дверь, он сказал, что пришлет ко мне санэпидстанцию и другие органы. Потом стал собирать подписи, чтобы организовать у меня обыск.
Перепуганная пенсионерка рассказала о случившемся волонтерам и зоозащитникам.
- Мне 73 года, а ко мне приходят, как к преступнице. Мне кажется, что, прежде чем диктовать такие условия: «Сейчас проверим, проведем обыск», надо вначале разобраться в ситуации. У меня такая психология и воспитание такое, что не могу пройти мимо страдающего животного. У меня нет хороших кошечек, все смертники. Например, весной кошка наполовину уже вмёрзла в землю, а сверху была покрыта снегом, жалобно смотрела и мяукала. Не знаю, как для остальных, но для меня, конечно, это шок. Я мимо такого пройти не могу.
«Каждый день доносы и облавы»
В департаменте полиции отрицают конфликт участкового с пенсионеркой.
- Участковому поступила коллективная жалоба от жильцов данного подъезда о том, что жительница держит много кошек и собак. Участковый поехал туда, это его обязанность реагировать на жалобы. Хозяйка дверь не открыла, участковый собрал материалы и направил в СЭС для принятия мер. Он выполнял свои функциональные обязанности, - прокомментировали в пресс-службе Департамента полиции Актюбинской области.
Председатель общества защиты животных «Камкор» Татьяна Острецова говорит, что такие ситуации происходят в Актобе с пугающей частотой.
- Почти каждый день доносы, облавы, кому-то кто-то мешает, об этом вам скажет каждый волонтер, - говорит Татьяна Острецова. - Заканчивается это чаще всего вызовом отлова животных или уничтожением, в лучшем случае покричат и разойдутся. Тут всегда два полюса получается – волонтеры, которые помогают, и те, кто ненавидит животных. А еще есть те, которым животных просто жалко, они всегда просят помочь, но никогда ничего не делают сами. Я считаю, что полиция в любом случае должна способствовать урегулированию конфликта, а не разжиганию его. А он начал ходить по квартирам и собирать подписи. Уже ясно, на какой он стороне. Полиция должна быть нейтральной и справедливой – ни за красных, ни за белых. Нарушает если эта пенсионерка, пусть вызывают санэпидстанцию, делают замеры и выясняют, есть ли там нарушения. Если этого нет, оставьте человека в покое.
От животных будут избавляться чаще
С 1-го сентября каждая домашняя кошка и собака должна быть поставлена на учёт и чипирована. Данные о животном и его владельце заносят в специально разработанную информационную систему Tanba, через ветеринарные клиники (как частные, так и государственные). Вживить микросхему в животное стоит в Актобе от 2 500 тенге и выше. Отказ от постановки на учет карается штрафами: 10 МРП (34,5 тысячи тенге) для физических и 30 МРП (103,5 тысячи тенге) для юридических лиц. Эти меры, как считают в правительстве, направлены на то, чтобы заставить людей гуманно относиться к животным и не выбрасывать их на улицы.
Как считает Татьяна Острецова, с 1-го сентября из-за нововведений конфликты между владельцами животных и их оппонентами лишь участятся. У полиции будет больше поводов наведываться к любителям братьев меньших с проверками. Зоозащитница констатирует: бездомных собак и кошек станет намного больше.
- Мы прогнозируем, что увеличится число бездомных животных в сотни раз, потому что очень мало людей, которые будут чипировать собак и кошек. Основная масса скажет: «Да черт с этим котом (с этой собакой), выкину на улицу, пусть гуляет - и всё!». Потом, у многих по 2-3 кошки или собаки, платить за это придётся немалые деньги, а их надо еще за свой счет прививать.
Персональные данные в чужих руках
Ветеринар Светлана Гончаренко также же считает, что чипирование приведет к негативным последствиям. Саму идею постановки на учет специалист называет верным решением, но ее пугает то, что персональная информация владельцев животных окажется в руках частной компании:
- Они требуют мои личные данные, вплоть до ЭЦП и ИИН, это же нарушение! А самое главное, в их положении написано, что за утерю персональных данных или передаче их третьему лицу ответственности не несёт. Мы считаем, что учет должен находиться на государственном уровне, но не в частной лавочке, которая неизвестно, будет ли завтра существовать или нет. А наши персональные данные куда денутся?
По словам Светланы Гончаренко, ветеринарные клиники в Актобе под страхом лишения возможности принимать на лечение животных вынуждены работать с системой Tanba. Также она говорит, что ветклиникам навязывают конкретные препараты для лечения животных.
- Обязательно, например, прививать той или иной вакциной, которые они рекомендуют. Вообще, идет какая-то монополизация, ставятся кабальные условия, - говорит Светлана Гончаренко.
Стоит отметить, что в базе данных будет видно, получила ли зарегистрированная собака или кошка обязательные прививки, например, от бешенства, стерилизована она или нет. А эти процедуры хозяин животного обязан делать за свой счет.
И после смерти нет покоя
В случае, если зарегистрированное животное умрёт, владельцу придется отвезти его в ветклинику и получить свидетельство о смерти.
- Например, у меня умерла собака, в течение 10 дней я должна с трупом явиться в клинику, к которой прикреплена, и получить заключение о смерти, только потом они дадут разрешение на утилизацию. Либо отвезти придется на кремацию, или же на скотомогильник. За все это придется платить: все упирается в деньги, - отмечает Светлана Гончаренко.
Обходам быть по заказу
Как ранее сообщали в комитете лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии и природных ресурсов, штрафовать за отсутствие животного в базе данных будут участковые полицейские.
«Выявление таких животных закреплено за участковыми инспекторами, которые будут ходить по домам. За нарушение норм учета статьей 407-2 Кодекса «Об административных правонарушениях» предусмотрен соответствующий штраф. Размер штрафа на физических лиц - 10 МРП (34 500 тенге), при повторе в течение года - 20 МРП (69 000 тенге)», - сообщали в комитете.
Но позже, видимо, из-за резонанса в обществе, специалисты поспешили заявить, что рейдов пока не предусмотрено:
«В настоящее время проведение каких-либо рейдовых мероприятий с участием органов внутренних дел по проверке чипирования домашних животных не предусмотрено», - сообщили в комитете.
В департаменте полиции Актюбинской области на вопрос, будут ли обходы по домам, ответить не смогли. Равно как и о том, закуплены ли сканеры для считывания чипов собак и кошек. Впрочем, ненавистникам животных ничего не мешает заявлять в полицию теперь и по новому поводу: «А вот у соседей много кошек, и ни одна не чипирована».
Зоозащитники считают, что нововведения нужно отменить.
- Считаю, что все имеющиеся нормативно-правовые документы должны быть аннулированы, начиная с законов, заканчивая подзаконными актами, постановлениями, приказами. Все должно быть аннулировано, и полностью разработана новая стратегия отношения к животным, - заключила Татьяна Острецова.
Автор: