Над численностью сайгаков в Казахстане нависли новые угрозы
Фермеры потребовали разрешить отстрел сайги. Власти – против. Ученые опасаются, что вслед за рекордным ростом популяции до 842 000 особей может начаться массовая гибель.
Ренат ТАИПОВ
К весне 2021 года в Казахстане удалось восстановить численность сайгаков до 842 тысяч особей, сообщает @aktobe_times Достижение – безусловное, если вспомнить, что в 2003 году (в первую очередь из-за браконьерства) популяция сайгаков катастрофически снизилась до минимального значения в 21,1 тысячи голов.
Среди причин увеличения популяции степной антилопы – предшествующие мягкие зимы, два лета с обильным травостоем и успешная борьба с браконьерством. Но восстановление популяции нельзя назвать устойчивым. Эксперты опасаются, что на численности сайгаков отразится засуха, пришедшая в регионы летом текущего года, когда из-за отсутствия корма погибал скот, умирали лошади.
Взволнованные фермеры
Не успели власти сообщить о росте популяции сайгаков, как активизировались фермеры на Западе Казахстана. Весной и летом они заявляли о необходимости возобновления охоты на это редкое животное. Объясняя свои просьбы тем, что сайгаки начали вытаптывать травы, которым кормится скот, а также погубили посевы.
Как объясняет Сергей Скляренко, директор Центра прикладной биологии Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия (АСБК), не сайгаки заняли территорию выпаса скота, а животноводческие хозяйства начали пасти свои стада на ареалах обитания степной антилопы. Перемещения скота сократились из-за изменений в системе отгонного животноводства.
Источник фото: kokzhailyau.kz
- Да, фермеры волновались. Но у них нет конкретных цифр. Говорят, что потоптали траву, говорят, что там упали посевы. Но насколько, как – неизвестно. При умеренной плотности сайгаки фактически со скотом не конкурируют. Поэтому необходимо провести специальные исследования о взаимодействии скота и сайгаков. Институт зоологии, насколько я знаю, программу подготовил. Но средств на проект пока не выделили, - объясняет в интервью «АТ» Сергей Скляренко.
В нашей области
На территории Казахстана обитает три популяции сайгаков. И каждая к весне 2021 года выросла. Так, Уральская популяция достигла 545 000 особей, Бетпакдалинская – 285 000, а Устюртская – 12 000 особей.
- Около 100 тысяч голов Бетпакдалинской популяции сейчас зимуют у нас в Иргизском районе. Из Устюртской у нас около 10 тысяч. Может быть, 2 тысячи сейчас находится на территории Мангистауской и Атырауской областей. В западной части нашей области небольшими стадами представлена Уральская популяция – где-то 1000-1500 голов. Сейчас они на территории охотничьих хозяйств за Хобдой. То на российскую территорию зайдут, то к нам мигрируют, - сообщает Бекболат Жапаров, руководитель отдела Актюбинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира.
Барьеры
- Великолепно сайгак восстановился! Но численность расти постоянно не будет, - предупреждает Сергей Скляренко. – Есть такое понятие, как территориальная емкость угодий. Выход такой: либо помереть, либо мигрировать. А куда мигрировать?
Перемещаться животному в пределах ареала мешают всевозможные барьеры, созданные человеком. Для Уральской популяции таким ограничением служат погранзаграждения. Но пока сайгакам удается переходить через границу в Россию.
- Сайга Уральская мигрирует между Волгой и Уралом. Большая часть у нас в Казахстане сохраняется. В России восемь тысяч с чем-то особей. Десятки тысяч на российскую территорию заходят, но возвращаются, - поясняет Скляренко.
Для миграции Устюртской популяции ограничением может служить железная дорога.
- Устюртская популяция показывает рост почти с нуля (в 2017 году она насчитывала лишь 2,7 тысячи особей. – Авт.). А в 70-е годы она была самой крупной. Сейчас же крутится на пятачке, - поясняет Сергей Скляренко. – Угрозой для нее служит железная дорога Шалкар – Бейнеу, которую недавно запустили. Пока сайгаки держатся к северу от железки. И нет никаких данных, что животные переходят через эту дорогу. Подземные переходы не сделаешь: сайга под землю никогда не пойдет. Наземных переходов необходимое количество тоже не сделаешь. Поскольку сайгаки движутся широким фронтом: общая масса сайгаков, состоящая из стад в 20-150 и более особей, занимает полосу в несколько десятков километров в ширину. На железке сделали пологие насыпи, и поставили столбики, чтобы машины не ездили, но сайгак этих столбиков пугается. А если будет «колючка», то вообще не пойдет. Если настанет суровая зима, сайгаку понадобится уйти на юг. И что тогда будет?
Угрозой для Бетпакдалинской популяции является создание транспортного коридора «Центр – Запад», который перекроет миграционные пути степного животного.
После гона
Примерно с 5 декабря, как объяснил Бекболат Жапаров, у сайгаков начался гон. И продлится он до нового года. Окот, как правило, проходит с 10 по 30 мая.
- После гона самцы ослабевают, и часть, естественно, погибает, - рассказывает Сергей Скляренко. – При этом можно говорить о некоторой норме. К примеру, если в популяции 500 тысяч особей, то 5 тысяч погибших в зиму самцов – это нормально. Но если зима будет тяжелее, когда температуры слишком низкие, когда всё закроется коркой, тогда может лечь 20 тысяч. Вот это уже опасно.
Поэтому говорить об успешном восстановлении популяции сайгаков пока слишком рано. Следует ждать весны 2022 года, когда будет произведен новый учет сайги. К счастью, казахстанские власти прислушались к мнению ученых и продлили запрет на ее добычу до 2023 года. Надеемся, что в следующем году не повторится массовая гибель сайгаков, произошедшая в 2015-ом. Когда всего за несколько месяцев на территории Актюбинской, Костанайской и Акмолинской областей погибли 134 тысячи животных.
Автор: