Недоступная среда: почему в Актобе не работают лифты в переходах

Недоступная среда: почему в Актобе не работают лифты в переходах


Неработающие подъёмники в надземных переходах специалисты отдела ЖКХ объяснили отсутствием запчастей из-за рубежа. Их поставку якобы срывает напряженная геополитическая ситуация. Однако репортер «АТ» выяснил, что лифты не работали еще задолго до боевых действий в Украине.

Артур САЙЫН


Попытка – пытка

Первый надземный переход в Актобе рядом с остановкой «ДСК» был открыт в 2018 году при занимавшем тогда пост акима города Ильясе Испанове. Презентуя этот переход, власти руководствовались соображениями безопасности пешеходов. Дорога магистральная, машин много, часто случаются аварии. Для людей с инвалидностью предусмотрели специальный подъёмник. Первому его опробовать предложили руководителю специальной организации по формированию доступной среды Шахану Жулдасбаеву. Он смог подняться с одной стороны перехода, а спустить его с другой не смогли. Подъемник подвел. С тех пор лифт работал с переменным успехом, пишет @aktobe_times

Второй надземный переход открыли годом позже рядом с областным мемориальным музеем имени Алии Молдагуловой. Но объект тогда не приняли в эксплуатацию, так как подрядчик не сдал нужных документов, объяснили специалисты отдела ЖКХ.

Спустя два года

В 2020 году репортёр «АТ» вместе с Шаханом Жулдасбаевым решили проверить переходы. На тот момент ни в одном из них лифт не работал. Ответственная компания за содержание перехода, который рядом с остановкой «ДСК», тогда ссылалась на карантин, и нас уверяли, что якобы с марта переходом никто не пользовался. Однако специалисты обещали все починить.



Что касается второго перехода, то в отделе ЖКХ ответили, что для лифта не хватило запчастей, и что на подрядчика подали в суд.

- В планах было запустить его в прошлом году, но в связи с финансовыми затруднениями не смогли успеть вовремя. Затем планы сдвинулись на весну этого года, но не успели в срок, так как лифт сломали механическим путем во время строительства. Запчасти в Казахстане мы не производим, а из-за карантина извне достать не смогли. Мы подали на подрядную организацию в суд, сейчас идут разбирательства. Она должна предоставить гос-акт, декларацию и заключение технического надзора. На сегодняшний день пешеходный переход в полной готовности. Как только все предоставят, лифт будет запущен. Пока что люди могут переходить по лестнице, - обещал специалист отдела ЖКХ Навои Амирбеков в 2020 году.

Первый блин – комом. И второй, и третий…

И вот, спустя еще два года репортер «АТ» вновь посетил эти переходы. Тот, что возле музея Алии Молдагуловой, изгажен, там много мусора и еще больше надписей на стенах, изобилующих ненормативной лексикой. Лифт как не работал, так и не работает. Переход у остановки «ДСК» оказался немного чище. Рядом с лифтом торчал какой-то провод. Было заметно, что подъемником не пользовались.



Война виновата?

Если раньше, чтобы вызвать подъёмник, надо было связаться с оператором, который по камере посмотрит, на инвалидной коляске вы или нет, и только потом пустит в лифт, то теперь отдел ЖКХ внедрил иную систему. Как рассказал глава отдела ЖКХ Адилбек Танкиев, горожанин с ограниченными возможностями может приложить автобусную карточку к специальному валидатору, и тогда двери должны автоматически открыться. Но какой прок в новых технологиях, если лифты все равно не работают?

- Сейчас запчасти мы заказали, они производятся просто за рубежом, а из-за проблем, которые происходят в России и Украине, пока задерживаются. Но они придут, и лифты отремонтируем, и скоро откроем, - пообещал Адилбек Танкиев.



«Попробуете на инвалидной коляске подняться - убьетесь!»

Шахан Жулдасбаев, который несколько раз испытывал на себе эти подъёмники, в прошлом году стал депутатом городского маслихата. Он уверен, что вся ситуация с переходами, тянущаяся с 2018 года, раскрывает истинное отношение города к людям с ограниченными возможностями.

- На сегодняшний день наземные переходы все равно не работают, - констатирует Шахан Жулдасбаев. - Буквально недавно я, инспектируя свой участок, заехал туда (к переходу рядом с остановкой «ДСК»). Я мониторю соцсети и постоянно вижу от людей один негатив по этим переходам! Я делал запрос в полицию, они мне ответили, что благодаря этому снизилась аварийность. Хорошо, соглашусь, что раз переход имеет смысл, тогда он должен работать, как положено, а не как сейчас.

А если, допустим, человек на протезах, ведь он не может поднимать ноги на ступенях. Эти подъёмники должны быть для всех, кому трудно передвигаться. Вот отдельно, внутри этих конструкций установили швеллеры, которые якобы предназначены для родителей с колясками. По ним невозможно поднять коляску – слишком крутой угол. А если вы попробуете на инвалидной коляске подняться, то просто убьетесь. Мы писали рекомендации, чтобы их убрали, но, как видите…

Раскритиковал депутат и ноу-хау от отдела ЖКХ:

- Вот сейчас я слышал, что внедрили карточки. Но, опять же, что делать гостям из других городов, поселков, районов? Никому из знакомых моих, ни мне лично их не выдали, например. Меньше, чем через месяц, 27 июня, у нас в городе будет проходить большой чемпионат Казахстана по плаванию, ожидается много ребят с инвалидностью со всего Казахстана, и они это (переходы) увидят прямо в центре города.

Неработающие надземные переходы, по словам Ш. Жулдасбаева, только вершина айсберга. Доступная среда для всех, по его мнению, в городе развивается, но очень медленно.

- У нас, конечно, и так немало препятствий для людей с инвалидностью, - говорит Шахан Жулдасбаев. - Мы в прошлом году провели реконструкцию порядка 30 пешеходных переходов, обеспечили скаты, съезды, чтобы люди могли спокойно и беспрепятственно переходить дорогу в положенных местах. Это был пилотный проект, этим самым я обозначил проблему того, как у нас делаются переходы. Это было для работников ЖКХ, чтобы они начали по этому образцу работать. Но, конечно же, мы не брались за все «пешеходы». К сожалению, мы видим, что этот проект реализовали, но наши специалисты продолжают делать улицы с неправильными скатами и съездами. Например, в районе улицы Маресьева, где находится дом для людей с инвалидностью, и так далее.

Когда нет нормальной среды, это сильно деморализует граждан, поэтому вы не видите людей с инвалидностью на улицах. Меня удручает другой момент, что сейчас растут новые микрорайоны со старыми ошибками. Проектируется дом – сделайте невысокий цокольный этаж, чтобы было легче сделать пандус, проложите удобный санузел, обеспечьте нормальные дороги, чтобы удобно было переходить, но нет! Ведь если эти моменты на этапе проектирования заложить, они же не ударят по карману.

Не могу сказать, что у нас совсем ничего не делается. В городе появился доступный общественный транспорт: автобусы с откидными пандусами, ребята пользуются, действительно удобно! Есть проблема, что водители не могут этим пользоваться порою. Но потихоньку привыкают. К сожалению, таких маршрутов всего 3, нужно больше таких автобусов. Хочу отметить, что в госучреждениях ситуация стала лучше. Появились пандусы, подъёмники. Хотелось бы, чтобы наши частные предприниматели взяли это за пример. Мы элементарно не можем зайти постричься, в магазины попасть – нет пандусов.

Между тем, алматинские прокуроры проверили надземные и подземные переходы города и обнаружили, что из 68 переходов в 57 не работают лифты и горизонтальные подъемники.

- Следует отметить, что в Алматы проживают более 54 тыс. лиц с инвалидностью, из них 14 739 испытывают трудности с передвижением. Между тем из бюджета ежегодно выделяются немалые средства на содержание и обслуживание указанных объектов. Только за 2021 год на эти цели израсходовано порядка 280 миллионов тенге, - сообщили прокуроры Алматы.

Прокуроры обещали выяснить, законно ли расходуются выделяемые на содержание подземных и надземных переходов бюджетные средства.



Символ равнодушия?

Вы, наверное, помните, как в 2011 году в столице Казахстана задумали сделать надземное метро. Власти всюду искали средства на возведение необходимой инфраструктуры. А когда находились инвесторы, выяснялось, что сумма проекта была неподъемной.

И так проект вновь поднимали, пересматривали и бросали; возрождали и вновь откладывали в долгий ящик. В результате все-таки нашли тех, кто возьмется за строительство. Так потихоньку городе появились огромные бетонные сооружения. В народе их прозвали «рогатками» (из-за схожести), они должны были стать опорами для легкорельсового транспорта. Но стройка на них и остановилась. Чуть позже ряд ответственных лиц, в том числе госслужащих, арестовали по подозрению в хищении средств. В прошлом году 7 человек приговорили к длительным срокам.

В итоге, за более чем 10 лет никаких надземных поездов или скоростных автобусов в столице не появилось. «Рогатки» так и стоят по сей день, и их стали в шутку называть памятником коррупции. Надземные переходы в Актобе тоже рискуют стать символами. Но не мздоимства, а равнодушия.

Актюбинские урбанисты уже не раз требовали демонтировать надземные переходы или вернуть привычную «зебру». Руководитель проекта «Житель Актобе» Батыржан Кусаинов в прошлом году наблюдал за пешеходами и обнаружил, что чаще всего горожане выбирают наиболее удобный и беспрепятственный путь. Подниматься по лестницам высокой конструкции, к примеру, для пожилых весьма тяжело, поэтому многие, пренебрегая правилами, просто перебегали дорогу, рискуя попасть под авто.

- Человек здесь психологически не готов переходить, здесь много ступенек, это увеличивает время. Люди до сих пор пользуются тем переходом, который уже стерли. Я недавно просто стоял и наблюдал на протяжении где-то 10 минут. 5-6 человек прошли не по переходу, потому что так удобней. Человек идет по короткому пути. Рисков много: если человека собьют, то виноват будет он. На самом деле виноват тот, кто это проектировал, - говорил эксперт.

Похожие новости

Календарь новостей
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031