На юге и севере Актобе планируют добывать нефть
С северной и южной стороны от областного центра компания из Алматы хочет пробурить нефтяные скважины. Под угрозой две большие реки и два водохранилища, плодородные земли, а также краснокнижные растения и животные. Предприниматели пока намеревались провести разведку, а в ближайшие годы начать добычу. Тогда Актобе и близлежащие села могут окружить газовые факелы. Народ почти единогласно выступил против губительных разработок, пишет @aktobe_times Однако борьба всё ещё не окончена, заявляют общественники.
Артур САЙЫН
Сразу два нефтяных участка в непосредственной близи от города хочет разрабатывать ТОО «КазНефтеГазПроект» из Алматы. Первая нефтегазоносносная территория, где компания намерена провести разведку, называется «Каргалы». Этот участок находится вблизи села Шамши Калдаякова в Каргалинском районе, захватывает также и территорию Мартукского района. Это в 30-60 км от Актобе.
Вторая контрактная территория «Елек» (именно так указано в проектных документах компании) находится в Алгинском районе, вблизи сёл Бестамак, Самбай и Бескопа. Расстояние от города аналогичное.
Контрактный участок «Елек», вблизи Актюбинского водохранилища.
Наличие нефти доказано
Оба участка входят в регион, называемый Актюбинским Приуральем, на сегодняшний день считающийся перспективным нефтегазоносным районом. Основные разведочные работы здесь проходили в эпоху СССР. Тогда были проведено множество исследований и составлены карты. Но советские геологи, по воспоминаниям актюбинцев, посчитали, что нефти для промышленной разработки недостаточно, и не стали разрабатывать эти участки. Последние исследования здесь проводили почти 30 лет назад, в 1994 году. На этом изучение северо-восточной окраины Прикаспийской впадины в Казахстане закончились.
«Учитывая результаты ранее выполненных исследований, многочисленные нефтегазопроявления из пробуренных ранее скважин, участок Каргалы следует считать высокоперспективным, и на имеющихся в его пределах антиклинальных поднятиях могут быть обнаружены крупные и средние по запасам многопластовых месторождений нефти и газа», - сказано в проектных документах ТОО «КазНефтеГазПроект». То же самое было указано и в отношении контрактного участка «Елек».
Контрактный участок «Каргалы», вблизи Каргалинского водохранилища.
Будут взрывать и бурить?
Разведка, как предполагается, будет идти несколькими этапами. Так, вначале пройдут работы по изучению земной коры. Для этих целей, как сказано в проектных документах, предусмотрены буровые и взрывные работы. На контрактном участке «Каргалы» сделают 36 скважин глубиной до 40 м. А на участке «Елек» – 32 скважины той же глубины. Работы на первой территории планируется начать уже в сентябре и закончить в декабре. На втором участке работы должны начаться в мае следующего года.
Известно, что после сейсморазведки на участке «Каргалы», компания намерена пробурить поисковые скважины глубиной 3 000 и 4 950 метров. Такая же ситуация, видимо, затронет и второй участок. Проектная глубина и месторасположение этих скважин будет корректироваться после сейсморазведочных работ.
Сельчане беспокоятся за пастбища и питьевую воду.
«Весь Актобе должен встать!»
11 августа в один день по обоим проектам прошли общественные слушания. Репортер «АТ» побывал на слушаниях по предстоящей разведке на участке «Каргалы» в поселке Шамшы Калдаякова (прежнее название Александровка). В сельском клубе собралось около полутора сотен человек.
Директор ТОО «КазНефтеГазПроект» Ерболат Кулумбетов сообщил, что договор на недропользование на участке Каргалы был подписан между его компанией и министерством энергетики в 2022 году. По его словам, проектные документы на разведку по заказу компании выполнило ТОО «Смарт Инжиниринг», а разведку будет проводить филиал АО «Азимут Энерджи Сервисез» в Актюбинской области. Он начал свою речь с перспектив, которые откроются сельчанам в случае, если здесь начнут добывать нефть.
- Будут оплачиваться налоги, ну, вообще оно как-то будет влиять на экономику, - коротко сказал Ерболат Кулумбетов, говоря также и о перспективе создания новых рабочих мест.
Следом, после короткой презентации, взяли слово сельчане. Они были возмущены, что на слушания позвали только жителей поселка Шамши Калдаякова. А ведь под угрозой, по их мнению, находятся все близлежащие населённые пункты, включая и город. Ведь всего в нескольких километрах от места планируемых работ находится река Каргала с множеством притоков и Каргалинское водохранилище.
- Вы воду откуда будете брать? Кроме этой реки, нет больше воды! Завтра будем без скота, без воды! Здесь (на слушаниях) должен быть весь Актобе! Если мы дадим разрешение, завтра народ скажет нам: «Вы дали добро, а мы нет». Вы начнете здесь по проекту бурение скважин. Вы даете гарантию, что при бурении вода не уйдет куда-нибудь вообще, и что вы народ не оставите без воды? – говорил взволнованно местный житель.
Все жители села выступили против разведки нефти и газа.
Представитель акимата Каргалинского района поспешил объявить сельчанам, что по закону общественные слушания проводятся только в том населенном пункте, вблизи которого планируются работы.
Ерболат Кулумбетов сказал, что для скважин будет использована техническая вода, и что угрозы для питьевой воды не будет:
- Будет использоваться два вида воды. Первая, техническая, около глубоких скважин (поисковых) будут пробурена водяная скважина. Это пластовая соленая вода, не питьевая. Насчет питьевой воды (для персонала), она будет завозиться в период сейсморазведки с помощью водовоза за дополнительную плату, - сказал Кулумбетов.
Но сельчане в это не поверили:
- Как вы будете работать возле водохранилища? Водохранилище стоит в горах, горы старые, разрушаются. Вы гарантию даете, что пласты не сдвинутся, и вода не уйдет в землю? Каргалы и так уже исчезает.
- А мы до водохранилища километр не доходим. Мы в водоохранную зону не попадаем. Ну, это разве наша вина, что река так выглядит? Я вырос на Каргале, у меня тоже внуки есть, и с ними хожу на эту реку. У нас есть речка Жем, там идет бурение, но вода-то есть, - поспешил ответить представитель компании «Азимут Энерджи Сервисез».
За разведку проголосовал только один мужчина, который потом спешно ретировался.
Сельчане не стали его дослушивать.
- У нас и так есть проблема с водой, а вы ее хотите усугубить! - выкрикнул кто-то из зала.
Еще сельчан взволновало, что разведку будут проводить с помощью тяжелой техники. Под колесами многотонных машин, по их словам, весь тончайший плодородный слой на их земле уничтожится. В ответ геологи заявили, что разведка будет идти по снегу, и что в случае необходимости они будут проводить рекультивацию. Сельчане вновь остались недовольны их ответами. Компания пообещала провести отдельное собрание, чтобы детальнее рассказать, как будет проводиться сейсморазведка.
«Мы уже сыты этими нефтедолларами»
Атмосфера на слушаниях накалилась до предела. Собравшиеся ещё до голосования стали громко кричать, что против разведки нефти и газа.
- Вот сейчас нам говорят, что людей на работу возьмем, налоги будут и прочее, - говорит председатель общественного движения «Голос народа» Кайыргали Арыстангалиев. - Мы уже этими нефтяными долларами сыты! Представьте, вы включите газовый факел завтра, который будет днем и ночью гореть, будет сероводород идти. Тут ничего живого не останется! Точно такая же ситуация возникает, когда у нас хотели калийные шахты открывать. Я думаю, вы идёте на преступление. Давайте не будем трогать эту нефть!
Собравшиеся единодушно поддержали Арыстангалиева. При подсчете голосов выяснилось, что только один мужчина выступил за одобрение проекта. Сельчане начали расспрашивать его, кто он и откуда. Мужчина ответил, что он приехал из города. И поспешил удалиться.
Представители компании обещают новые рабочие места и увеличение налогов в бюджет.
«Конфликт интересов налицо»
Эколог, старший преподаватель кафедры экологии университета имени К.Жубанова Умбетали Сарсембин, присутствовавший на слушании и ранее изучавший проектные документы, отметил, что нефтеразведка и последующая нефтедобыча нанесли бы непоправимый ущерб экологии Актюбинской области.
- При самой разведке и далее при добыче мы получили бы огромные выбросы различных загрязняющих веществ. Однозначно бы снизился уровень Каргалы.
По мнению эколога, компания посредственно провела анализ на наличие редкой флоры и фауны. Так, в документах указано, что здесь не обитают краснокнижные растения и животные, но специалист доказывает обратное.
- Я сам здесь вырос, вдоль Каргалы всегда росла ольха, папоротники, здесь встречается знаменитый тюльпан Шренка – тоже краснокнижный. Здесь обитают косули, начнётся бурение - будет миграция, - продолжил Сарсембин.
Эколог настаивает, что территории Каргалинского и Мартукского районов входят в число тех земель, которые непременно нужно оберегать:
- Есть стратегическая программа развития области, утверждённая еще при Уразалине (Ондасын Уразалин – бывший аким Актюбинской области. - Авт.), там написано, что Мартукский и Каргалинский районы – стратегические районы, которые нужно сохранить. Потому что они обеспечивают продовольственную безопасность области. Здесь хотели особо охраняемую зону открыть, теперь еще бурить хотим. Конфликт налицо! - заключил Умбетали Сарсембин.
Расслабляться рано
15 августа в управлении природных ресурсов и регулирования природопользования сообщили, что на слушаниях по проекту на участке «Елек» жители Алгинского района также большинством голосов высказались против разведки. Здесь те же работы и дальнейшая добыча угрожают уже реке Илек и Актюбинскому водохранилищу.
Руководитель ОФ «Решимость и единство действий» Александр Мандрыкин уверен, что опасность ещё не снята:
- Даже если и слушания прошли, на этом всё не остановится, они знают, что там есть нефть, разговоры до сих пор идут, и потому инвесторы будут продавливать свои интересы, нам нужно держать ухо востро! Это всё вблизи города, будут факелы, будет загрязнение и воздуха, и загрязнение внутренних скрытых источников воды, почвы. Да и аварии на таких объектах бывают часто. Слишком много рисков! Взгляните на то, что происходит с «Кокжиде», то же самое будет с Илеком и Каргалой. У нас под угрозой питьевая вода!
В управлении природных ресурсов подтвердили, что решение на общественных слушаниях не ставит крест на проектах. Компетентные органы должны дать мотивированный отказ компании, а она, в свою очередь, имеет право провести повторные слушания, внесся корректировки.
Автор: