Рейсы из Актобе в Казань в этом году не возобновят, но планируют запустить в Москву
Авиасообщение с Россией сокращается с начала войны в Украине. Ситуация усугубилась после недавней авиакатастрофы в Актау, когда российские ПВО сбили гражданский самолет, летевший из Баку в Грозный.
Прямого авиасообщения из Актобе в российские города так и не наладили, в международном аэропорту Алии Молдагуловой сообщили, что связано это в том числе с «текущей геополитической ситуацией».
Рейс Актобе-Казань, который осуществляла компания Qazaq Air, был одним из популярных и пользовался большим спросом, но после начала войны в Украине стали наблюдаться перебои с полетами. Регулярное авиасообщение хотели восстановить в прошлом году, но успели выполнить только один рейс, потому что украинские дроны стали бить по Татарстану. Так, в апреле БПЛА ударили по нескольким объектам – это здание в особой экономической зоне «Алабуга» в Елабужском районе (там среди прочего производят российскую версию иранского дрона «Shahed 136») и нефтеперерабатывающий завод «Танеко» в Нижнекамске.
Прошлым летом в пресс-службе актюбинского аэропорта сообщали, что Qazaq Air планирует возобновить рейсы позже.
- В Казань у нас были рейсы в 2021 году, выполняла Qazaq air. По некоторым причинам они прекратили полеты на время, а в этом году (в 2024. - Авт.) восстановили. Один рейс был выполнен, но, к сожалению, после этого пришлось закрыть: там были опасения после атаки дронов, - говорил ранее начальник коммерческого отдела аэропорта Жарас Ергазин. - Пассажиропоток был хороший, мы сейчас ожидаем возобновления. Авиакомпания сказала, что не закрыла рейс, а вернется позже.
Однако компания отказалась от этого маршрута. Стало это известно буквально недавно.
- К сожалению, в текущем году авиакомпания Qazaq Air не рассматривает возобновление полетов по маршруту Актобе-Казань из-за текущей геополитической ситуации, - сообщили в пресс-службе воздушной гавани.
Летом в Москву?
Раньше из Актобе можно было напрямую попасть в Москву. Регулярное сообщение было до пандемии, причем осуществляла рейсы крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот». С апреля 2022 до июня 2023 года рейсы осуществляла «Россия» (дочерняя компания «Аэрофлота»), с тех пор полетная программа была полностью сокращена.
Были переговоры с российской компанией Red Wings, которая хотела взяться за этот маршрут. В актюбинском аэропорту несколько раз анонсировали дату начала полетов. В последний раз сообщали, что авиасообщение должно начаться еще прошлым летом. Но, как уточнили в пресс-службе аэропорта, Red Wings теперь не планирует выполнять полеты по этому маршруту, но такую возможность рассматривает другая компания, название которой пока не раскрывают.
- Ведутся переговоры с российской авиакомпанией по возобновлению рейсов в Москву предварительно в начале лета, - отметили в пресс-службе аэропорта.
Авиакатастрофа в Актау и ее последствия
Пока планов у нашего аэропорта по открытию авиамаршрутов в другие города России нет. Вместе с тем, репортер «Актобе Таймс» также спросил у представителей воздушной гавани о том, изменилась ли политика планирования рейсов в Россию в связи с недавней авиакатастрофой в Актау. В пресс-службе аэропорта ответили, что «каждая авиакомпания принимает решение самостоятельно».
Напомним: 25 декабря самолет авиакомпании Azerbaijan Airlines, выполнявший рейс Баку-Грозный, упал близ Актау. На борту находились 67 человек, включая 5 членов экипажа. В результате происшествия погибло 38 пассажиров, 29 человек выжили.
Расследование этой катастрофы продолжается, но основная версия причины крушения, которую называют азербайджанские власти и некоторые эксперты – это поражение самолета российский ракетой класса «земля-воздух». По данным Reuters со ссылкой на источники из Азербайджана, запуск ракеты проведен с системы ПВО «Панцирь-С». В тот день в Грозном и других городах России военные отражали атаки украинских БПЛА и могли по ошибке ударить по гражданскому самолету. Также отмечается, что судно практически потеряло управление из-за влияния на него средств радиоэлектронной борьбы.
Позже президент Азербайджана Ильхам Алиев потребовал от РФ «признания вины, наказания виновных и выплаты компенсаций». Он подчеркнул, что Чечня должна была закрыть воздушное пространство и предупредить об этом экипаж самолета.
«Скорее всего, пилоты знали, что им не выжить в этой катастрофе, – отметил Ильхам Алиев. - В такой ситуации совершить аварийную посадку и дотянуть до берега самолет, который практически был неуправляем в результате постороннего воздействия в воздушном пространстве России, требовало как профессионализма, так и героизма».
Только три дня спустя после авиакатастрофы президент России Владимир Путин принёс извинения президенту Азербайджана «в связи с тем, что трагический инцидент произошёл в воздушном пространстве России», но он так и не признал, что именно работа ПВО стала причиной падения судна.
Эта трагедия привела к тому, что ряд авиакомпаний приостановили рейсы в города России. Так, Azerbaijan Airlines, чей борт потерпел крушение в Актау, закрыла около 50 рейсов. То же самое проделали и компании из ОАЭ, Израиля, Туркменистана и Узбекистана. Казахстанская компания Qazaq Air остановила рейсы из Астаны в Екатеринбург как минимум до 28 января.
Внутри самой России вынуждены закрываться аэропорты, опять же из-за угрозы атак БПЛА, например, как в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Белгороде и других городах. На сайтах этих аэропортов указано, что они закрыты до «особого распоряжения».
Трагедия в Актау напомнила авиакатастрофу, которая произошла в 2014 году в Донецкой области. Тогда подконтрольные России силы самопровозглашённой ДНР с помощью ЗРК «БУК» сбили авиалайнер Boeing 777-200ER авиакомпании Malaysia Airlines. Он выполнял рейс по маршруту Амстердам—Куала-Лумпур. В результате крушения погибли все находившиеся на борту 298 человек.
Автор: Артур Сайын