Ради жизни на земле

Ради жизни на земле

Летчик-казах Ермухан Идрисов бесстрашно воевал с захватчиками. В 1943 году его жизнь оборвалась, во время боевого вылета майор погиб смертью храбрых.

В далёком 1909 году, в семье бедного скотовода-кочевника в ауле № 26 Саракульской волости Гурьевской области родился Ермухан. В большой семье (помимо нашего героя, ещё пять братьев и сестра) и нужда была большая. Отец ушёл на нефтепромысел в Макат. Туда же подались и братья.
Ермухану пришлось начинать трудовую жизнь с девяти лет. Он пас скот баев в Актюбинской и Уральской областях, а в 1925 году по примеру отца и старших братьев, ушёл искать свою судьбу на нефтепромыслы. Советская власть открыла для нефтяников школы. Так в 16 лет вчерашний пастух сел за парту. Здесь же в 1927 году вступил юноша в комсомол, а в 1930 его послали учиться на рабфак в Оренбург. Через два года учебы на рабочем факультете он вступил в партию.

█ Молодой сокол
То были памятные годы. Страна укрепляла свою обороноспособность: создавала танковые войска, авиацию, совершенствовала вооружение. Партия направляла в военно-воздушные силы Красной Армии по специальным наборам своих лучших сынов. В 1932 году по партийной мобилизации в авиацию послан с рабфака и Ермухан Идрисов. После военно-теоретической школы в Ленинграде, он в 1935 окончил Оренбургскую школу лётчиков-бомбардировщиков и тогда же, получив назначение, прибыл в боевую эскадрилью. Идрисов и там был в числе лучших, передовых офицеров. Успешно овладевал он сложной техникой воздушных кораблей разных конструкций, так что через несколько лет его назначили командиром звена в 21-й дальнебомбардировочный полк.

Товарищи и командиры уважали и любили Идрисова за пытливость, скромность, трудолюбие. Он отлично владел техникой пилотирования. Полк дислоцировался под Москвой. Участвовал в воздушных парадах над Красной площадью, не раз получал благодарности от командования за отличную слетанность.
- В одном из дальних ночных полётов с бомбометанием на полигоне экипаж его бомбардировщика попал в сложную ситуацию: на большой высоте отказал двигатель. Но лётчик сумел довести воздушный корабль до своего аэродрома и на одном двигателе, - вспоминал бывший командир 21-го полка Фёдор Меньшиков.

█ Живой и невредимый
Случалось Идрисову попадать в крутые переплеты и позднее, когда началась война с белофиннами. Однажды, успешно выполнив боевое задание, Ермухан Бекенович возвращался на свой аэродром. Приземлиться было невозможно: внизу всё закрыто густым туманом. Да и горючее кончалось — до запасного аэродрома не дотянуть. Идрисов и в этой сложной обстановке с честью вышел из положения: вывел корабль в район с лучшей видимостью и мастерски произвел посадку в поле.
За отличные действия во многих боевых вылетах в войне с белофиннами Идрисов был награжден орденом Красного Знамени.

█ Великая Отечественная
Июнь 1941 года застал 21-й дальнебомбардировочный полк, входивший в 22-ю дальнебомбардировочную дивизию 4-го авиационного корпуса в Крыму. С первых же дней войны полк участвовал в боях с фашистскими захватчиками, поддерживая войска Юго-Западного и Южного фронтов. Во всех этих полетах участвовало и звено Идрисова. Ермухану, как опытному асу, ставились наиболее сложные боевые задания. Однажды в район Плоешти (Румыния) он был послан в дневное время, чтобы поджечь крупные нефтехранилища и этим обеспечить световой ориентир для ночного удара силами всего полка. Это задание он отлично выполнил.

В июле и августе 1941 года, поддерживая наши наземные войска, полк наносил удары по танковым колоннам и скоплениям вражеской пехоты в районе Киева, Винницы. Обстановка для нашей авиации была тяжёлой: враг имел тогда преимущество и в воздухе. Нашим бомбардировщикам приходилось вести неравные бои с истребителями фашистов, преодолевать мощный огонь зенитной артиллерии врага.
Дважды после успешного выполнения боевых заданий в неравных боях с фашистскими истребителями загорался и самолет Идрисова. Дважды весь его экипаж (четыре человека) вынужден был покидать на парашютах свой воздушный корабль, подожжённый вражеским огнем. И оба раза лётчики возвращались в свой полк, чтобы возобновить боевые вылеты.

█ На честном слове и на одном крыле
В сентябре 1941 года гитлеровцы подошли к Днепру. Полк, в котором воевал Ермухан Идрисов, неоднократно вылетал из Крыма для нанесения ударов по врагу в помощь войскам, оборонявшим Одессу. Тогда же шли бои у легендарной Каховки.
11-я полевая армия фашистов под командованием генерала Манштейна рвалась через Днепр, наводя понтонные переправы. Вот эти-то переправы в течение полутора недель днем и ночью бомбил 21-й полк, не давая врагу переправляться через реку. Сентябрь 1941 года оставил по себе горькую память в сердцах советских людей тем, что фашистам удалось форсировать Днепр и выйти к Донбассу.

21-й бомбардировочный полк вёл тогда боевую работу с территории Крыма в составе ВВС 51-й отдельной армии. Перекоп и Сиваш уже были блокированы фашистскими войсками. На Перекопе шла жестокая битва за город Армянск и Турецкий вал. К днепровским переправам со стороны Херсона выдвигалась танковая дивизия гитлеровцев. Ведущим группы бомбардировщиков для удара по крупному скоплению войск противника у переправ через Днепр был послан Ермухан Бекенович. Удар наших бомбардировщиков был сокрушительным. Они уничтожили сотни фашистских автомашин, десятки танков и большое количество живой силы, скопившейся на берегу Днепра. Точно сброшенные бомбы смели и переправу, наведенную гитлеровцами у Каховки.
Но огнём зенитной артиллерии на самолете Идрисова был разбит один двигатель. Ермухану пришлось выйти из боевого порядка своих бомбардировщиков, чтобы со снижением дотянуть до расположения наших войск. Однако положение израненного самолета резко осложнилось: на него напали истребители противника. Как ни отбивался экипаж, но фашисты подожгли машину. Превозмогая нечеловеческую боль от ожогов, уводил Идрисов свой корабль подальше от скопления фашистских войск.

Лишь отойдя на несколько десятков километров от места скопления фашистских войск, Идрисов дал команду экипажу выпрыгнуть на парашютах из горящего самолета, который мог уже в любую минуту взорваться в воздухе. Последним оставил корабль командир экипажа. Он приземлился в днепровских плавнях, в нескольких десятках километров от переднего края наших войск.
- В третий раз за три месяца войны получил я донесение, что экипаж Идрисова сбит над территорией, занятой фашистами. А через несколько дней мне позвонил начальник Симферопольского военного госпиталя: «Капитан Идрисов успешно выполнил боевую задачу. Самолет был поврежден огнем зенитной артиллерии и загорелся в воздухе. Отбивая атаки истребителей, экипаж сбил два самолета противника и оставил горящий самолет, выпрыгнув на парашютах. Капитан Идрисов, раненный в бою с истребителями и получивший ожоги на горящем самолете, через пять суток благополучно возвратился в расположение своих войск, - описывает события того времени командир 1-го бомбардировочного авиакорпуса, впоследствии маршал Советского Союза Владимир Судец.

█ Маэстро в небе
В 41-м Идрисов был назначен заместителем командира эскадрильи 21-го дальнебомбардировочного полка, где служил до февраля 1942 года. В июне его назначают инспектором-летчиком 1-й бомбардировочной авиационной армии, а через некоторое время — командиром эскадрильи связи при 1-м бомбардировочном авиационном корпусе и командиром транспортного корабля. В этой должности в ноябре — декабре 42-го он участвовал в боях за освобождение Великих Лук, в январе — феврале 1943 года — на Волховском фронте при прорыве блокады Ленинграда, в марте — на Северо-Западном фронте у Демянска, чуть позднее — на Воронежском.

В 1939 году ему досрочно было присвоено воинское звание старшего лейтенанта. В 41-м его также досрочно, за образцовое выполнение боевых заданий, произвели в капитаны. А в октябре 42-го он уже был майором. В апреле 1943 года Идрисов награжден орденом «Отечественная война» первой степени.
Чем выше давалась оценка его боевому мастерству, тем строже относился к себе Ермухан Бекенович. В нем горела неукротимая жажда профессионального роста, потому что каждый бой с опытным, технически оснащенным врагом Идрисов рассматривал, как новый экзамен своим познаниям в ответственной науке побеждать.
… 25 сентября 1943 года, выполняя задание командования, майор Идрисов погиб при катастрофе самолета ЛИ-2. Боевые друзья похоронили его в совхозе «Украина» Харьковской области.

█ Будем жить!
На фронтах Великой Отечественной войны воевали и три брата Ермухана Идрисова, призванные Темирским РВК Актюбинской области.
Абу Идрисов - 1923 г.р., красноармеец, минометчик 321-го стр. полка 15-й стрелковой Сивашской дивизии - пропал без вести 28 июня 1942 года в районе с. Гремячки Должанского района Смоленской области.
Мукаш Идрисов - 1914 г.р., гвардии рядовой наводчик 2-й минроты 90-го гвардейского стр. полка 29-й гвардейской стрелковой Ельнинской Краснознаменной дивизии награжден медалью «За Отвагу» в боях за д. Медведково Гжатского района Смоленской области, пропал без вести в феврале 1945 года.
Вернутся домой довелось, только Тажену Идрисову - 1913 г.р. Разведчик-наблюдатель 223-го зенитно-артиллерийского полка 4-го Украинского фронта, в феврале 1944 года за своевременное обнаружение авиации противника и сбитый расчетом батареи немецкий истребитель ФВ-190 в районе Турецкого вала в Крыму награждён медалью «За боевые заслуги».

█ Кстати:
Племянница Ермухана Идрисова, Улмекен Таженова и сейчас проживает в посёлке Шубарши Темирского района.

Турлан ЖАНАДИЛОВ
В материале использованы выдержки из книги
«Крылья боевого сокола» Владимира Судеца

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930