В Актобе врачей начали учить азам общения с пациентами



Минздрав решил в корне изменить отношение медиков к больным. В нашем регионе уже запущен новый проект, который призван реформировать систему повышения квалификации медработников.

Ренат ТАИПОВ
фото Лилии БЕЛИКОВОЙ


Далеко не все врачи, к сожалению, с большим вниманием и сочувствием ведут прием пациентов. Выслушивают больных, понурив головы, методично, не поднимая глаз, записывают своим неразборчивым почерком сказанное. Нередко и объяснить пациенту цель назначенного лечения не могут. Причиной тому бывает не только не самый высокий уровень профессионализма отдельных медиков, но катастрофическая занятость врачей составлением отчетов, внесением данных, как на бумагу, так и в электронные носители. Руководство минздрава неоднократно заявляло, что жалобы от пациентов с каждым годом только растут. Утверждали они, что и с бумажной волокитой начнут бороться.

Актобе попал в проект


Искоренить проблемы, возникающие у медиков при общении с пациентами, минздрав решил введением новой системы подготовки кадров и повышения их квалификации. В шести городах Казахстана – Астане, Алматы, Шымкенте, Семее, Караганде и Актобе запущен пилотный проект по коммуникативному ликбезу.

Врач – не царь и не бог


О его целях и задачах рассказывает ассистент отдела непрерывного профессионального развития и доказательной медицины ЗКГМУ им. М. Оспанова, кандидат медицинских наук Алима Кашкинбаева.
- И в советское время, и в постсоветский период действовала доктор-центрированная помощь. То есть в центре взаимоотношений пациента и врача всегда выступал доктор. Действовала авторитарность: врач – царь и бог, что он сказал, то и правильно. И варианты не обсуждались. Но люди меняются, и время меняется. Пришла необходимость изменить систему. Очень увеличился процент жалоб на некомпетентность врачей, небрежное отношение к пациентам, - говорит А. Кашкинбаева.

На вопрос, совершали ли советские медики меньше ошибок, она отвечает:
- Я не думаю, что мы начали совершать больше ошибок в плане диагностики и лечения, но, видимо, люди стали более требовательны. И такая проблема не только у нас, а везде.

В новом подходе, который будет внедрен в случае успешной реализации проекта, в центре внимания Пациент и его Семья.
- Но данная программа пытается помочь врачам в первую очередь, - считает Алима Робертовна. - Нет эффективности лечения от того, что нет взаимодействия с пациентами. Пациенты не находят понимания у врачей, врачи не согласовывают все шаги в лечении и диагностике. Не спрашивают согласия на лечение. Наши врачи настроены на то, чтобы поставить диагноз, назначить лечение и отправить пациента лечиться. В результате пациенты не возвращаются обратно. Считают, раз лечение не помогло, то и возвращаться не надо. Ищут других врачей или нетрадиционные методы.

Десять смелых


В Актобе учить врачей правильному общению с больными начали в ноябре 2015 года. Тогда стартовал первый этап новой программы. Обучение прошли 10 медиков из городских поликлиник №1 и №3.
- Второй модуль запустят в конце марта - начале апреля 2016 года. Врачи займутся изучением приемов доказательной медицины. Потом будут подводиться первые итоги. А в конце 2016 года планируется подведение всех итогов пилотного проекта. По результатам будет проведена корректировка и шлифовка программы для запуска в полную силу.

Раньше не учили


Как объясняет Алима Кашкинбаева, и в советские годы, и на протяжении многих лет независимости студентов-медиков фактически не обучали коммуникациям с пациентами. Этим озаботились лишь несколько лет назад. Так, в ЗКГМУ им. М. Оспанова на первых двух курсах бакалавриата ввели дисциплину «Коммуникативные навыки». В случае успешной реализации министерского проекта обучать медиков нормам общения будут и на старших курсах, и в резидентуре. Изменится и методика повышения квалификации врачей, медсестер, фельдшеров.

Начальники мешали


В чем же заключалось обучение, проведенное на первом этапе? Врачи в течение 6-и дней получали теоретические знания, а затем на протяжении двух недель подотчетно применяли их на практике. Работа с пациентами записывалась на видео и направлялась в центр обучения. Его сотрудники вели анализ.

Две недели – срок небольшой, но и за этот период между врачами, участвовавшими в проекте, и руководством возникали разногласия.
- Заведующие не всегда поддерживали. С пациентами были неполадки. Не сразу у всех получалось. Руководство зачастую не давало возможность работать с пациентами. Отрывали постоянно, вызывали. То есть полноценному приему больных мешали, - рассказывает собеседница.

Как известно, участковому врачу на работу с одним пациентом отводится лишь 12 минут. Естественно, при использовании новой тактики общения с больными – такой промежуток времени сужается донельзя.
- Здесь проблема не только в самих врачах. Здесь неправильная организация всей системы здравоохранения в стране. Поэтому в проекте будут задействованы не только врачи, но и руководители организаций.

С врачом по скайпу


Алима Робертовна полагает, что в скором времени, возможно, работать с пациентами медики смогут, в том числе, и дистанционным образом.
- Вероятно, пациентам не обязательно будет приходить на прием к врачу, они смогут, например, передавать жалобы и получать советы по электронной почте, как за рубежом.

Врач и пациент ищут консенсус


Каким же конкретным навыкам обучали врачей? Отвечая на этот вопрос, А. Кашкинбаева перечисляет:
- Самое элементарное, к примеру, как сообщить плохой диагноз. Есть специальные алгоритмы поведения врача: как говорить и что говорить. Другой навык – активное, эмпатическое слушание. То есть, способность задавать открытые вопросы, чтобы дать возможность пациенту выговариваться.
Еще один навык - взятие обратной связи. Врач должен узнать, как понял пациент, что надо делать.
Также навык резюмирования. До этого врачи его не использовали. Данный навык помогает пациенту понять, что врач его слушает, и все сведения очень важны.

К сожалению, не все врачи полностью информируют пациентов о тяжести заболевания, о прогнозах, об исходах, об осложнениях. Бывает, что некоторые больные и диагноза не знают, выходя из кабинета врача. Для этого и развивается навык информирования.
Навык комментирования всех своих действий. Врач должен объяснить перед своими действиями и манипуляциями – зачем он это делает. К примеру, назвать цель измерения давления, температуры.

Навык совместного принятия решения. Здесь обсуждаются вопросы дальнейшей тактики ведения больного. Мы должны узнать мнение пациента. Если он не согласен, должны предложить что-то альтернативное, чтобы найти консенсус.
После прохождения всех этапов обучения актюбинские медики экзамены сдавать не станут. А вот среди пациентов, которых они лечили, будет проведено анкетирование. Актюбинцы сами поставят оценки переученным медикам.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930