О работе УКПС и СУ ГП РК по Актюбинской области и изменениях в государственном контроле
В ходе осуществления контрольно-надзорной деятельности, на постоянной основе Управлением по Актюбинской области (далее – Управление) ведется надзор за обоснованностью назначаемых проверок и соответствию их требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также по недопущению незаконных проверок.
Так, в 2022 году, согласно сведениям, Управлением зарегистрировано актов о назначении проверок – 5361, в том числе в отношении субъектов частного предпринимательства – 1871, из них 653 субъектов малого и микропредпринимательства, 1931 о порядке проф. контроля (1479 – в отношении СЧП, из них 1137 субъектов малого и микропредпринимательства), и отказано в регистрации в 54 случаях, из них право отказа применено в отношении 26 СЧП.
Следует отметить, что Управлением надзор за обоснованностью назначаемых проверок ведется, как в момент регистрации проверок, так и в пострегистрационный период.
Так, Управлением за 2022 год отказано в регистрации дополнительных актов о продлении в 4 случаях, все в продлении сроков по проф.контролям в отношении СЧП.
За нарушения требований нормативных правовых актов Управлением внесены 17 представлений об устранении нарушений законности, возбуждено 28 дисциплинарных производств и направлено 12 информационных писем, а также возбуждены 14 административных производств, из них 10 производств по ст.498 КоАП РК и 4 по ст.175 КоАП РК (нарушение порядка проведения проверки в отношении СЧП).
Все административные производства рассматривались Управлением в сокращенном порядке, и на сегодняшний день штрафы все оплачены.
По результатам рассмотрения актов надзора привлечены к дисциплинарной ответственности 48 должностных лиц и 14 - к административной ответственности.
По Актюбинской области выявлены и поставлены на учет 40 незаконных проверок субъектов малого предпринимательства в период действия моратория на территории республики, из них 3 выявлены Управлением в ходе изучения представленных материалов в период регистрации проверок.
Например, инспекция по Актюбинской области осуществила контрольную деятельность в виде проведения проверочных мероприятий, регламентированных п.2 ст.140 Кодекса (запрос информации, являющейся предметом проверки) в отношении деятельности товарищества, являющегося субъектом микропредпринимательства без предварительной регистрации в органах прокуратуры.
Также, Управлением выявлен факт незаконной проверки, проведенной должностным лицом одного из Департаментов Актюбинской области в отношении деятельности товарищества, тоже являющегося субъектом микропредпринимательства. В данном случае, грубое нарушение выразилось в виде отсутствия в акте о назначении проверки эколога среди лиц, осуществлявших проверку.
Отметим, 30 декабря 2021 года главой государства подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан».
Указанным законом изменения коснулись и главы 13 Предпринимательского Кодекса РК.
Внесены значительные поправки относительно порядка организации и проведения государственного контроля и надзора.
Например, профилактический контроль подразделяется на виды:
1) профилактический контроль без посещения субъекта (объекта) контроля и надзора;
2) профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора;
3) контрольный закуп.
Проверки же делятся на следующие виды:
1) проверки, проводимые на соответствие квалификационным или разрешительным требованиям по выданным разрешениям, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;
2) внеплановые проверки.
Введена как одна из форм контроля, представляет собой комплекс действий органов контроля и надзора, осуществляемых в соответствии со статьей 144–4 Кодекса и иным законодательством Республики Казахстан. Порядок его проведения определяется в отраслевом законодательстве.
В случае, если предприниматели столкнулись с неправомерными действиями со стороны сотрудников проверяющих госорганов, просим сообщать об этом на 115 – это единый номер call-центра Генеральной прокуратуры, либо на номер 21-19-31.
Кроме того, любой предприниматель, к которому пришли с проверкой, может посмотреть на информационном сервисе www.qamqor.gov.kz либо на мобильном приложении Qamqor законность проверки.
Прокурор отдела Жұмабек Әділбек Рахманбердіұлы
Автор: