На пляже в Актобе ведут добычу хрома. Река и деревья в опасности
Старатели облюбовали участок реки Илек. Берега изменились до неузнаваемости. Что произошло с жилгородским пляжем – доподлинно не знает пока никто.
Ренат ТАИПОВ
В редакцию @aktobe_times поступило сообщение о «безобразии», творящемся на Илеке. Вот что написал возмущенный горожанин, пожелавший сохранить анонимность.
«Прошу вас пролить свет на то безобразие, которое творят с рекой Илек в районе жилгородского пляжа. В прошлом году всю прибрежную территорию вдоль русла огородили забором и колючей проволокой, поставили камеры, тем самым закрыв доступ к реке жителям города (зайти можно только за плату через ворота пляжа), - пишет горожанин и сообщает, что ему все-таки удалось проникнуть на территорию. - Я обнаружил, что русло реки полностью перекопано и там ведётся добыча какой-то руды. Еще совсем недавно это было красивейшим местом. В прошлом году с сыном я обнаружил и расчистил там родничок, ходили рыбачить, собирали и убирали мусор. Теперь же эти места, как и сама река, попросту уничтожаются».
Прислал актюбинец в редакцию и несколько фотографий.
Сегодня, 28 июля, репортеры @aktobe_times побывали на жилгородском пляже, который теперь носит название «Болашак». С нами поехал руководитель Экологического сообщества города Актобе и региона Мурат Жакиев.
На подступах к пляжу мы увидели огромный участок земли, заросший кустарниками и деревьями. Он огорожен забором. Заметны несколько камер видеонаблюдения. На ограждении вывешено предупреждение: «Вход запрещен. Частная территория. По вопросам обращайтесь в жилгородской пляж «Болашак».
Заходим на территорию пляжа. Объясняем охранникам, что приехали по жалобе, представляемся экоактивистами. Путь нам никто не преграждает.
Замечаем насыпанную из камней дамбу. На камнях возле водосброса сидят несколько парней. Двое из них держат мешки. Еще несколько человек в масках для ныряния что-то пристально высматривают на дне и погружаются в воду.
- Мы тут камни собираем. Дом будем строить. Для фундамента надо, - объясняет один из парней. Он подошел к репортерам и попросил не снимать его лицо на камеру.
Часть берега, по которому разбросаны груды камней, отделена от пляжа натянутой сеткой Рабица, поверху проходит колючая проволока. Находим удобное место и перебираемся через сетку.
Противоположный берег усыпан камнями. На нашем берегу лежит несколько поваленных деревьев. Также видны многолетние деревья, корни которых вокорчеваны либо полностью, либо частично.
К репортерам «АТ» подходит взрослый мужчина. Судя по виду, он один из команды, добывающей здесь камни.
- Эти камни сюда свезли, чтобы построить дамбу? Или наоборот - выкопали из земли? – спрашиваем у него.
- Нет, не привезли. Выкопали экскаваторами. Хром добывали. Основное, что нашли, уже увезли. Но по мелочам осталось, - отвечает мужчина.
Чуть дальше от дамбы экозащитник Мурат Жакиев замечает небольшую образовавшуюся заводь, поверхность воды покрыта какой-то пленкой.
- Сначала нужно посмотреть - насколько законно здесь построили эту плотину. Информация об этом должна быть у областного управления природных ресурсов и «Казводхоза». А вот то, что ребята собирали на берегу и в реке, – это остатки руды. Нужно проверить воду на присутствие хрома, - считает Мурат Жакиев.
Вернувшись в редакцию, репортеры «АТ» обратились за помощью к программе Google Earth. Последние доступные снимки, которые были сделаны из космоса, датируются августом 2022 года. Дамбы на них не видно, заметен лишь «перекат». На берегах не разбросаны груды камней. Вода подступает непосредственно к растительности, зарослям осота, камышей и деревьям.
Что произошло с рекой – надеемся, объяснят специалисты.
Автор: