Dom, милый Dom: чем кёльнский собор притягивает туристов и паломников со всего мира
Говорят, что чертежи для этого собора сделал сам Сатана в обмен на душу архитектора, который никак не мог ничего выдумать. Идею дьявола удалось реализовать хитростью, и при этом не согрешив. Он был в бешенстве и сулил конец миру с последним камнем на этой церкви. Вкратце о том, что собой представляет Kölner Dom и почему проклятью падшего ангела не суждено случиться, рассказывает репортёр «АТ», которому удалось побывать в этом историческом месте.
Артур САЙЫН
Когда автор этих строк вспоминает свое первое и недавнее в жизни знакомство с кёльнским собором, в голове звучит органное произведение Баха, а именно фуга соль минор BWV 578 (широко известная как «Маленькая фуга»).
Величие, монументальность, гармония, совершенство, целостность – эти слова пришли на ум, когда собор предстал перед моими глазами. Вместе с тем понимаю, что это довольное скромное описание, да и свои впечатления довольно трудно облечь в текст. К тому же, каюсь, еще не поборол свое невежество в культуре и искусстве, и потому не могу выйти дальше дилетантских рассуждений, ставших возможными во много благодаря краткой справочной информации из открытых источников.
Этот собор - как сложная математическая формула: в нём логика, завершённость, соблюдены все пропорции, всё сочетается друг с другом. Убери один элемент, и мы потеряем цельную картину. И это справедливо не только относительно того, что происходит внешне, но и внутри.
На немецком языке кёльнский собор называется Kölner Dom. Это церковь на церкви. Его история начинается еще в четвертом веке. У небольшой христианской общины не было храма, собирались они в скромном жилом доме. После падения Римской империи при первой династии франкских королей, здесь построили церковь (до сегодняшнего дня доподлинно неизвестно, как выглядели постройки этого периода). Непосредственным предшественником сегодняшнего собора является Старый собор. Его построили в каролингский период в 870 году. Собор считался одним из крупнейших на то время и послужил архитектурной моделью для других многочисленных церквей. Между концом 12 века и первой четвертью 13 века в центре старого собора была построена усыпальница, где разместили реликварий с мощами трех королей (достоверных сведений о происхождении мощей нет). Именно этот реликварий был спасен от пожара в 1248 году. Старый собор хотели снести для строительства нового. Снос должен был быть постепенным, и для деконструкции избрали огненный метод. Неосторожность привела к пожару – достояние каролингского периода было практически полностью утеряно.
Вот так ознаменовалось начало строительства нового собора, которое затянулось на шесть столетий.
Есть довольно красивая легенда, которая повествует о том, как были сделаны чертежи для нового собора. Согласно ей, архитектор Герхард фон Риле, будучи не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
Есть и продолжение этой легенды. Когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!». По другой версии, дьявол поклялся, что, когда собор будет достроен, конец придёт не всему миру, а только Кёльну. Возможно, это объясняет, почему строительство шло так долго. Отметим, что в соборе почти никогда не прекращаются реконструкции, так что не удивляйтесь увидеть там строительные леса и рабочих. Кто знает, быть может, поэтому мир существует до сих пор?
Современный собор сочетает в себе готический и неоготический стили. Площадь здания составляет восемь с половиной тысяч квадратных метров, высота башен со шпилями превышает полторы сотни метров. Внутри всё потрясает воображение: великолепные скульптуры, колонны и арки, пол из мозаики, стены с мозаикой и позолотой и многое другое. В соборе и под ним похоронены десятки архиепископов, польская королева, два светских князя и народный святой.
Если будете в кёльнском соборе, поучаствуйте в службе; не обязательно сидеть и молиться со всеми, можно поглядеть со стороны. Тогда вы точно вживую услышите игру на органе, а также пение прихожан и священнослужителей.
Надо отметить, что Kölner Dom входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО с 1996 года и является одной из самых посещаемых достопримечательностей Германии. Напоследок хотелось бы поделиться еще одной легендой, связанной с собором. Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор сохраняли как важный географический ориентир.
Мне почему-то верится, что сохраняли ещё и потому, что просто ни у кого не хватило духу покуситься на него.
Автор: